Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Россияне готовы переплачивать за лекарства из-за боязни подделок

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Цены на лекарства растут, а разница в стоимости одинаковых препаратов может превышать 100%

Россияне готовы переплачивать за лекарства из-за боязни подделок
Лекарства с начала года подорожали на 10%, но это малозаметно, поскольку разница в цене одинаковых препаратов в разных аптеках иногда превышает 100%.  При этом россияне на здоровье не экономят: потребители настолько боятся подделок, что им психологически проще купить лекарство по более высокой цене, говорят участники фармрынка. Кроме того, добавляют они, россияне явно предпочитают разрекламированные медикаменты их более дешевым, но менее известным аналогам.

Цены на наиболее популярные лекарства в московских аптеках отличаются в 1,9-2,5 раза. Как показало исследование маркетингового агентства DSM Group, результаты которого приводят "Ведомости", минимальная цена эссенциале форте по состоянию на прошлую неделю (капсулы 300 мг, № 30, производитель Sanofi-Aventis) составила 240,51 рубля, максимальная - 590,96 рубля. Противовирусный арбидол (капсулы 100 мг, № 10, "Фармстандарт") стоит от 152,95 до 299,05 рубля, а оциллококцинум (гранулы гомеопатические 1 доза, № 6, Laboratoires Boiron) - от 200,82 до 384,41 рубля.

При этом даже в аптеках одной сети могут устанавливаться разные цены: в торговых точках, расположенных в "хороших местах", лекарственные препараты стоят дороже.

Сами ритейлеры объясняют разницу в стоимости в первую очередь взаимоотношениями с дистрибьюторами. Как поясняют "Ведомостям" участники фармрынка, в аптеках, где ротация товара хорошая, свежие партии по более высокой цене появляются быстрее, чем в аптеках, где товар раскупается медленнее.

Кроме того, рост цен на лекарства обусловлен в значительной степени и девальвацией рубля - 75% лекарств в России импортные. На розничные цены влияет и длина пути, по которому лекарство идет от производителя до аптеки. В России связующим звеном между производителем и аптекой нередко выступают два и более дистрибьютора, а чем больше посредников, тем выше конечная цена.

Не экономят на уверенности

Однако рост цен не отпугивает россиян, которые продолжают покупать лекарства "вдвое дороже, чем в соседней аптеке". Причин этому несколько. Часто покупатель готов заплатить чуть больше, чтобы получить качественный сервис и не тратить свое время на стояние в очередях, рассуждают участники рынка.

Но главное, для потребителя вопрос качества настолько принципиален, что многим психологически проще купить лекарство по более высокой цене, рассуждает топ-менеджер российского офиса крупного зарубежного фармпроизводителя. Продавцы зачастую прямо увязывают высокую цену с качеством, которое, в отличие от картошки на рынке, покупатель проверить не может.

Правда, подтверждений тому, что в несетевых аптеках больше некачественных препаратов, у Росздравнадзора нет -  статистика по выявлению фальсификатов в сетях и одиночных аптеках не ведется. По данным Росздравнадзора, в 2008 году фальсификаты составляли 0,1% от находящихся в обращении серий лекарств (серия - это определенное количество препарата, выпущенное производителем за определенный период; количество упаковок и период выпуска одной серии у каждого производителя свои и могут различаться по разным препаратам).

Самый большой разброс цен - на недорогие препараты, констатирует представитель Sanofi-Aventis. Это происходит потому, что большая группа потребителей просто не замечает разницы в их стоимости. Например, парацетамол (суппозитории 500 мг, бл/№ 5 × 2) производства компании "Альтфарм", по данным сайта medlux.ru, стоит в московских аптеках от 4 до 42 рублей. Эта особенность обеспечивает производителям дженериков большой запас в ценовой политике. Если препарат стоит дешевле билета на автобус, то, поднимая цену, можно почти не ориентироваться на стоимость аналогичного лекарства у конкурентов, говорит топ-менеджер российского офиса иностранного производителя лекарств. 

Эффект плацебо

При приеме каждого лекарства так или иначе действует эффект плацебо: кому-то для того, чтобы этот эффект заработал, нужно заплатить 50 рублей, кому-то - 1500, признается руководитель одной из фармацевтических компаний. Другие участники рынка подтверждают, что российский фармрынок - это рынок брендов: только 8% препаратов, продающихся в России, - небрендированные дженерики (копии инновационных лекарств, продающиеся под международным непатентованным наименованием).

Инновационных лекарств в стране продается только 22%, а 70% рынка занимают брендированные дженерики. При этом небрендированный эналаприл в аптеках, по данным medlux.ru, стоил от 36 до 160 рублей, а его брендированный аналог энап - от 243 до 506 рублей. Цена небрендированного дротаверина - от 15 до 60 рублей за упаковку, а его раскрученного аналога но-шпы - от 77 до 160 рублей.

Руководитель Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев отметил "Ведомостям", что брендированные дженерики обязаны своей популярностью нескольким факторам: так, российские производители в советские времена выпускали совершенно одинаковые продукты, а с начала 90-х пытались выделиться за счет превращения этих продуктов в бренды - на разработку инновационных препаратов у них не было средств. Кроме того, отмечает эксперт, россияне часто руководствуются при выборе лекарства телерекламой, в которой чаще всего демонстрируются как раз безрецептурные бренд-дженерики.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter