Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

О способах выживания частных инвесторов в условиях суровой реальности беспощадных стартапов. StartUp Школа

На старте бизнеса
Команда RB
Команда RB

Редактор проекта RB.RU

Команда RB
О способах выживания частных инвесторов в условиях суровой реальности беспощадных стартапов. StartUp Школа

 

 

Инновации, бизнес-ангелы, стартап, краудсорсинг, венчурные проекты, инвестирование (так и хочется добавить «скачать бесплатно онлайн без регистрации») — все эти слова уже лет пять как перестали звучать непривычно, все их давно пишут без кавычек и на человека, который не знает, что такое стартап, смотрят, как на пришельца из каменного века.

 

Термины, что уж говорить, красивые, и я прекрасно понимаю многочисленных экспертов, которые с огромным удовольствиям тратят время на написание еще более многочисленных статей о выбивании денег из инвесторов.

 

Между тем, в рунете практически отсутствуют статьи, цель которых — рассказать начинающим бизнес-ангелам (они существуют, и их много) о том, как защититься от очередных сетевых мошенников (вспомним хотя бы нашумевшую историю с одним из отечественных аналогов kickstarter.com, которые, пока это не доказано судом, мошенниками не являются, но очень на них похожи — и это мое личное оценочное суждение).

 

Важный момент: статья длинная, долгая, скучная и категорически не интересная, если вы — не стартапер и не бизнес-ангел, не читайте дальше, она слишком специфична и не ориентирована на широкий круг читателей.

 

 

Об отношениях и развитии

 

Профессиональный бизнес-ангел — человек, который уже давно знает все то, о чем я напишу; у него есть деньги, есть список документов, без которых он стартап попросту проигнорируеет, и есть полезное человеческое качество, именуемое недоверием.

 

Начинающий бизнес-ангел — человек, у которого уже есть деньги и желание их отдать, но нет понимания того, как это сделать, минимизировав все возможные риски.

 

Как правило, отношения между начинающим бизнес-ангелом и стартапером начинаются не на пустом месте: обе стороны давно друг друга знают, так или иначе друг другу доверяют и в силу этого у них не возникает необходимости оформлять отношения надлежащим образом.

 

Первые проблемы начинаются, чаще всего, либо в момент гибели стартапа, либо в момент его «выстрела»: в первом случае начинающий бизнес-ангел требует деньги обратно, во втором — свою долю дохода. Итог, как правило, один — несмотря на давнее знакомство, доверие, дружбу и хорошие отношения, начинающего бизнес-ангела либо банально «кидают», либо аккуратно «выдавливают» из активной жизни стартапа. В любом случае, ничего хорошего не происходит.

 

Очевидный вопрос — что надо было сделать в прошлом, чтобы не наступить на грабли соответствующего сорта? Ответ очевиден — не доверять; если подойти к ответу на вопрос чуть более вдумчиво, необходимо остановиться на следующих моментах.

 

 

О доверии и обещаниях

 

Доверие — категория сугубо философская, и мне, как юристу, ориентироваться на сей критерий в рамках деловых отношений попросту не нравится. Уж сколько раз твердили миру о том, что на голом доверии строить бизнес бесполезно, и все равно многие мои друзья, знакомые, коллеги и даже родственники с завидным постоянством наступают на одни и те же грабли.

 

Доверие полезно в личных отношениях, в бизнесе же доверию не место. Убедительно советую начинающим бизнес-ангелам трижды подумать перед тем, как вкладывать деньги во что-то, хотя бы отдаленно напоминающее стартап, пусть даже деньги даются хорошо знакомым людям в надежные руки — бизнес в любом случае придется рано или поздно делить, а разногласия обязательно возникнут.

 

Истина первая: договор — необходим. Без него у вас точно ничего не получится. В конце концов, мы живем в двадцать первом веке, и сложностей с написанием грамотного договора возникнуть не должно.

 

Нет договора — нет стартапа — нет денег. Только так. Если при слове «договор» стартапер делает кислую физиономию и начинает ссылаться на дружбу и доверие — поздравляю, вас хотели банальнейшим образом «кинуть».

 

 

О договорах: основы и немного теории

 

Много лет назад человечество придумало весьма полезную вещь, именуемую договором. Формально договор — это «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».

 

  • Практически договор — это несколько листов бумаги, подписанных сторонами, в которых указано следующее:
  • кто, что, когда и на каких условиях должен сделать;
  • кто, сколько, когда и на каких условиях должен заплатить;
  • какие документы, помимо договора, являются для сторон обязательными;
  • если кто-то что-то не сделает, сделает не так, не то или не в полном объеме — как это наказывается;
  • если кто-то не оплатит вообще, оплатит не полностью или не вовремя — как это наказывается;
  • может ли кто-то привлечь еще кого-то для того, чтобы быстрее сделать то, что предусмотрено договором, и на каких именно условиях;
  • каким именно способом ведется переписка между сторонами;
  • кто и по какой причине может быть освобожден от «заслуженных» санкций;
  • с какого момента обязанности по договору считаются исполненными надлежащим образом и в полном объеме;
  • может ли кто-то кому-то уступить свои права требования, как именно и нужно ли предупреждать контрагента;
  • что делать, если сервер «упадет», админ — сопьется, бэкапа не будет, а в офис придут «люди в черном»?
  • если кто-то сменит место своего нахождения — что с этим делать?
  • если возникают разногласия — как, в какой срок, каким именно образом они могут быть урегулированы;
  • если упадет метеорит, начнется война, наводнение или нашествие пришельцев — как это повлияет на сроки, момент оплаты, перечень обязанностей и на исполнение договора в общем;
  • что именно должно появиться в результате исполнения договора;
  • если дело дойдет до суда — в каком суде будут происходить разборки по договору.

 

В хорошем договоре обязательно должно быть предусмотрено все вышеперечисленное и даже немножко больше. В плохом договоре нет хотя бы одного пункта из вышеуказанных. Кроме того, договор должен соответствовать закону, учитывать (в идеале) судебную практику и он должен быть суровым, но справедливым (как закон, только не теоретически, а на самом деле).

 

У договоров не бывает «стандартной формы»; договор, найденный на задворках интернета на сайте «скачать договор онлайн бесплатно без регистрации» — плохой договор; договор, сделанный за пять минут студентом-второкурсником — плохой договор; договор, сделанный не юристом — плохой договор; договор, в котором нет ничего, кроме преамбулы и подписей сторон — плохой договор.

 

Очевидные истины? Несомненно. Только почему все об этом знают, но многие наступают на эти грабли?

 

 

О техническом задании, плане работ и бизнес-плане

 

Очень важный момент: когда стартап находится на стадии «еще ничего нет, но скоро будет», никто не знает, какой объем работ должен быть выполнен. При этом стартап уже просит денег под обещание «вам повезет».

 

Более того, ситуация нередко осложняется тем, что инвестор не обладает специальными знаниями, следовательно, он не может точно контролировать ход выполнения работ, что делает его легкой целью для сетевых мошенников (или тех, кто на них очень похож). Отсюда вопрос — как застраховать себя и при этом не убить стартап на стадии идеи?

 

В идеале вышеуказанной ситуации быть не должно: если проекту нужны деньги — значит, есть люди, которые знают, для чего эти деньги нужны. Ergo, должен быть расписан хотя бы примерный перечень этапов работ, который при составлении договора будет основой соответствующего раздела договора.

 

Еще одна прописная истина: нет возможности оценить адекватность предложенных идей — зовите эксперта. Он оценит, даст рекомендации и подскажет, стоит ли овчинка выделки.

 

Опять же, еще до составления договора у инвестора на руках должен быть бизнес-план, в котором, согласно определению Википедии, содержится краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса.

 

В хорошем бизнес-плане должны быть обязательно отражены три основных момента: что из себя представляет стартап сейчас, каким он будет в будущем и сколько это стоит. В плохом бизнес-плане ничего из этого нет.

 

Хороший бизнес-план может послужить неплохой основой для хорошего договора. Нет бизнес-плана — нет определенности — нет договора — нет инвестирования — нет стартапа, и это — обязательно.

 

А еще в природе существует техническое задание. Без него нормального договора и, как следствие, нормального стартапа не получится.

 

Цитировать Википедию вторично не буду, уточню только один момент: хорошее техническое задание — как правило, важнейшая и неотъемлемая часть договора, в которой оговорены все существенные не юридические моменты, причем максимально конкретным образом. Хорошее ТЗ — ультимативная страховка от сетевых мошенников и тех, кто на них похож.

 

 

О том, к чему вообще это все написано

 

Все то, что вы уже прочитали, написано исключительно для собственных целей: рынок стартапов расширяется, соответственно, увеличивается количество инвесторов, потенциально заинтересованных в такого рода бизнесе.

 

Если найти статью про создание стартапа несложно, то найти статью про то, как выжить начинающему частному инвестору локального масштаба, как правило, маловозможно.

 

Собственно, данная статья — первая из длинного и унылого цикла про то, как частному инвестору защитить себя от наступания на грабли.

 

Если она окажется интересной, то через некоторое время вас ждет статья про то, какие договорные конструкции оптимальны для использования с примерами конкретных, проверенных временем формулировок, которые можно использовать на практике.

 

 

Источник: http://nepofigizm.ru/blog/analitika/1144.html

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 На конференции «Венчурный мост 3» расскажут, почему сейчас лучший момент для инвестиций
  2. 2 Стамбул для инвесторов: обзор 5 районов, открытых для инвестиций
  3. 3 Где стартапу искать деньги в 2024 году: 8 мер поддержки и более 20 программ, о которых вы могли не слышать
  4. 4 Стартап выстрелил. Как вывести инвестора из бизнеса без конфликта
  5. 5 Бизнес в Южной Африке
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше