Региональные власти боятся повышать транспортный налог

Расскажите друзьям

Госдума и правительство повышают базовую ставку, но отвечать за последствия будут власти регионов

  Госдума в минувшую пятницу удвоила базовую ставку транспортного налога с 2010 года. Законопроект внесло правительство, приняла "Единая Россия" - три оппозиционные фракции голосовали против. У правительства и единороссов нет сомнений в необходимости повышать ставку, но устанавливать ее размер должны региональные власти, а они опасаются оттока автомашин и роста протестных настроений.  

Парламентское большинство единороссов уверенно проголосовало в третьем окончательном чтении за повышение, проигнорировав предупреждения оппозиции о том, что это решение вызовет акции протеста в регионах. Правительство мотивировало повышение ставок необходимостью пополнить региональные бюджеты, куда налог перечисляется в полном объеме.

Сама по себе базовая ставка мало что значит. Абсолютное значение транспортного налога утверждает законодательное собрание региона: оно может как снизить налог в 10 раз, так и повысить его впятеро. Формально лишь выросла вилка. Поправки позволят регионам дифференцировать ставку в зависимости не только от мощности двигателя, но и от года выпуска автомобиля или его экологического класса.

Депутаты-единороссы говорят, что это увеличит самостоятельность региональной власти, Минфин считает, что новый порядок может дать региональным бюджетам до 7,5 млрд руб. уже в 2010 году. То есть Минфин предлагает регионам в качестве компенсации за недавние изъятия в пользу центра (например, централизацию сбора НДПИ) увеличить ставки транспортного налога и пополнить бюджеты, поясняют "Ведомости".

Пополнение региональных бюджетов за счет повышения транспортного налога даст местным властям возможность "выполнять свои социальные обязательства", уверяет председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. Убеждая народных избранников проголосовать за законопроект, он превзошел Минфин в прогнозах: "По этой ставке регионы могут получить более 48 млрд рублей для решения своих социальных проблем".

Но регионы пока не особенно стремятся повышать транспортный налог.  Доля поступлений от него в региональных доходах невелика. В итоге и компенсация невелика, и решения придется принимать сложные - за возможные социальные последствия можно быстро получить по шапке, замечают "Ведомости". Автомобилисты уже заявили о готовности проводить акции протеста: сегодня в 10:00 по московскому времени Федерация автовладельцев России призывает автомобилистов на 5 минут посигналить в знак протеста против повышения налога.

Экономические аргументы

Повышение ставок не обязательно приведет к симметричному росту собранных налогов, выяснили "Ведомости". В сентябре администрация Санкт-Петербурга планировала еще на 25% увеличить ставки, которые и так были по большинству классов максимально возможными. Но на прошлой неделе губернатор Валентина Матвиенко заявила, что в 2010 г. налог повышаться не будет - ее разжалобило трудное положение транспортных компаний. Не будет повышать налог и Москва.

Гендиректор петербургского перевозчика "Трансэк" Сергей Ковальчук говорит, что транспортные компании сейчас работают хорошо если в ноль, а многие - и в убыток, повышение налога приведет как минимум к увольнению сотрудников. Это означает, что региону придется платить пособия по безработице. Кроме того, транспортные компании попросту могут начать уходить в другие регионы, где ставка налога ниже. Заказы могут перехватить и зарубежные компании, например эстонские: в стране ввоз грузовиков беспошлинный и транспортные услуги дешевы.

Не особенно стремятся повышать налог и другие регионы. Власти Нижегородской области в сентябре закладывали 10%-ный рост ставок транспортного налога  в 2010 году, но отказались от такой идеи. Из-за того, что в регионе транспортный налог - один из самых высоких в стране, собираемость налогов упала: в последние три года произошел отток автомобилей, особенно дорогих, в соседние регионы, выяснили "Ведомости".

В региональных доходах доля поступлений от транспортного налога невелика. Депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев говорит, что новых инициатив по повышению ставки транспортного налога в думу не поступало даже на уровне обсуждения. По его мнению, это связано с тем, что повышение налога не прибавит популярности региональной власти и может привести к росту оппозиционных настроений накануне выборов 2010 года.

Сильнее всего налог повысят там, где самое большое выпадение доходов в связи с кризисом, - т. е. в развитых промышленных регионах с большим спадом производства. Повышение транспортного налога до максимально разрешенного новым законом уровня ударит по сравнительно небогатым владельцам старых автомобилей с мощными моторами, особенно старых внедорожников (средняя для внедорожника мощность - 280 л. с.), считает директор по развитию auto-dealer.ru Олег Дацкив: сумма транспортного налога может быть близкой к стоимости их машин.

Покупатели дорогих машин уже переориентируются на автомобили с дизелем 2,7 л (190 л. с.), а не с бензиновым мотором 4,4 л (295 л. с.). Некоторые производители и дилеры сейчас спешно снижают мощность двигателей, например с 256 до 249 л. с. Но будут применяться и другие методы, считают эксперты: регистрация автомобилей на льготников, перерегистрация машин в регионах с более низкими ставками налога и даже занижение мощности в документах с помощью сотрудников ГИБДД.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
IT-предприниматели VS инвесторы
18 июля 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase