Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Сомалийские пираты заставили воспринимать себя всерьез

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Накануне пираты Сомали захватили еще одно - иранское - судно с 30 тоннами зерна

Сомалийские пираты заставили воспринимать себя всерьез
Вчера пираты Сомали захватили иранское судно с 30 тоннами зерна. В понедельник  - таиландское судно у побережья Йемена. В субботу взяли под свой контроль саудовский супертанкер размерами с авианосец. Дерзость и техническая мощь пиратов до сих пор недооценивались, считают эксперты. В то же время правительства и военно-морские силы мира признают юридическое бессилие против новой угрозы международной торговли.

Вчера пираты Сомали захватили иранское судно с 30 тоннами зерна. На борту находится 35 членов экипажа, о судьбе которых ничего не сообщается. В понедельник они взяли под свой контроль таиландское судно у побережья Йемена в Аденском заливе. Зарегистрированный в Кирибати корабль с таиландским экипажем держал курс на Ближний Восток, когда две скоростные лодки с 5-6 пиратами на каждой нагнали судно и захватили его. Судьба 16 членов экипажа также неизвестна. Пираты не выдвинули никаких требований по освобождению моряков.

До сих пор не прояснилась и судьба супертанкера Sirius Star с 2 млн баррелей нефти на $100 млн, который был захвачен в прошедшую субботу. На борту находится также 25 моряков. Именно этот субботний захват заставил правительства разных стран обратить более серьезное внимание на сомалийских пиратов. Им удалось захватить Sirius Star, несмотря на корабли США и НАТО, патрулировавшие на этой территории.

По данным Международного морского бюро, в этом году на побережье Сомали было осуществлено 80 пиратских нападений на проходящие суда. Более половины атак было отражено, но и этих побед для сомалийских пиратов было вполне достаточно, чтобы этот год стал для них весьма прибыльным.

Желания пиратов растут

Пираты стали не только чаще нападать на судна. Sirius Star, грузовое судно размерами с авианосец, было захвачено на юге в 450 морских милях от берега, а это довольно далеко от обычной зоны охоты сомалийских пиратов. Это событие заставило экспертов предположить, что дерзость и технические возможности пиратов до сих пор недооценивались, пишет сегодня Times.

Если они расширят зону пиратских операций, то контролировать их действия станет практически невозможно, говорит управляющий Международного морского бюро Сайрус Моди. То, что они удалились на такое  расстояние от берега, свидетельствует об их появившихся возможностях очень долго находиться в море. "Они могут просто сидеть и ждать, пока не покажется судно", - говорит Моди.

По мере роста числа случаев пиратских захватов, растут и амбиции самих пиратов. Они все чаще захватывают более крупные корабли, чтобы получить больший выкуп. По данным НАТО, растет количество участвующих в захватах - то есть, пираты наращивают свои мощности. И проблем с кадрами, учитывая прибыльность бизнеса, у пиратов нет. По данным Международного морского бюро, в нынешнем году сомалийские пираты уже заработали на выкупах $30 млн. В прошлом году сомалийские пираты заработали сумму, эквивалентную 20 млн фунтов стерлингов или $40 млн по прошлогоднему курсу, напоминает Daily Telegraph.

Местное население Сомали жалуется на рыбу 

Ловля рыбы является для жителей Сомали единственным надежным источником пропитания. Однако, как сообщил сегодня BBC со ссылкой на мнение местного населения, траулеры иностранных стран вылавливают практически всю рыбу в традиционных местах ловли рыбы местным населением. Поэтому теперь пиратство стало главным источником дохода жителей Сомали.

Юридическое бессилие 

В большинстве случаев пираты получают требуемый за судно выкуп. После захвата корабля вооруженная операция по спасению команды и груза слишком опасна. К тому же существует юридическая неопределенность по поводу того, кто должен заниматься арестами пиратов в море. Дело в том, что согласно строгим нормам морского права,  военно-морским силам иностранных государств запрещается нападать на пиратские суда, если последние не осуществляют захват в данный момент. Это означает, что патрульные суда редко могут помешать пиратским "материнским судам", которые бороздят международные воды, доставляя моторные лодки к их добыче. На суше же пираты пользуются халатностью и безразличием властей.

Потребители заплатят 

Несмотря на участившиеся нападения пиратов, грузы по-прежнему перевозят маршрутом, где заправляют пираты. Компании готовы время от времени платить выкуп, только бы не лишиться бизнеса, особенно в условиях кризисной экономической ситуации в мире. Но частые пиратские нападения привели к росту стоимости страховки для грузов, а это может отразиться на кошельках потребителей, которым придется больше платить за товары, доставляемые морем.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter