Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Прогноз по авторынку на 2010 год: падать больше некуда

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Автопроизводителям в России должно стать легче - они адаптировались к кризису

Прогноз по авторынку на 2010 год: падать больше некуда
Страшный для автомобильной отрасли 2009 год закончился. Бурного роста спроса в новом 2010 году никто не ждет, но эксперты надеются хотя бы на небольшое оживление спроса с весны. В любом случае работать в 2010 году автомобильным компания станет легче, потому что рынок нащупал дно, и появилось понимание и опыт, как работать в таких условиях, считают эксперты.

В 2009 году автокомпании столкнулись с двумя главными проблемами - катастрофическим падением спроса на автомобили и высокой долговой нагрузкой, которая в кризис оказалось неподъемной. В новом 2010 году эти проблемы никуда не уйдут. Но жить автопроизводителям и автодилерам станет "чуточку" лучше.

"2010 год российским автокомпаниям будет пережить легче, чем уходящий. Авторынок достиг дна, и появилось понимание того, что происходит и как дальше надо работать. И от этого понимания им станет легче", - говорит RB.ru директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. "Автопроизводителям станет легче, так как ситуация разрядилась: они адаптировали производство к резкому падению спроса", - соглашается аналитик "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго.

Катастрофическое падение

Производство автомобилей за 11 месяцев 2009 года рухнуло на 60,4% (данные Росстата), продажи легковых машин, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали  вдвое (данных за 12 месяцев еще нет) до 1,34 млн штук. По прогнозу ассоциации, по итогам года суммарные продажи могут составить 1,5 млн автомобилей.

Ежемесячные продажи новых автомобилей упали с максимальных 270 тыс. штук (зафиксирован весной 2008 года) до минимальных 100-110 тыс. штук в последние месяцы 2009 года. Еще год назад на волне мощного автомобильного бума россияне тратили на покупку новых автомобилей примерно столько же, сколько жители таких стран как Франция, Великобритания и Италия. Сейчас, в 2009 году суммарная финансовая ёмкость российского авторынка оказалась примерно в два раза меньше, чем в этих странах и в три раза меньше самого крупного европейского авторынка - Германии, посчитали в "Автостате".

Ожидания

Падение авторынка - катастрофическое, но эксперты успокаивают, что он нащупал дно, и хуже уже не будет. Большинство прогнозирует небольшое, но восстановление спроса на легковые автомобили. По прогнозу Сергея Целикова из "Автостата", в январе-феврале 2010 года ежемесячные продажи новых легковых автомобилей могут оказаться даже более провальными, чем конец 2009 года, и могут снизиться до 75-80 тыс. штук, так как это традиционно низкий сезон. Но с марта следующего года эксперт ожидает начало роста продаж до уровня 110-130 тыс. машин в месяц. В целом в следующем году спрос на легковые машины увеличиться на 10-20% - если экономика страны будет показывать восстановление, прогнозирует Сергей Целиков.

Прогноз аналитика "Ингосстрах-инвестиций" Евгений Шаго более сдержанный. По его мнению, в 2010 году российский авторынок покажет стагнацию, будет наблюдаться небольшое падение или рост продаж на 5-10%. "Пока никаких предпосылок для оживления спроса нет, - объясняет эксперт. - Продажи новых автомобилей из месяца в месяц падают, доходы населения не растут".

Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует начало роста рынка легковых автомобилей в России в 2010 году и выход на докризисный уровень в 2014 году. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко прогнозирует, что авторынок начнет восстанавливаться во втором полугодии 2010 года. Однако рынок легковых автомобилей "крепко станет на ноги" только к 2015 году",  тогда продажи вырастут до 3,2-3,4 млн автомобилей, то есть до докризисного показателя. В Минпромторге более пессимистичны и считают, что авторынок России вернется на уровень продаж в 3,5 млн автомобилей в год только к 2020 году. Целиков из "Автостата" настроен позитивнее: на уровень 2008 года спрос вернется в 2012-2014 годах.

"Ключевым фактором станет то, как стартует экономика страны в начале года. Положительные тенденции в экономике вернут людям уверенность в завтрашнем дне, что приведет к не взрывному, но росту продаж автомобилей. Потому что сейчас сформирован отложенный спрос на машины", - считает Целиков. В 2010 году сработают стимулирующие меры государства, так как уже хорошо отработана программа льготного автокредитования, начнут выдавать премии за утилизацию старых автомобилей, производители и дилеры продолжат предлагать собственные кредитные программы, добавляет собеседник RB.ru. Минпромторг рассчитывает, что за счет льготных кредитов будет продано 150 тыс. машин, программа "премия за автохлам" простимулирует продажу еще 200 тыс. новых машин.

Автопроизводители также рассчитывают на восстановление спроса и готовятся увеличить объемы производства. "АвтоВАЗ" планирует в 2010 году в полтора раза увеличить производство по отношению к 2009 году и выпустить 445 тыс. автомобилей, как говорил вице-президент по стратегии предприятия Григорий Хворостянов. "Камаз" прогнозирует в 2010 году рост производства на 8-10%, а при благоприятных условиях на рынке - до 15-20%, как говорил генеральный директор предприятия Сергей Когогин.

Банкротства

В 2009 году при поддержке государства почти все российские автопроизводители выжили, кроме "Ижавто". Банкротств среди них в 2010 году, вероятно, больше не будет, но среди автодилеров они произойдут однозначно, считают в "Автостате". Кроме того, в плане слияний и поглощений 2010 год станет более ярким, чем прошедший, особенно на рынке автомобильного ритейла. Дилеры по-прежнему перекредитованы, и рынка на всех не хватает, констатирует Сергей Целиков.

"АвтоВАЗу" будет нелегко

Что касается "АвтоВАЗа", то государство четко показало, что обанкротиться крупнейшему российскому автопроизводителю, не даст. Предприятие продолжит бороться за выживание.

Внешняя среда для "АвтоВАЗа" будет в следующем году неблагоприятной, так как, скорее всего, авторынок будет стагнировать, считает Евгений Шаго. "АвтоВАЗ" даже с производством около 1 млн машин работал на грани рентабельности, а теперь ему приходиться жить при вдвое меньших объемах производства", - говорит RB.ru Евгений Шаго. Поэтому, по его мнению, справиться с кризисом самостоятельно заводу будет не под силу, ему не обойтись без денежных вливаний от государства.

"В 2010 году продолжиться волна сокращений на "АвтоВАЗе", и людям в Тольятти станет жить еще тяжелее. Государство и руководство завода будут пытаться делать из "АвтоВАЗа" маленькое, но прибыльное предприятие", - считает Целиков.

По словам президента "АвтоВАЗа" Игоря Комарова, в 2010 году завод намерен завершить основные мероприятия по выходу из кризиса, касающиеся сокращения операционных расходов, достижения оптимальной численности персонала и реструктуризации долга. Расплатиться с частью срочных долгов поможет государство, которое пообещало выделить на это 50 млрд рублей в дополнение к предыдущему траншу в 25 млрд рублей.  Кроме того, по словам Комарова, завод будет реструктурирован, и в структуре "АвтоВАЗа" сохраниться только производство автомобилей и автокомпонентов, для которого ищется стратегический инвестор. В марте-апреле "АвтоВАЗ" намерен подписать окончательное соглашения с альянсом Renault-Nissan, которое предусматривает помощь со стороны иностранного партнера в виде оборудования, ноу-хау, опыта и экспертных знаний. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter