Зачем стартапу акселератор?

Мария Илюшина

Редактор Rusbase, отделы «Мир» и «Тренды» masha@rusbase.vc

Расскажите друзьям
Мария Илюшина
Мария Илюшина

Кирилл Бигай, основатель и CEO Preply.comнаписал колонку о том, какую пользу получает стартап от участия в акселераторах.

Мне довелось участвовать в первом наборе стартап-акселератора EastLabs. Акселератор постоянно поддерживал Preply — даже после того, как мы из него успешно вышли с инвестициями, поехали на несколько месяцев США и вернулись назад. Одним словом, в EastLabs мы находились достаточно долго (что, на самом деле, большая редкость и везение). Таким образом я видел работу акселератора изнутри на протяжении нескольких лет. Я хорошо общался и с партнерами, и с командами.

Дополнило мое видение акселераторов общение с другими стартапами, которые побывали в многих западных акселераторах: 500 startups, TechStars, Seed Camp и другие.

По своим наблюдениям я могу сказать, что польза отличается в зависимости от стадии стартапа. И если раньше в стартап-акселераторы шли с идеей, то сейчас приходят с прототипами, готовыми продуктами, выходом на самоокупаемость и поднятыми раундами.

Для стартапов на стадии «идеи/прототипа»

Для стартапов «идеи» (коим был и мой стартап) и «прототипов» основной ценностью акселератора является:

1. Стартовые инвестиции для тестирования команды и построения прототипа 

Как правило, это небольшие суммы и их может даже не хватить на полноценный запуск. Зато их будет вполне достаточно для самого главного — тестирование команды. Самый большой процент закрытия стартапов приходится на разногласия между основателями, поэтому три месяца в акселераторе помогут новой компании и самому акселератору понять насколько справляется с задачами команда в таком составе. Инвестиции пойдут на переезд (если нужен), проживание и зарплаты.

2. Помощь в поиске seed-инвестиций 

После того как вы и акселератор убедились, что команда способна достигать целей и уже есть прототип, приходит время следующего раунда для тестирования рынка. Seed инвестиции как нельзя кстати подойдут.

3. PR для молодой команды

Сам факт того, что вы попали в хороший акселератор, будет инфоповодом. Это даст приличное количество публикаций и связей с журналистами. А дальше все будет зависеть от ваших усилий и умений. Первый толчок будет дан.

 4. Активный networking с менторами, командами и инвесторами

Пользу для молодых стартапов (особенно если это первый стартап) трудно переоценить. В короткое время предприниматели знакомятся с огромным количеством людей индустрии и становятся частью коммьюнити.

Для стартапов на стадии «выхода на самоокупаемость/роста»

На стадии роста имеет смысл подаваться только в топовые акселераторы (для меня такими являются TechStars и Y-combinator):

1. Выход на новый рынок

Если для вашего продукта открытие нового рынка стоит значительных усилий, то имеет смысл помимо TechStars и Y-Сombinator рассмотреть хороший местный акселератор. Это значительно облегчит первые шаги и даст вам сильную региональную поддержку.

2. Инвестиции на relocate

В этом случае инвестиции акселератора полностью пойдут на поддержку в relocate. Команда уже состоит из 5-10+ человек, инвестиций будет достаточно, чтобы покрыть затраты на переезд и проживание на время акселерации.

3. Помощь в подготовке к следующему раунду и увеличение капитализации компании

Стоит отметить, что для команд из СНГ доступ к европейскому и американскому капиталу условно ограничен. Крупные акселераторы ставят свой «знак качества», после чего общение с инвесторами Series A, B значительно упрощается. «TechStars берет 6-10% equity и компенсирует это, значительно увеличивая вашу  капитализацию на выходе из акселератора, таким образом компания только приобретает», — делится Семен Дукач (директор TechStars Boston и один из ранних инвесторов Preply). Залогом успеха является окончание программы в верхней части таблицы, т.е. вам нужно быть в лучшей половине класса.

4. PR для стадии роста

На стадии роста у вас большое количество инфоповодов и здесь вам помогут связи, которыми обладают акселераторы. Они сами подключают информационную поддержку, поскольку рекламируют не только хорошие проекты, но и самих себя. Особенно хороши в этом западные акселераторы: о вас могут написать такие гиганты, как TechCrunch, The Next Web и другие.

5. Доступ к менторам, сотрудникам и инвесторам

На этапе роста networking немного другой. Здесь команда уже знает кто ей нужен, и хорошие акселераторы откроют все двери. К тому же помогать и давать подсказки будут лучшие из лучших (сколько в сети есть историй о том, как после прогулки с Полом Грэмом вектор развития стартапа резко изменяется в лучшую сторону).

 

Итог 

Подводя итоги, хочу сказать, что если раньше я считал, что акселераторы хороши только для pre-seed стадий, когда фактически ничего почти и нет, то сейчас понимаю — некоторые из них приносят гораздо больше пользы для стартапов этапа роста перед масштабированием и поднятием серьезных раундов. Поэтому стоит разделять и сами акселераторы на разные категории. К тому же никто не запрещает вам принимать участие в акселераторах несколько раз. Если есть возможность — пользуйтесь этим.



Комментарии

  • Dmytro 07:52, 26.02.2015
    0
    Толково
  • Anastasiia Volkova 09:23, 26.02.2015
    0
    Все стремяться в акселлератор, но не все все же соответствуют требования и попадают в него. Preply.com - отличный пример образовательного стартапа, которому удалось и клиентскую базу на растить и бизнес масштабировать. Есть чему поучиться! :)
  • Michael Babich 15:22, 26.02.2015
    0
    Хорошая статья, но есть маленькая поправка. Тут речь идет на самом деле про Инкубаторы в первой половине статьи. Инкубация -- это как раз тестирование идеи, команды, поиск рынка за деньги инкубатора, а акселерация -- это разгонка и доведение до ума уже более-менее понятного актива, причем, часто за деньги самого стартапа. Если акселератор еще и денег дает, как топовые американские, то это совсем прекрасно. И этот же EastLabs -- это был инкубатор. То есть идею не акселерируют, а инкубируют.А YCombinator и 500 Startups - это акселераторы, в которые стоит идти, когда у тебя уже есть работающий бизнес, и они помогут выйти на новый рынок и получить новые возможности. Тот же Маклюр четко описал кого они берут: компании с прибылью на уровне $50К в месяц или с кол-вом пользователей на уровне 100K-1M, в зависимости от типа стартапа. В итоге инкубаторы стремяться дать меньше денег и получить % в двузначном числе, ибо риск все же совсем большой, а акселераторы берут %, измеряемый одним знаком, и дают денег достаточно для азвития до следующего майлстоуна.Часто стартапы, особенно на ранней стадии, не понимают этой разницы и еще на стадии идеи или первого прототипа стремятся попасть в акселераторы, где, естественно, получают от ворот поворот.
  • Michael Babich Kirill Bigai 14:27, 4.03.2015
    0
    Твое определение инкубатора сомнительно. На чем оно основывается?В Y-combinator и TechStars Boston берут как команды с существующим ревеню, так и команды на стадии идеи.
  • Kirill Bigai Michael Babich 19:37, 5.03.2015
    0
    Возможно. Однако, я свои выводы делаю по личному общению с менторами 500 Startups, публичными заявления МакКлюра и интервью фаундеров, прошедших YC, которых там гоняли в плане подключения пользователей и роста метрик. А также изучения программ некоторых инкубаторов.Задачи на разных стадиях развития стартапа разные. Соответственно, идти в акселератор, когда есть только идея и пилить продукт 3-4 месяца -- это потеря ценного ресурса в виде менторства акселератора т.к. на этой стадии все настроено на разгонку стартапа, customer acquisition, набор метрик и, исходя из этого, на подгонку идеи для product/market fit + подготовка к следующему раунду инвестирования уже на основании подтвержденной бизнес-модели и внятных метрик. Если же все это время просто пилить продукт, то пользы от этого акселератора ноль в плане менторской помощи ибо не пользователей ищешь, а просто пилишь продукт.Инкубатор же как раз создает условия подготовительной стадии перед customer acquisition, учит рисовать business model canvas и другие базовые вещи вроде как питчиться и написать executive summary. Как раз на этой стадии можно пилить MVP.Это, конечно, мое лично ИМХО. Прилагаю картинку, где нарисовал разные стадии жизни стартапа и откуда на этих стадиях деньги + менторы появляться могут.
  • Stalkerreklats 03:23, 27.02.2015
    0
    Все эти акселераторы это просто обман и выживание не запатентованых идей. Добрые дяди кивают головой и воруют идеи, не более того. А в рамках Российского законодательства это юридически даже не воровство.
  • Stalkerreklats theYaro 10:11, 27.02.2015
    0
    А можно пример из жизни, когда идея была сворована в инкубаторе или акселераторе его сотрудниками?
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Finopolis 2017
5 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase