Путин попал в железнодорожную колею

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

РЖД хочет контролировать российские порты

Владимир Путин успешно проанонсировал транспортный проект РЖД. Вслед за заявлением российского президента, призвавшего сегодня на заседании Морской коллегии развивать морской транспорт и интегрировать его в "мировую транспортную систему", глава ОАО РЖД Владимир Якунин конкретизировал, в чем должна заключатся эта интеграция.

По словам Путина, несмотря на то, что морской транспорт перевозит более 60% экспортных грузов России, основные российские грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. Чтобы изменить ситуацию, Президент предложил  "модернизировать крупнейшие российские порты, которые входят в систему транспортных коридоров, и строить новые перегрузочные комплексы". Одновременно он призвал передать работу по развитию морских портов в ведение Морской коллегии - специального государственного органа, возглавляемого вице-премьером Сергеем Ивановым.

Выступая позже, президент РЖД Владимир Якунин пояснил, почему возникла идея портовой модернизации. По его словам, если объем перевалки грузов в иностранных портах ежегодно увеличивается на 21%, то в российских - только на 5%.  Причину глава железнодорожной монополии видит в чиновных проволочках: Якунин отмечает, что те поручения, которые Владимир Путин давал более года назад по созданию свободных экономических зон в портах, так и не выполнены. "Уже более года реализуется проект создания пяти ОЭЗ в портах", - заметил Якунин.

Несмотря на то, что Якунин возглавляет сугубо сухопутную транспортную отрасль, эта компания  активно создает портовую инфраструктуру. В последнее время монополист активно стремится приобрести контроль над крупнейшими портами России, против чего выступает Минтранс. Так, РЖД намерен получить контрольный пакет компаний, управляющих портами Усть-Луга и Новороссийска. Кроме того, железнодорожная монополия ведет переговоры о вхождении в состав акционеров портов Владивостока и Находка. Как заявил сегодня на Морской коллегии Якунин в развитие портов Усть-Луга, Новороссийск и Мурманск,  РЖД намерена вложить 100 млрд. рублей. Основные же инвестиции - 672 млрд руб - будут направлены на строительство подъездных путей к морским портам: из них 274 млрд. рублей к портам северо-запада и 235 млрд. рублей к южным портам. Таким образом, РЖД надеется увеличить грузопоток и объемы перевалки грузов в два раза.

Однако у Минтранса есть свои резоны противостоять экспансии монополии. В министерстве считают, что РЖД не должна заниматься непрофильными активами и тратить средства на покупку акции портов. Железнодорожному монополисту и так есть чем заняться: развитием собственной инфраструктуры и убыточными пассажирскими перевозками.

Характерно, что претензии главы РЖД направлены как раз против Минтранса, который "задерживает" создание портовых особых экономических зон. Наиболее вероятными претендентами на получение статуса портовой ОЭЗ являются Усть-Луга, Мурманск, Санкт-Петербург и Новороссийск. Вопрос теперь заключается в том, сумеют ли эти ведомства противостоять напору РЖД после того, как развитие портов по железнодорожному плану стало политической задачей, которую контролирует Владимир Путин.


Новые российские порты, которые заработают в ближайшие годы

 

1. К 2009 году планируется завершить строительство третьей очереди Восточного порта (Приморский край), который предусматривает строительство 4 складов вместимостью по 200 тыс. тонн. Кроме того, проект предусматривает модернизацию припортовой железнодорожной станции Находка-Восточная.

2. В прошлом году ?Сибирский деловой союз? и УК ?Кузбассразрезуголь? приняли решение о совместном строительстве в Мурманске нового угольного порта ?Лавна? мощностью 15 млн. тонн угля по перевалке к концу 2010 года.

3. В конце прошлого года совет директоров Мурманского морского торгового порта решил построить контейнерный терминал стоимостью $500 млн. Срок реализации проекта ? 6-8 лет.

4. Инвестиционная комиссия по отбору проектов, претендующих на господдержку за счет средств Инвестиционного фонда РФ, одобрила проект строительства многофункционального перегрузочного комплекса ?Юг-2? в морском торговом порту Усть-Луга. Общая стоимость проекта ? 8,3 млрд. рублей.

5. Планируется развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов ? Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Посьета, Зарубино в рамках проекта о госфинансировании транспортного комплекса Дальнего Востока до 2010 года с общим объемом инвестиции в 55,24 млрд. рублей.

6. В разработке у администрации Таганрога и ОАО ?Таганрогский морской торговый порт? проект строительства нового портового терминала в устье Миусского лимана в 40 км от города. С учетом строительства железнодорожной ветки и углублением судоходного канала инвестиции составят $500 млн.

7. Министр обороны Сергей Иванов поддержал планы строительства и развития портов на Каспии, в городах Оля и Махачкала. Подробности не раскрываются.




Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
BigData Conference (ICBDA'2017)
15 сентября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase