Цирковой бизнес: от топ-менеджеров до ребрендинга. ФОТО

Расскажите друзьям
Юлия Судакова
Юлия Судакова

Замгендиректора "Росгосцирка" рассказал о тонкостях своей работы

Мы привыкли, что цирк - это арена, медведи на велосипеде, клоуны и сахарная вата. На самом деле, все это - только вершина айсберга. Здесь и свои ребрендинги, и топ-менеджеры, и даже методы обучения! Рассказал об этом заместитель генерального директора "Росгосцирка" Борис Майхровский.

- Сложно быть большим начальником в таком деле, как цирк?

- Я не скажу, что тяжело, но случаются внештатные ситуации - хотя, пожалуй, как и в любой другой сфере. Кстати, по цирковой традиции даже больших начальников циркачи называют с обращением "дядя". Придет ко мне сейчас какой-нибудь молодой артист и обратится "Дядя Боря" - и это будет профессионально с его стороны.

- Что особенно тяжело дается?

- Люди, работающие в цирке, живут им. Здесь редко случается, что человек по достижении пенсионного возраста уходит на заслуженный отдых. Одна из больших сложностей - убедить человека, что он уже не в той физической форме, чтобы выступать на арене. Порога работы никакого нет. Вот и работаем. Были трагикомичные случаи. Например, у нас работала одна дама, по документам проходившая как артистка-акробатка. Когда ей исполнилось 80 лет, мы начали пытаться ее все-таки отправить отдыхать. Но эта акробатка наотрез отказывалась уходить и даже пошла в суд! Когда судья попросил ее продемонстрировать, насколько она в состоянии работать, она взяла и спокойно сделала кувырок. Пришлось ее оставить. Правда, спустя некоторое время она все-таки сама ушла.

Да вообще и других дел очень много - бюджет, программы, даже закупка грима - за всем приходится следить! Сейчас у нас работают около восьми тысяч сотрудников, 42 филиала по разных городам, несколько шапито, а в программах и зооцирках используется около трех тысяч животных 140 видов. Все эти филиалы имеют собственные программы, афиши, сроки гастролей, за которыми нужно следить, продажи билетов и так далее.

- Билеты в цирк довольно дорогие...

- Москву я не беру, потому что это вообще отдельная тема. К тому же в Москве у нас не так много объектов: например, цирки на Цветном и на Вернадском - не наши. А в регионах стараемся, чтобы было подешевле. В среднем цена билета 500-600 рублей.

- У "Дю Солей", кажется, в несколько раз дороже!

- "Дю Солей" я бы сейчас уже не стал называть цирком. Ту площадку, которую они занимают, можно называть шоу-программой. Цирк - то, где есть животные. Это обязательное правило. А "Дю Солей" отказались от животных, от их дрессировки. И с этого момента, я считаю, они перешли в иное качество. Приходя в цирк, люди, прежде всего, идут смотреть на животных. Если раньше ходили на Кио и на Никулина, сейчас ходят на тигров и леопардов. Еще по "Дю Солей" могу сказать, что это очень серьезный бизнес - начиная от очень качественной техники и заканчивая школой. Там даже сценарии пишет целая специально обученная команда - в отличие от наших артистов, большинство которых все-таки придумывают номера сами. У нас люди, возглавляющие коллектив, обычно сами несут идею.



- Если цирк рассматривать с точки зрения бизнеса, каких топ-менеджеров вы могли бы назвать?

- Братьев Запашных, в первую очередь. Дуровых, Корниловых. Есть несколько коллективов, которые работают на собственном прокате - арендуют  площади, делают афиши, платят артистам, кормят животных и показывают свою программу. Самый крупный такой проект - как раз братья Запашные. Есть Сергей Нестеров, сделавший замечательную сафари-программу. Цирк Анатолия Сокола - со светящимися фонтанами. Это все очень успешные люди и проекты.

- Цирк - это же бизнес только для вас. Для остальных - это почти магическое действо! Как вам удается "рулить" им, сохраняя при этом абсолютно необходимый трезвый взгляд?

- Удается! Люди, с которыми я здесь работаю - профессионалы высочайшего класса! Все они очень хорошо знают свое дело! Наш генеральный директор имеет потрясающие способности к режиссуре и вместе с тем - к правильному пониманию экономических составляющих.

- Что сейчас происходит в "Росгосцирке"?

- Сейчас "Росгосцирк" находится в стадии ребрендинга. Чтобы быть более привлекательными для наших зрителей, мы решили привнести в работу несколько нововведений. Скоро появятся электронные билеты, которые теперь можно будет купить не только в кассах, но и в интернете. Будет единый электронный билет - мы позаимствовали эту практику у кинотеатров. Сидя в Сочи, можно будет купить билет на представление в Новосибирске. Еще скоро будет очень красивый новый сайт, где каждый сможет легко найти ближайший цирк с программой, репертуаром. Для сотрудников тоже будут новые удобные функции - с документами, в частности, будет работать проще, зарплату получать проще. Будет все централизовано. Теперь каждый сможет получать зарплату по карточке, как большинство российских сотрудников. Сейчас пока не так. Надеюсь, этот проект будет осуществлен в течение полугода.

- Складывается впечатление, что рекламируется "Росгосцирк" не очень широко...

- В Москве, пожалуй, да. В столице с этим дела обстоят скромнее, потому что здесь нашего присутствия не очень много. Сейчас мы представлены в Братеево и на Речном вокзале. Скоро, надеюсь, с легкой руки мэра Собянина будет построен Дом Клоуна - туда будут приходить те, кто хотел бы научиться ремеслу. Там же можно будет тренироваться. Этот Дом Клоуна будет похож по форме на шапито, но при этом будет ни на что не похож.

- И все же обывателю очень сложно совместить в один два образа цирка: тот, который предстает зрителям, и, скажем так, закулисный.

- Безусловно, то, что для зрительских глаз недоступно, очень для них интересно. И иногда из-за этого происходят моменты, портящие репутацию цирка. Например, недавно вышел сериал "Принцесса цирка" - как раз о том, что скрыто от зрителей. Но на деле это к реальности имеет очень посредственное отношение. Это очередная мыльная опера, где обязательно находятся чьи-то потерянные родственники, где у кого-то обязательно амнезия и так далее. Но при этом действие происходит на фоне цирка и якобы демонстрирует его традиции. Все это было сделано абсолютно безграмотно и некорректно. Например, ни за что и никогда дрессировщик не будет обедать в кафе, приведя туда тигра! Дрессировщик - это серьезная профессия, которая получается годами и с ежедневным риском для жизни! А тут показывают какого-то фигляра.

- Вы ведь тоже выходили на арену в качестве артиста?

- У меня вся семья работает в цирке! А я был и клоуном, и жонглером, и дрессировщиком - работал с морскими львами и сивучами. Помню, что когда работал, процесс подготовки номера нравился гораздо больше, чем сам показ. Это было намного интереснее.

- Помогают ли навыки дрессировки в работе с людьми?

- С людьми всегда намного сложнее, чем с животными. Свои мозги ведь никому не вложишь! И надо увидеть в людях то, что им свойственно, что у них хорошо получается -в этом есть общие черты с работой дрессировщика. Еще - я всегда старался избегать наказаний, отказываться от политики "кнута". И это тоже приносило свои плоды. Уважают больше тех, кто сторонится "палочной" дисциплины.

- А сами в волшебство верите?

- Конечно, верю! Знаете, у мужчины есть три стадии: когда он верит в Деда Мороза, когда он в него не верит, и когда сам становится Дедом Морозом. Я уже достиг этой третьей стадии! Очень много приятного бывает, когда проходят фестивали. В прошлом году совместно с комитетом Культуры России и Санкт-Петербургским цирком мы организовали мировой фестиваль цирковой режиссуры. В этом году в сентябре пройдет V-й Всемирный фестиваль цирковой режиссуры, организацией которого мы тоже занимаемся. Будет много зарубежных артистов, интересных программ, свежих взглядов...

- И последний вопрос...

- Ой, как в цирке слово "последний" не любят!

- Точно! Как у парашютистов - лучше говорить "крайний", да?

- Ну, хотя бы.

- Так как правильно ходить в цирк?

- Пособирайте информацию о том, в какой цирк идете, можно документы даже спросить. Если это какие-то приезжие бродяги, лучше воздержитесь - случается, что люди получают не только скучную программу за дорогие билеты, но и другие неприятности: обвал крыши этого шапито, несоблюдение техники безопасности при работе с животными и так далее. А отдуваемся, кстати, потом мы, пытаясь доказать, что к нам это шапито никакого отношения не имеет. Подводя итоги, скажу, что лучше ходить в хороший цирк!



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase