Sukhoi SuperJet-100 поднялся в небо тайно

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Наблюдать за первым полетом надежды отечественной авиации общественности не разрешили

Сегодня произошло долгожданное событие в российской авиации. 19 мая состоялся первый испытательный полет надежды российского авиапрома - регионального самолета Sukhoi SuperJet-100. Лайнер должен был подняться в воздух еще в конце прошлого года, но из-за "технической неготовности" сроки постоянно сдвигались. Срывы сроков первого полета в мировой авиаиндустрии уже стали нормальной практикой при создании новейших самолетов. Однако скрывать от общественности первые полеты новинок первыми научились в России.

"Он красиво ушел в небо, прямо как синяя птица, и не менее эффектно приземлился", - не скрывает эмоций один из сотрудников компании "Гражданские самолеты Сухого", которому посчастливилось присутствовать при первом полете гражданского самолета Sukhoi SuperJet-100 (цитата "РИА Новости"). Первый испытательный полет лайнер совершил с аэродрома в Комсомольске-на-Амуре. Он поднялся на высоту 1200 м и провел в воздухе 40 минут. Журналистам приходится верить инженерам "Сухого" на слово: прессу на мероприятие не допустили.

Sukhoi SuperJet-100 - это первый за последние два десятилетия созданный в России гражданский самолет. Он должен прийти на замену устаревшим ТУ-134 и Як-42 и другим региональным самолетам. И главное - он является символом возрождения российской гражданской авиации, которая практически умерла после распада СССР.

На создание Sukhoi SuperJet-100 ушло $1,4 млрд. На данный момент производитель лайнера компания "Гражданские самолеты Сухого", известная своими военными самолетами, имеет заказы на 73 Sukhoi SuperJet-100. После успешного летного испытания планируется подписать еще 27 контрактных соглашений. Чтобы окупить инвестиции в проект, ГСС необходимо получить заказы как минимум на 300 самолетов.

Почему первый полет так важен

"Первый испытательный полет - это знак того, что с самолетом все в порядке, что он готов к эксплуатации", - говорит RB.ru аналитик Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов.

В жизни новинок авиапрома до поступления к первому заказчику происходит два важных события - так называемая выкатка самолета (демонстрация внешности лайнера) и, собственно, испытательный полет. До момента выкатки - самолет фактически существует только на бумаге, и первые клиенты заказывают лайнер "втемную", доверяя разработчикам самолета. После первого испытательного полета - подтверждается готовность не только внешнего облика лайнера, но и его технической состоятельности.

С момента первого полета можно с большей уверенностью говорить о том, что лайнер дойдет до своих заказчиков.

По словам Хафизова, обычно с момента первого испытательного полета до передачи лайнера первому заказчику требуется около года. То есть сейчас с большей вероятностью можно говорить о том, что первый заказчик в лице "Аэрофлота" пусть и с опозданием (на 5-6 месяцев), но получит Sukhoi SuperJet-100 в мае-апреле 2009 года. ГСС будет пытаться договориться с "Аэрофлотом", чтобы авиакомпания не применяла штрафные санкции. ГСС, входящий в госхолдинг ОАК, и государственная авиакомпания, скорее всего, найдут общий язык, считает Хафизов.

Чем омрачена радость

"Для нас день взлета будет самым большим праздником - никакой Новый год не сравнится", - говорил несколько дней назад один из сотрудников "Сухого". Однако радость первого полета может быть омрачена неоправданной закрытостью проведения полета. Конкретная его дата была неизвестна. Еще в пятницу гендиректор компании "Сухой" Михаил Погосян говорил, что первый полет состоится в конце мая, не называя точной даты. Он сразу же оговорился, что журналисты и гости приглашаться на это событие не будут.

И вот сегодня информагентства, со ссылкой сначала на анонимные источники, а потом официальное сообщение компании, передали, что полет состоялся. Создатели Sukhoi SuperJet-100 сдержали слово - никого на него не пригласили. Это необычная тактика, говорит RB.ru аналитик Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов. Авиастроители, те же Airbus и Boeing, проводят подобные полеты совсем по-другому: на мероприятие приглашаются заказчики и журналисты, которые очень подробно и громко, порой с пафосом рассказывают о первом полете лайнера-новинки.

Международная авиационная общественность может воспринять такой "закрытый" полет лайнера двояко, считает эксперт. Ведь то, что полет прошел без сучка без задоринки, известно только со слов самого создателя. А ведь ГСС делает ставку не только на внутренний рынок, но и на экспорт Sukhoi SuperJet-100. И пока компания не может похвастаться крупными заказами от иностранных авиакомпаний. Хафизов считает, что, скорее всего, ГСС придется исправить ошибку, пригласив заказчиков и журналистов на повторный полет.

Зачем скрывать

По мнению Хафизова, скрытость "Гражданских самолетов Сухого", создателя Sukhoi SuperJet-100, можно объяснить страхом и неуверенностью, что первый полет лайнера пройдет так, как хотелось бы, без каких-либо происшествий. "Был определенный риск, ведь первый полет долго откладывали", - говорит эксперт. Напомним, что первый полет Sukhoi SuperJet-100 по первоначальному плану должен был состояться в конце 2007 года. Однако сроки постоянно сдвигались из-за "технической неготовности" лайнера.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase