Западный бизнес не верит российским менеджерам

Расскажите друзьям
Владимир
Владимир

Менее трети международных компаний ставят россиян во главе российского офиса

Подавляющее большинство международных компаний предпочитают ставить иностранцев во главе своих офисов в России и в странах Восточной Европы. Причина проста - западный бизнес не верит в то, что сможет подыскать на эту позицию достойного кандидата из местных менеджеров.

Опрос Международной ассоциации хедхантеров (Association of Executive Search Consultants, AESC) проходил с 10 июля по 3 августа. В нем приняли участие 237 топ-менеджеров из Америки, Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока.

Опрос показал, что только 27% западных компаний предпочитают ставить во главе офисов в России и в странах Восточной Европы местных менеджеров. А подавляющее большинство (73%) не видят альтернативы экспатам. И это не самая лучшая новость для сотрудников, работающих в российских представительствах западных компаний.

Приключения иностранцев в России

Российская бизнес-культура довольно специфична. Даже в местных офисах западных компаний повседневная жизнь может серьезно отличаться от того, к чему привыкли иностранцы. Если в швейцарском офисе компании PricewaterhouseCoopers собрания планируются за неделю, то в Москве - за день или два, рассказывает "Ведомостям" руководитель отдела консультационных услуг в области сопровождения сделок M&A и корпоративных финансов Майкл Кнолл.

"Здесь все происходит быстро - говорит Кнолл, - если долго думать, можно упустить интересные возможности". "Россияне - мастера импровизации, - поддерживает эту мысль партнер Deloitte Штефан Ройттер, - и легко находят даже сложные решения в последний момент".

До России Томас Сипре работал в Таиланде. "Там сотрудники исполнительны, - рассказывает он, - могут не понять, что именно от них требуется, но будут пытаться сделать". В России Сипре столкнулся с другим подходом: "На совещании принимается какой-то план действий, а через пару дней люди решают, что лучше бы это сделать по-своему". Понятно, что столь разные подходы к жизни чреваты недопониманием и даже конфликтами.

Кризис доверия

Назначение экспата во главе российского офиса таит и другие подводные камни. "В Лондоне клиенты известны и, можно сказать, предсказуемы, - рассказывает "Ведомостям" партнер Deloitte Христофор Вэстон. - В Москве же сегодня вы работаете с клиентом-новичком, которому требуется консалтинг во всем - от налогообложения до управления бизнесом, а завтра - с крупной компанией, решившей провести аудит по западным стандартам". Это, замечает Вэстон, приводит и к тому, что в экспатах часто вырабатываются ответственность и независимость в решениях большие, чем это позволительно в головном офисе у них на родине, и, когда они возвращаются домой, им приходится заново привыкать к жесткости и формальным подходам.

Но не смотря ни на что, западные компании продолжают отправлять в Россию иностранцев. Почему? Как следует из результатов опроса AESC, у руководства международных фирм соотечественники вызывают больше доверия. В качестве другого важного фактора в пользу экспатов называется острый дефицит руководящих кадров на рынках Восточной Европы и России.

Комментируя результаты исследования, президент AESC Питер Феликс не исключает, что со временем соотношение может измениться. "В России, например, подрастает золотое поколение местных топ-менеджеров. Но пока западные компании предпочитают более простые решения", - говорит он.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase