Сотрудники "напрокат"

Расскажите друзьям

Что может быть хуже, чем узнать утром, что секретарь заболел, а водитель попал в аварию


Если штаты раздуты, ничего не стоит позаимствовать сотрудников в других подразделениях, но за последний год почти все компании избавились от лишнего персонала, и заменить заболевшего зачастую некем. Именно этим объясняют руководители рекрутинговых компаний возросший спрос на услугу "временный персонал".

По словам Натальи Шуман, главы московского отделения компании Kelly Services, по сравнению с 1998 г. его доход от этой услуги вырос примерно на 400%. Сейчас около 50% от общего дохода Kelly Services в Москве приходится на заказы временного персонала. По словам Владимира Юдкина, генерального менеджера московского офиса Manpower, примерно 1/3 объема оборотов московского офиса Manpower обеспечивается за счет предоставления временного персонала.

Kelly Services в Москве занимается подбором временных сотрудников с середины 1997 г., московское отделение Manpower - с середины 1998 г., когда потребность в этих услугах возросла. Сегодня временный персонал предоставляют большинство ведущих компаний по подбору персонала. По оценкам рекрутеров, рост числа заказов на временных сотрудников обеспечивают в основном иностранные компании. "Все новое приживается достаточно трудно. Российские компании только сегодня начинают понимать, какие выгоды это может принести при правильном использовании данной технологии", - говорит Владимир Юдкин.

Суть услуги заключается в том, что компания может заказать сотрудника как на несколько часов, так и на несколько месяцев, причем если заказ несложный (секретари, водители, переводчики), рекрутинговые фирмы обязуются прислать человека уже через 2 - 4 часа после звонка клиента. Как правило, обходится такой сотрудник дороже, чем приглашенный с улицы. Оплата - почасовая, а стоимость зависит от квалификации. Административный сотрудник от Unistaff обойдется клиенту от $6 до $12. Заказанные в Kelly Services услуги секретаря стоят от $4 до $8, переводчика от $4 до $20, менчандайзера и сотрудника для промо-акций - от $2,8 до $5, бухгалтера - $15 - 25. Рекрутеры не отрицают, что временные сотрудники могут стоить дороже постоянных. "Но здесь надо иметь в виду, что мы полностью берем на себя функцию обеспечения непрерывности рабочего процесса там, где это требуется клиенту, независимо от каких-либо факторов: отпусков, болезней и т. д. ", - говорит Юдкин.

Предоставляемые "в прокат" сотрудники, как правило, входят в штат предоставляющего его агентства. Это избавляет компанию-заказчика от сложностей и ограничений, связанных с оформлением договора о временном трудоустройстве. Согласно КЗоТу "временными признаются работники, принятые на работу на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующих сотрудников, за которыми сохраняется их место работы (должность), - до четырех месяцев". Если как временный он проработал свыше этих сроков, трудовой договор считается продолженным на неопределенный срок (т. е. он становится постоянным сотрудником). Причем в этих случаях "работники не считаются временными со дня первоначального заключения трудового договора".

Нередко, по словам рекрутеров, для решения определенных задач заказчику нужен временный специалист на шесть и более месяцев. По КЗоТу временные работники могут расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом администрацию всего за три дня. Также, согласно КЗоТу, временный сотрудник имеет право на отпуск, а при увольнении ему надо будет выплатить выходное пособие. В Kelly Services штат сотрудников, которых предоставляют компаниям в виде временного персонала, составляет около 80 человек, в Manpower - около 200, в Unistaff - 6 (в этом агентстве около 15% от всех заказов приходится на подбор временного персонала).

"В основном на временной работе работают студентыстаршекурсники", - говорит Светлана Панченко, генеральный директор агентства Unistaff. Основные заказчики временных сотрудников через агентство Unistaff - юридические фирмы, на которые приходится около 95% от всех заказов. В Kelly Services на производителей товаров народного потребления приходится 28%, около 15% - на нефтяные компании и около 13% - на банки и инвестиционные компании, на юридические и консалтинговые компании - 10% заказов. По словам рекрутеров, чаще всего заказы от работодателей поступают на административные позиции. Например, с января по ноябрь текущего года полученные заказы компании Kelly Services были распределены следующим образом: 35% заказов пришлось на ресепшионистов, 20% - на секретарей, 15% - на бухгалтеров, 14% - на личных помощников.

В Manpower можно сделать заказ практически на любого специалиста. "Для специальных проектов мы подбирали и проектировщиков, и специалистов в области нефтегазодобычи, аэрокосмических технологий и т. д. ", - говорит Юдкин. "Мы сочли, что для нас это выгоднее", - говорит специалист по работе с персоналом одной из нефтяных компаний, просивший не называть его имени и компанию. В ней уже более года периодически работают временные сотрудники. "Бывают такие ситуации, когда при отсутствии определенного человека справиться, используя внутренний резерв, тяжелее, чем взять человека со стороны", - говорит он. Среди минусов привлечения временного персонала он отметил низкую мотивацию. Однако такое утверждение не разделяет его коллега Екатерина Аверина из юридической компании Coudert Brothers. "Временные сотрудники всегда очень стараются и изо всех сил "рвутся в бой", - говорит она. Другим минусом временного персонала руководители считают то, что незнакомого человека приходится допускать к файлам компании. Но по словам сторонников этой услуги, совсем не трудно ограничить "временным" доступ к некоторым документам.

Юлия Фалькевич

Опубликовано в газете
"Ведомости" 15 ноября 2005 года


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase