Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Путин попал в железнодорожную колею

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

РЖД хочет контролировать российские порты

Путин попал в железнодорожную колею

Владимир Путин успешно проанонсировал транспортный проект РЖД. Вслед за заявлением российского президента, призвавшего сегодня на заседании Морской коллегии развивать морской транспорт и интегрировать его в «мировую транспортную систему», глава ОАО РЖД Владимир Якунин конкретизировал, в чем должна заключатся эта интеграция.

По словам Путина, несмотря на то, что морской транспорт перевозит более 60% экспортных грузов России, основные российские грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. Чтобы изменить ситуацию, Президент предложил  «модернизировать крупнейшие российские порты, которые входят в систему транспортных коридоров, и строить новые перегрузочные комплексы». Одновременно он призвал передать работу по развитию морских портов в ведение Морской коллегии - специального государственного органа, возглавляемого вице-премьером Сергеем Ивановым.

Выступая позже, президент РЖД Владимир Якунин пояснил, почему возникла идея портовой модернизации. По его словам, если объем перевалки грузов в иностранных портах ежегодно увеличивается на 21%, то в российских - только на 5%.  Причину глава железнодорожной монополии видит в чиновных проволочках: Якунин отмечает, что те поручения, которые Владимир Путин давал более года назад по созданию свободных экономических зон в портах, так и не выполнены. «Уже более года реализуется проект создания пяти ОЭЗ в портах», - заметил Якунин.

Несмотря на то, что Якунин возглавляет сугубо сухопутную транспортную отрасль, эта компания  активно создает портовую инфраструктуру. В последнее время монополист активно стремится приобрести контроль над крупнейшими портами России, против чего выступает Минтранс. Так, РЖД намерен получить контрольный пакет компаний, управляющих портами Усть-Луга и Новороссийска. Кроме того, железнодорожная монополия ведет переговоры о вхождении в состав акционеров портов Владивостока и Находка. Как заявил сегодня на Морской коллегии Якунин в развитие портов Усть-Луга, Новороссийск и Мурманск,  РЖД намерена вложить 100 млрд. рублей. Основные же инвестиции - 672 млрд руб - будут направлены на строительство подъездных путей к морским портам: из них 274 млрд. рублей к портам северо-запада и 235 млрд. рублей к южным портам. Таким образом, РЖД надеется увеличить грузопоток и объемы перевалки грузов в два раза.

Однако у Минтранса есть свои резоны противостоять экспансии монополии. В министерстве считают, что РЖД не должна заниматься непрофильными активами и тратить средства на покупку акции портов. Железнодорожному монополисту и так есть чем заняться: развитием собственной инфраструктуры и убыточными пассажирскими перевозками.

Характерно, что претензии главы РЖД направлены как раз против Минтранса, который «задерживает» создание портовых особых экономических зон. Наиболее вероятными претендентами на получение статуса портовой ОЭЗ являются Усть-Луга, Мурманск, Санкт-Петербург и Новороссийск. Вопрос теперь заключается в том, сумеют ли эти ведомства противостоять напору РЖД после того, как развитие портов по железнодорожному плану стало политической задачей, которую контролирует Владимир Путин.


Новые российские порты, которые заработают в ближайшие годы

 

1. К 2009 году планируется завершить строительство третьей очереди Восточного порта (Приморский край), который предусматривает строительство 4 складов вместимостью по 200 тыс. тонн. Кроме того, проект предусматривает модернизацию припортовой железнодорожной станции Находка-Восточная.

2. В прошлом году «Сибирский деловой союз» и УК «Кузбассразрезуголь» приняли решение о совместном строительстве в Мурманске нового угольного порта «Лавна» мощностью 15 млн. тонн угля по перевалке к концу 2010 года.

3. В конце прошлого года совет директоров Мурманского морского торгового порта решил построить контейнерный терминал стоимостью $500 млн. Срок реализации проекта - 6-8 лет.

4. Инвестиционная комиссия по отбору проектов, претендующих на господдержку за счет средств Инвестиционного фонда РФ, одобрила проект строительства многофункционального перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга. Общая стоимость проекта - 8,3 млрд. рублей.

5. Планируется развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов - Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Посьета, Зарубино в рамках проекта о госфинансировании транспортного комплекса Дальнего Востока до 2010 года с общим объемом инвестиции в 55,24 млрд. рублей.

6. В разработке у администрации Таганрога и ОАО «Таганрогский морской торговый порт» проект строительства нового портового терминала в устье Миусского лимана в 40 км от города. С учетом строительства железнодорожной ветки и углублением судоходного канала инвестиции составят $500 млн.

7. Министр обороны Сергей Иванов поддержал планы строительства и развития портов на Каспии, в городах Оля и Махачкала. Подробности не раскрываются.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter