Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

Как не слить бюджет, продвигая молодой интернет-проект. 10 базовых советов

На старте бизнеса
Никита Стаценко
Никита Стаценко

Редактор RB.RU

Никита Стаценко
Как не слить бюджет, продвигая молодой интернет-проект. 10 базовых советов

Сервису Hotmail понадобилось меньше года и практически нулевой бюджет на продвижение, чтобы получить 2 млн регистраций. Во-первых, разработчики проекта поняли, что значительная часть клиентов приходит через приглашения друзей. Благодаря рекомендациям, за месяц число регистраций выросло до 3-х тысяч в день. Во-вторых, адресная книга каждого пользователя — это мини-соцсеть с огромным количеством потенциальных клиентов. Hotmail просто добавил короткое сообщение «Get your free email at Hotmail» в конце каждого сообщения, отправленного через сервис. В итоге уже через полгода компания праздновала свой первый миллион регистраций, а к концу года насчитывала 2 млн пользователей. Интересно, что происходило это более 15 лет назад, в дофейсбуковскую эру, когда социальных сетей, как таковых, не было.

Кто-то может добиться головокружительного успеха с нулевыми затратами, а кому-то и $20 млн не хватит на продвижение. Все дело в правильном расходовании средств. Надеяться на повторение успеха Hotmail не стоит. А вот задуматься о том, как не «слить» свой собственный бюджет, лишним не будет. Несколько практических советов в помощь.


1.Разделяйте бюджет на активности, которые работают сиюминутно, и активности, эффект от которых наступает позже


С вложениями в контекст, баннеры и прочие «покликовые виды рекламы» всё понятно: если есть деньги и нужно «быстро» — пли! Совсем другое дело — активности, работающие на перспективу. Чтобы стал заметен эффект от работы в социальных сетях, от брендинга, от построения внешней ссылочной массы сайта,  нужно добиться некой «предельной величины» — энного количества упоминаний, лайков, шаров, внешних ссылок и т. д. Здесь главное – не отчаяться на полпути, когда кажется, что постоянно что-то делаешь, делаешь, делаешь, а эффекта — ноль. Есть мнение, что до одного года все успехи и неудачи проекта — математическая погрешность, а о закономерном успехе можно говорить только по достижении какой-то стабильности (в посещаемости, упоминаниях, позициях сайта и пр.).

Например, молодые, но уже популярные контент-проекты рунета не всегда понимают: если им удалось набрать своих читателей (допустим, до 200 000 в месяц) благодаря классному контенту и социальным сетям, зачем им нужно, например, продвижение в поисковиках? Ответ очень простой — затем, чтобы за очень небольшие вложения в низкочастотные запросы получать новых 100% целевых посетителей из поиска. У некоммерческих контент-проектов конкуренция в поиске вовсе не такая высокая, как у коммерческих сайтов, поэтому не требуется больших усилий и вложений, чтобы за 3-5 месяцев добавить к трафику сайта + 10-30% из поисковой выдачи.

Вложения в рекламу, которая работает на перспективу, нужны для того, чтобы выводить проект на новые, более высокие уровни.


2. Поисковое продвижение – это «маст»


Интернет-проекты получают до 70% трафика из «Яндекса» и Google, при этом работать можно совсем с не большим бюджетом (до $1000 в месяц): здесь как раз гораздо важнее стабильность, нежели вливания миллионов, но единоразово. Как только сайт оптимизирован (прописаны теги, создана карта сайта, редиректы и т. д.), приступайте к off page.

На практике, наиболее эффективная, безопасная и «быстродействующая» стратегия для молодых сайтов — статейное продвижение. Недавно «Яндекс» объявил о том, что перестает учитывать внешнюю ссылочну массу, и, поисковик действительно начал эксперименты с формулой ранжирования сайтов. Выдачу немного «штормит», но в ближайшее время ожидается серия корректировочных апдейтов, которые поправят ситуацию. Больше всего проблем с сайтами, которые делали акцент на внешние факторы продвижения, а не на комплексный, системный подход. Но общая картина изменений в позициях неглобальная. Чтобы не «слить» бюджет, в статейке важно соблюдать следующие правила:

— Публиковать статьи только на качественных тематических и околотематических ресурсах: с посещаемостью хотя бы от 200 человек в день, с наличием реальных переходов по ссылкам, не заспамленных рекламой или низкокачественным контентом, возрастом от 1 года и т. д.

— Использовать разнообразные ресурсы и типы ссылок: ссылки с тематических сайтов, популярных порталов, блогов; анкорные, безанкорные, nofollow-ссылки, ссылки из картинок, ссылки из отзывов и т.д.

— Размещать статьи регулярно: идеально — по 1-3 в день, или где-то по 50-70 статей ежемесячно. Одна из ошибок — когда через 2-3 месяца, увидев результаты в росте позиций и, соответственно, трафика, компании останавливают статейное продвижение. Или же снимают все арендные ссылки, что сразу сигнализирует поисковикам о резком изменении ссылочной массы и вызывает подозрения.

Лучше размещать много статей на сайтах из низкой и средней ценовой категорий, чем мало статей, но исключительно на дорогих сайтах.

Для статейного продвижения молодых сайтов можно рекомендовать биржу WebArtex. Инструмент хорош именно для проектов до полугода следующим:

— Здесь подобраны качественные площадки-доноры: с реальной посещаемостью, возрастом не менее 1 года, не заспамленные коммерческими ссылками, тизерной рекламой. Помимо прочего, статьи на таких сайтах будут давать реальные переходы по контекстным ссылкам. Для поисковых систем это очень мощные поведенческие сигналы и одна из причин быстрого эффекта статейного продвижения.

— Система обеспечивает молодому сайту максимально естественную ссылочную массу ещё и за счёт того, что здесь можно закупать разные типы статей: статьи со ссылками из картинок, статьи в виде отзывов, статьи с анкорными и безанкорными ссылками, статьи с nofollow-ссылками.

В ближайшее время разработчики обещают внедрить ещё одну функцию: возможность подбирать сайты-доноры по поведенческим признакам. Сейчас это очень актуально, потому как поведенческие факторы ранжирования выходят на передний план и во многом становятся определяющими. Главное — не заниматься накрутками.


3. Одну и ту же аудиторию можно купить дорого и дёшево


За 300 тысяч рублей вы можете купить пост у топового блогера рунета. Получите охват аудитории в несколько десятков тысяч человек, потенциально большой трафик на свой сайт и всего за пару дней. Однако за 100 000 – 150 000 рублей, разместив посты на 5-10 менее топовых блогах или других проектах, можно «обработать» примерно ту же самую аудиторию и добиться соизмеримого эффекта, хоть и не за два дня, но за 1-2 месяца. Аудитория в интернете очень сильно пересекается, редко где встретишь сайт со 100% уникальным набором читателей. Так, например, средняя уникальность популярных блогеров-тысячников ЖЖ — порядка 40-50% (эти данные были получены в ходе несложного табличного расчёта на пересечения френд-состава порядка 500 популярных блогеров рунета). Проверьте альтернативные способы охватить нужную аудиторию.


4. Ретаргетинг


Вряд ли кто-то ещё не пользуется этой тактикой, но на всякий случай упомянем и её. Переиспользуйте трафик с помощью ретаргетинга. Google AdWords «цепляет» на посетителей сайта кукис и далее показывает вашу рекламу на других сайтах, которые посещает этот человек. Вы же получаете второй шанс (причем сравнительно недорогой) его конвертировать. Тактику очень эффективно используют крупнейшие американские компании, включая DSW, Macy's, Amazon, а также их конкуренты-стартапы.


5. Используйте бартер как форму расчета


Предложите рассылку по своей аудитории в обмен на рассылку по аудитории партнера, дизайнерские услуги — за статью на популярном портале, услуги такси — за рекламу в журнале. Отдайте на тестирование ваш продукт и «забудьте» его у журналиста — так будет больше шансов получить публикацию. Вариантов уйти от прямых расходов масса: не все берут деньгами, кто-то — «борзыми щенками».


6. Объединяйте усилия с другой компанией, разделив расходы на рекламу


Примерами могут быть совместные рассылки, реклама с участием 2-3 брендов-не-прямых-конкурентов, проведение/спонсорство конкурсов, совместные исследования и многое другое. Так, накануне Super Bowl, финала по американскому футболу и главного спортивного события в Америке, магазин Wal-Mart запустил серию рекламных роликов о том, как сэкономить на проведении вечеринки по поводу Super Bowl. Идея: в Wal-Mart товары M&M, Coca-Cola, Doritos и других брендов стоят дешевле. 


7. Не тратьте слишком много времени на социальные сети


78% пользователей социальных сетей утверждают, что посты влияют на их решение о покупке. Но! Социальные сети могут работать как на рост цитируемости сообщения, так и успешно похоронить качественный, полезный контент в массе прочих постов на стене пользователя. Возможно, в отдельных случаях стоит завести «особое место» для публикаций, связанных с продуктом, а соцсети использовать для перепостов: если сработают вирусно — отлично, если не сработают – контент всё равно не канет в лету, проиндексируется поисковыми системами, останется доступным по ссылке и будет из месяца в месяц приводить посетителей по НЧ запросам.

Есть такие рекомендации по постингу в соцсетях: в Facebook лучше публиковать в субботу (не такой большой поток новых сообщений в ленте), оптимальная частота — не менее одного поста в день. Самое эффективное время с точки зрения шеринга — 12 часов дня. Чтобы получить ретвит, лучше твитнуть около 17 часов, 1-4 ссылки в час — оптимальны, вторник, среда, четверг, суббота и воскресенье работают лучше других дней. Для выведения «идеальной формулы» работы с соцсетями можно использовать инструмент Tweriod и UpToLike (сбор статистики социальной активности пользователей на сайте).


8. Три обязательных правила для продвижения молодого сайта


Продвигая молодой ресурс, не тратьте время и деньги на высокочастотные запросы. Во-первых, это потребует огромного бюджета. Во-вторых, результатов придется ждать долго. Делайте ставку на низкочастотные и среднечастотные запросы. Также постарайтесь избавиться от всех информационных (телевизор Sony отзывы) и неестественных запросов (кондиционер купить Москва). Три этих элементарных правила уже позволят сэкономить уйму денег при продвижении сайта.


9. Реферальные программы


Реферальные программы — секрет головокружительного роста многих стартапов, ведь с минимальными вложениями они позволяют добиться стремительного роста конверсий, будь то регистрации, скачивания, покупки, подписки и т.д. Возьмем DropBox. С 2008 по 2010 год стартап увеличил количество регистраций со 100 тыс. до 4 млн. Причем 35% регистраций пришло благодаря реферальной программе, а 20% — благодаря папкам, которыми можно было делиться, и прочим вирусными функциями.


10. Больше целевого и меньше нецелевого трафика


Гениально простое правило, в котором ещё и половина секрета высокой конверсии на сайте. Анализируйте трафик на своём ресурсе: глубина просмотров страниц, лайки и шары статей, возвраты посетителей, время на сайте, отказы, движение пользователя по страницам, источники переходов; опросы для пользователей, приходящих напрямую, «откуда вы о нас узнали» и так далее. Помимо стандартного минимума («Яндекс.Метрика» и Google Analytics), попробуйте работать с дополнительными счётчиками. На UpToLike удобно отслеживать, что пользователям нравится, что их заставляет вернуться; какой трафик действительно «живой и настоящий», а какой — «холостой». Помимо практической функции по сбору статистики, UpToLike выполняет и чисто эстетическую: красивые, полностью кастомизированные социальные кнопки для сайтов, которые можно смоделировать «под себя», экспериментировать с расположением, формой, размером, начертанием и так далее.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Пять результативных коммуникационных кампаний с применением ИИ: кейсы международных брендов
  2. 2 Как обезвредить манипуляции, чтобы сделать общение с клиентами эффективнее
  3. 3 От бренд-медиа до гольф-клубов: 5 неожиданных трендов в PR
  4. 4 6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
  5. 5 Зачем компании проводить отраслевую конференцию и как правильно ее организовать