Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Россияне набросились на дорогие лекарства

Архив rb.ru
Илья

Илья

При этом "Виагра" выпала из тройки лидеров фармрынка

Россияне набросились на дорогие лекарства
Россияне стали активнее "работать на аптеку": на фармацевтическом рынке России наблюдается небывалый рост. Это утверждает маркетинговое агентство DSM Group, ссылаясь на свое исследование. Программа льготного лекарственного обеспечения уже ни при чем: у граждан достаточно собственных средств на дорогие и эффективные лекарства.

За первую половину 2008 г. жители России купили лекарств на 109 млрд руб. Это на 21% больше, чем в прошлом году. Если несколько лет до этого наблюдатели отмечали небольшое, но постоянное снижение продаж упаковок, то сегодня тенденция резко изменилась: за полгода люди "съели" уже 2 млрд упаковок лекарств, на 14% больше, чем за те же полгода в 2007 г.

Дорогая таблетка

Всплеском продаж производители лекарств обязаны не государству, как это было в течение нескольких прошлых лет. Индустрия больше не полагается на программу ЛЛС - теперь достаточно много наших сограждан могут позволить себе покупать лекарства подороже и поэффективнее, отмечают исследователи из DSM Group.

При этом за полгода лекарства подорожали на 5%, на 1,4% больше, чем год назад. Но при этом лекарства, как повелось, дорожают медленнее, чем вся потребительская корзина в целом. Если в целом за 2008 год, прогнозам аналитиков из DSM, "лекарственная инфляция" вырастет на 8-10%, то общая инфляция, по средним прогнозам самых разных рыночных экспертов, составит около 12%.

При этом средняя стоимость упаковки готового лекарства на рынке за январь-июнь выросла на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - теперь средняя цена - 54,9 руб.

Виагра сошла с пьедестала

Чаще всего россияне сегодня, исходя из данных по продажам за последние полгода, "глотают" Арбидол, средство против гриппа (ему принадлежит доля рынка размером 1,46%), мазь для ран и ожогов Актовегин (0,83%), и Линекс, препарат для лечения дисбактериоза (0,80%). Вместе десятка лидеров, как видно из нижеприведенной таблицы (данные DSM Group), не занимает более 5% рынка:

ТОП-10 брендов ГЛС по стоимостному объему в 1 полугодии 2008 г.

Позиция

Позиция

 

Объем, млн. руб.

Объем, млн. руб.

 

Доля

1 п/г 2007

1 п/г 2008

Бренд

1 п/г 2007

1 п/г 2008

Прирост

1 п/г 2008

1

1

Арбидол

688

1 204

75%

1,46%

2

2

Актовегин

593

685

16%

0,83%

7

3

Линекс

459

659

44%

0,80%

4

4

Эссенциале

494

658

33%

0,80%

3

5

Виагра

560

642

15%

0,78%

8

6

Терафлю

452

601

33%

0,73%

10

7

Пенталгин

413

574

39%

0,70%

5

8

Энап

490

562

15%

0,68%

6

9

Витрум

474

544

15%

0,66%

9

10

Мезим Форте

450

505

12%

0,61%

* объемы приведены в закупочных ценах аптек

Если Арбидол и Актовегин сохранили лидерство по объемам продаж лекарств в РФ, то Виагра выпала из тройки лидеров. Этот бренд-гордость компании Pfizer cкатился на пятую строчку рейтинга. Впрочем, рост сохранился - виагры было продано на 642 млн рублей, это на 15% больше, чем в прошлый период.

Как объяснил RB.ru Сергей Шуляк, директор по исследованиям DSM Group, выпадение Виагры из тройки лидеров вовсе не связано с падением проблемы потенции у мужской части населения. Дело в первую очередь в том, что набирают силу конкуренты препарата, в первую очередь "Сиалис" (производитель Eli Lilly), выходят на рынок и много новых аналогичных средств.

Средство "Линекс" за год сумел подняться с седьмого на третье место. Аналитик объясняет успех в первую очередь усилиями по продвижению производителя, словенской компании Лек.

Лидер продаж среди фармацевтических компаний - Фармстандарт, который производит самый продаваемый бренд Арбидол. Темпы роста продаж компании - самые высокие в отрасли: за полгода они выросли на 39%. За лидером идут Sanofi-Aventis и Berlin-Chemie (A.Menarini). Sanofi-Aventis растет намного медленнее рынка (+8%), это привело к снижению доли фирмы на 0,5%. При этом список Топ-10 производителей за год не изменился, говорят авторы исследования.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter