Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

За стабильность авиаперевозок заплатят пассажиры

Архив rb.ru
Мария Грибцова

Автор издания RB (Архив)

Мария Грибцова

В государственной инициативе эксперты RB.ru видят новую коррупционную схему

За стабильность авиаперевозок заплатят пассажиры
Государство в очередной раз намеревается создать Фонд гарантирования авиаперевозок, за счет которого планируется перевозить пассажиров в случае прекращения операционной деятельности авиакомпании. Фонд будет сформирован за счет взносов авиакомпаний, для которых затраты на пассажироперевозки возрастут, соответственно в стоимость билетов может быть включен еще один сбор.

В сентябре Минтранс РФ планирует внести в правительство предложение по созданию Фонда гарантирования авиаперевозок, сообщил "Интерфаксу" замглавы министерства Валерий Окулов. В Минтрансе уже подготовлены проекты нормативных актов и положение о фонде.

Сейчас перевозки авиапассажиров в случае банкротства перевозчика финансируются из федерального бюджета. По словам Окулова, актуальность создания фонда была дополнительно подтверждена ситуацией с авиакомпанией "Континент", которая 29 июля объявила, что прекращает операционную деятельность. В результате в аэропортах России не смогли вылететь сотни пассажиров.

Так же замглавы министерства напомнил, что после банкротства альянса "ЭйрЮнион",  Правительством было принято решение из средств федерального бюджета выделить 5 млрд рублей для перевозки пассажиров в случае остановки операционной деятельности авиакомпании. В 2011 году государство выделило на эти цели всего 300 миллионов рублей. На 2012 год подобные расходы вообще не запланированы.

Авиакомпаниям это неинтересно

Также Окулов отметил, что авиакомпании не проявляют заинтересованности в формировании такого фонда. "Безусловно, его создание приведет к увеличению финансовой нагрузки. Однако, по экспертным оценкам, стоимость перевозки одного пассажира возрастет на сумму порядка 20 рублей. Эти деньги планируется направлять в фонд, размер которого через 3 года должен достичь 3 млрд рублей", - сказал замглавы министерства.

Минтранс считает, что создание такого фонда "повысит привлекательность авиационной отрасли и позволит обеспечить гарантии перевозки для авиапассажиров". Окулов уточнил, что деятельность фонда будет распространяться только на регулярные перевозки, так как чартерные рейсы имеют иной механизм финансирования.

Согласно данным Росавиации, в 2010 году авиакомпании РФ увеличили пассажиропоток на 26,2% по сравнению с 2009 годом - до 56 млн 945 тыс. человек. Если исходить из этих данных, то планируемая сумма фонда - 3 млрд рублей, действительно может быть собрана за 3 года, в этом случае стоимость перевозки одного пассажира увеличивается на десятки рублей. При этом, как показывает практика, перевозчики традиционно включают все дополнительные расходы в цену билета, если так случится и на этот раз, то создание фонда будут финансировать сами пассажиры.

Потенциально коррупционная схема

Представитель аналитического отдела Инвесткафе Дмитрий Адамидов считает, что цены на авиабилеты, в связи с созданием фонда, безусловно вырастут, однако на сколько именно, прогнозировать пока не берется. "Предложение Минтранса в целом логичное и правильное, дело кроется в деталях, - говорит аналитик. - Если бы было принято решение о том, что фонд будет формироваться за счет страхования каждого пассажира на небольшую сумму, входящую в цену билета, то каких-то больших затрат можно было бы избежать. Но если, допустим, расходы будут непосредственно переложены на авиакомпании, то, конечно, у них возникнет соблазн на этом тоже заработать и повысить цены гораздо больше".

"Предложения о создании подобного фонда звучали много раз и это предложение никогда не находило поддержки среди авиаперевозчиков, так как увеличивать и без того высокие цены на билеты никто из них не хотел, - говорит главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров. - Проблема в том, что основные взносы будут делать крупные авиакомпании, а банкротятся, как правило, мелкие".

"Допустим, обанкротилась авиакомпания и возникла острая необходимость в перевозке 35.000 пассажиров. Очень много авиакомпаний захотят выполнить эту экстренную перевозку и получить деньги. Как в этом случае Фонд будет выбирать перевозчика? Ведь объективно на это будет иметь право каждая компания, перечисляющая средства в фонд гарантирования авиаперевозок", - замечает эксперт.

Также Гусаров отметил, что один частный бизнес не должен страховать другой частный бизнес. Выявлять и предотвращать подобные ситуации должно государство в ходе регулярных проверок. Гусаров назвал схему, предлагаемую Минтрансом, потенциально коррупционной и выразил опасения, что выбор компании для экстренных перевозок будет осуществляться за счет откатов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter