Архив rb.ru

Западный бизнес не верит российским менеджерам

Архив rb.ru
Владимир Моторин

Автор издания RB — Архив.

Владимир Моторин

Менее трети международных компаний ставят россиян во главе российского офиса

Западный бизнес не верит российским менеджерам
Подавляющее большинство международных компаний предпочитают ставить иностранцев во главе своих офисов в России и в странах Восточной Европы. Причина проста - западный бизнес не верит в то, что сможет подыскать на эту позицию достойного кандидата из местных менеджеров.

Опрос (http://www.onrec.com/newsstories/18189.asp) Международной ассоциации хедхантеров (Association of Executive Search Consultants, AESC) проходил с 10 июля по 3 августа. В нем приняли участие 237 топ-менеджеров из Америки, Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока.

Опрос показал, что только 27% западных компаний предпочитают ставить во главе офисов в России и в странах Восточной Европы местных менеджеров. А подавляющее большинство (73%) не видят альтернативы экспатам. И это не самая лучшая новость для сотрудников, работающих в российских представительствах западных компаний.

Приключения иностранцев в России

Российская бизнес-культура довольно специфична. Даже в местных офисах западных компаний повседневная жизнь может серьезно отличаться от того, к чему привыкли иностранцы. Если в швейцарском офисе компании PricewaterhouseCoopers собрания планируются за неделю, то в Москве - за день или два, рассказал "Ведомостям" руководитель отдела консультационных услуг в области сопровождения сделок M&A; и корпоративных финансов Майкл Кнолл.

"Здесь все происходит быстро - говорит Кнолл, - если долго думать, можно упустить интересные возможности". "Россияне - мастера импровизации, - поддерживает эту мысль партнер Deloitte Штефан Ройттер, - и легко находят даже сложные решения в последний момент".

До России Томас Сипре работал в Таиланде. "Там сотрудники исполнительны, - рассказывает он, - могут не понять, что именно от них требуется, но будут пытаться сделать". В России Сипре столкнулся с другим подходом: "На совещании принимается какой-то план действий, а через пару дней люди решают, что лучше бы это сделать по-своему". Понятно, что столь разные подходы к жизни чреваты недопониманием и даже конфликтами.

Кризис доверия

Назначение экспата во главе российского офиса таит и другие подводные камни. "В Лондоне клиенты известны и, можно сказать, предсказуемы, - рассказывает "Ведомостям" партнер Deloitte Христофор Вэстон. - В Москве же сегодня вы работаете с клиентом-новичком, которому требуется консалтинг во всем - от налогообложения до управления бизнесом, а завтра - с крупной компанией, решившей провести аудит по западным стандартам". Это, замечает Вэстон, приводит и к тому, что в экспатах часто вырабатываются ответственность и независимость в решениях большие, чем это позволительно в головном офисе у них на родине, и, когда они возвращаются домой, им приходится заново привыкать к жесткости и формальным подходам.

Но не смотря ни на что, западные компании продолжают отправлять в Россию иностранцев. Почему? Как следует из результатов опроса AESC, у руководства международных фирм соотечественники вызывают больше доверия. В качестве другого важного фактора в пользу экспатов называется острый дефицит руководящих кадров на рынках Восточной Европы и России.

Комментируя результаты исследования, президент AESC Питер Феликс не исключает, что со временем соотношение может измениться. "В России, например, подрастает золотое поколение местных топ-менеджеров. Но пока западные компании предпочитают более простые решения", - говорит он.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter