Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Самой навязчивой рекламе исполнилось 30 лет

Архив rb.ru
Николай

Николай

За 30 лет спам стал отраслью с многомиллиардными оборотами

Самой навязчивой рекламе исполнилось 30 лет
3 мая 2008 года интернет-спаму исполнилось 30 лет. По этому поводу никто, кроме, наверное, самих спамеров и их клиентов, не устраивал торжественных церемоний. Для всего остального интернет-сообщества этот юбилей - демонстрация бессилия перед лицом недобросовестной рекламы и несознательности самих жертв спама.

На борьбу со спамом уходят миллиарды долларов, а тем временем сами спамеры зарабатывают десятки миллионов. Однако тот факт, что спам до сих существует, а его объемы продолжают расти, говорит только об одном - спам-рассылки оказываются эффективны. Так что можно сказать, что интернет-пользователи страдают от спама только потому, что сами же и пользуются услугами тех компаний, которые прибегают к такому виду рекламы, и до сих пор покупаются на нелепые обещания "миллионов за просто так" от интернет-мошенников.

71 год SPAMу и 30 лет спаму

"Мы приглашаем вас увидеть 2020-й и услышать о новом семействе DECSYSTEM-20 на презентациях, которые мы устраиваем в Калифорнии в этом месяце" - так выглядело первое непрошенное коммерческое электронное письмо, отосланное 3 мая 1978 г. в американской компьютерной сети Arpanet. Получателями этого письма были всего четыре сотни участников сети, которая стала прародительницей интернета. Однако уже тогда это письмо вызвало бурную и крайне негативную реакцию получателей.

Сам термин SPAM - по названию дешевой ветчины, выпускаемой в США с 1937 г., - применительно к назойливой рекламе был использован в комедийном скетче театральной группы Monty Python в 1970 г. Использовать это название для лавины непрошенных интернет-писем начали в 1993 г. в сети Usenet. Именно тогда - в начале 1990-х - спам начал приобретать современные черты неизбежного зла глобального масштаба.

Очень эффективные коммуникации

Идея рассылать рекламу массово появилась намного раньше компьютеров и компьютерных сетей, однако лишь интернет дал рекламодателям инструмент действительно дешевых, почти бесплатных, рассылок, который сделал массовые рекламные акции оправданными с экономической точки зрения.

Отправка бумажной рекламы по почте, распространение листовок и буклетов, рассылка SMS-сообщений - за все это надо платить. Отправка интернет-письма по сложившейся в интернете традиции - это бесплатная услуга, а значит, слать электронные письма теоретически можно сколь угодно много. В результате бесплатное общение в интернете для некоторых его участников обернулось многомиллиардными потерями.

Сколько стоит спам

По оценкам исследовательской компании Ferris Research, в 2007 г. американский бизнес потратил на борьбу со спамом $35 млрд, в 2008 г. эти затраты достигнут, по прогнозу, $42 млрд. Эти деньги уходят на создание, внедрение и обслуживание мощных спам-фильтров на корпоративных почтовых адресах, а также поддержание мощных интернет-каналов, которые могут выдерживать входящие потоки электронных писем, в которых более 85% составляет спам.

И это только прямые издержки. В этих цифрах не учтены тысячи часов выброшенного рабочего времени, которые офисные сотрудники тратят на разгребание спама в своих ящиках, и сотни сорвавшихся или упущенных сделок из-за важных писем, не прошедших спам-фильтры или потерявшихся в тоннах спама. В общем, бизнесу, да и рядовым пользователям интернета спам стоит дорого.

Бороться со спамом - начать с себя

Попытки решать проблему спама предпринимаются ровно столько, сколько существует спам. Реактивные методы, как показывает практика, бессмысленны - на каждый новый спам-фильтр или прием, спамеры, которые уже давно превратились в могущественные подпольные корпорации, быстро находят новые способы обхода защиты.

Однако взять инициативу в свои руки у добропорядочной части интернет-сообщества пока не получается. Предложенная в начале 2000-х гг. компанией Microsoft, которой принадлежит один из самых популярных почтовых сервисов мира, ввести плату за отправку электронных писем, энтузиазма у интернет-пользователей не вызвала. Ведь такое нововведение, хотя и зарубит на корню большую часть спама, который станет просто невыгодным, вместе с этим убьет и один из основополагающих принципов интернета - бесплатное и абсолютно свободное общение.

Однако вполне очевидно, что, если спам пользуется такой популярностью у продавцов, то, значит, он приносит тем, кто его использует, ощутимую прибыль. Как показали исследования, проведенные американской компанией MarkMonitor, только та часть спама, которая рекламирует продажу дешевых, а значит, скорее всего, поддельных, просроченных или краденых лекарств, обеспечивает продавцам этих товаров оборот как минимум в $4 млрд.

По словам экспертов, подобные оценки слишком скромны, реальные обороты "пиратских" компаний, многие из которых базируются в Китае, Индии и России, превышают $10 млрд в год.

Если учесть, что стоимость рассылки, по оценке "Лаборатории Касперского на середину 2006 г., составляет в Рунете $100-200 за письма на миллион адресов, плюс $50-100 за сужение аудитории по территориальному или профильному признаку, то спам будет окупать себя до тех пор, пока хотя бы 2-3 человека на миллион писем будут откликаться на такую рекламу. Так что помните, каждый раз, проходя по рекламному объявлению из спама, вы способствуете дальнейшему распространению этого интернет-бедствия.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter