Петр Грин — сооснователь и директор по продукту Republic, сервиса краудфандинговых микроинвестиций (стать инвестором можно, начиная всего с 10 долларов).
В интервью Rusbase Петр рассказал, почему переехал в США, как стартапам из России выйти на американский рынок и чем отличаются Москва, Нью-Йорк и Сан-Франциско в плане проживания и бизнеса.
Причины переезда. Из Москвы в Сан-Диего, Сан-Франциско и Нью-Йорк
Девять лет назад я окончил магистратуру, уволился из Leo Burnett, где проработал семь месяцев — максимальный для меня срок на какой-либо работе — и уехал в США, в Сан-Диего. Оттуда продолжал фрилансить и начал разработку нескольких своих проектов. Переезд в США никогда не был самоцелью — мне просто хочется иметь больше свободы передвижений, занятий и т. д.
Я всегда знал, что не хочу работать просто на компанию в офисе — классический избалованный ребенок. А Leo был именно такой работой, несмотря на интересные задачи и возможности. Мы взяли много наград, и меня даже включили в топ-100 дизайнеров России — так что я в статусе звезды приехал в Америку, где меня уже знали и ждали. Шутка.
Петр Грин. Фото: здесь и далее — личный архив автора
В Сан-Диего жизнь невыносимо скучная и медленная. Там круглый год пьют пиво, курят траву и катаются на серфе, но при этом океан холодный, поговорить не с кем и никто ничего не делает.
Однажды я не вытерпел, бросил все вещи в свою BMW 1988 года и переехал в Сан-Франциско — за Silicon Valley мечтой. Там я делал свой стартап, ходил на хакатоны. На мой стартап Mine инвестиций не нашлось, зато на одном из хакатонов мы сделали компанию MeetingPulse, которая до сих пор успешно развивается.
А еще я знакомился с большим количеством людей — и это лучшее, что я могу посоветовать. Можно ехать туда, быть голодным, но классным и знакомиться — и все будет. Лучше, конечно, еще уметь что-то делать при этом.
Со своими партнерами по Republic я тоже познакомился случайно. А вскоре после основания компании мы — тогда четверо молодых неженатых парней — решили, что веселее будет жить в Нью-Йорке, и переехали. К тому же я хотел быть ближе к Старому Свету и Москве, чтобы приезжать почаще.
В итоге я стал приезжать в Москву так часто, что мои друзья уже не устраивают вечеринки по этому поводу и видятся со мной даже больше, чем со своими московскими друзьями.
В Нью-Йорке у меня офис, в Москве — дом. Я приезжаю сюда надолго летом, когда это лучший город Земли, и несколько раз наездами в другое время года. Мог бы ездить каждый день — так бы и делал.
Еще советы желающим переехать
В США я ездил с восьми лет каждый год, так что уже давно был интегрирован, и особых сложностей не возникло. Но, конечно, нужен английский язык: чем лучше, тем лучше, а чем хуже, тем хуже.
Лайфхак для тех, кто хочет работать в Америке: будьте классным специалистом в любой области, которая нужна местной компании — дизайне, инжиниринге, маркетинге — и с вами захотят работать. Сначала удаленно — нужно продолжать быть классным, — но рано или поздно вас перевезут.
Что дал IT-опыт
Мои 15 лет работы в IT (даже 18, если брать в расчет мой первый сайт, который появился в 2000 году) дали мне:
- нелюбовь к экранам: их слишком много;
- понимание того, как будет работать мир будущего. К сожалению, это не очень весело. Немного ворчу — но мне же уже не 20 лет;
- свободу передвижений — самое главное;
- работу, которая не ощущается как работа;
- умение печатать вслепую.
Как появилась компания Republic, почему пошли в микроинвестиции
Все как-то само сложилось. AngelList — крупнейшая инвестплатформа — захотели выйти на новый рынок краудфандинговых инвестиций, который появился в 2016 году. И вышли через нас: выделили лучших сотрудников, дали им долю, профинансировали и помогли запуститься. Но мы оперируем как независимая компания — они просто адвайзер, партнер и инвестор. Меня позвали в самом начале: нужно было создать продукт, дизайн и бренд.
В 2016 году мы очень рвались в бой, потому что рынок был интересный.
Втроем мы построили всю платформу за 2-3 месяца, а СЕО привел первые компании. И покатилось.
Название Republic родилось не сразу, но в какой-то момент стало ясно, что все конкуренты называются немного плачевно, типа «КраудКикер», «СидСтартер», «ФандерИнвест» и т. п. Это направление явно было проигрышным. Мы начали искать что-то более обособленное, при этом общее и большое. Тогда появился вариант Republic — его впервые озвучил Пол, кофаундер, и в итоге мы остановились на нем. И, конечно, домены тут тоже играют большую роль: «.co» был в продаже, и мы знали продавца.
О своей роли, задачах и типичном рабочем дне
Я отвечаю за продукт, а также голос и бренд компании. В начале на мне также было много маркетинга. Я — главный неонизатор (chief neonizer). Это про то, что я всегда все делаю очень ярким, пытаюсь привнести немного панк-рока в серый финансовый мир.
Так как я был одним из сооснователей компании, третьим лицом (а с уходом СТО Пола технически стал вторым; первым был и остается СЕО Кен), ко мне, конечно же, прислушиваются.
Типичный рабочий день проходит хаотично, в основном, в звонках и встречах. Иногда, если повезет, выдается пара часов на то, чтобы поработать над новыми продуктами. С утра созваниваюсь с Москвой по работе, днем встречи, вечером иногда получается поработать в тишине.
Состояние рынка
У нас нет проблемы в конкурентах — у нас проблема в молодом рынке и осведомленности пользователей. Люди еще не готовы и даже не знают о том, что такое ангельские инвестиции. Они думают, что это как на бирже — это если повезет и они вообще знают, что такое биржа.
Но в США хорошо развиты личные финансовые инструменты, финансовое образование, поэтому люди в курсе, что нужно инвестировать. Это помогает.
Как стартапу из России выйти на американский рынок
Если компания зарегистрирована в США и бизнес не завязан на России — компания из России не будет иметь больше проблем с привлечением инвестиций, чем любая другая. Но, естественно, вам чуть больше, чем чисто американской компании, нужно будет доказать, что вам можно доверять.
Русские ребята, которых мне доводилось встречать в Долине, обычно более амбициозные, любопытные, трудолюбивые (или хитрые) и способные, чем в среднем американские. Хотя это скорее всего selection bias (систематическая ошибка отбора: выводы в отношении какой-либо группы могут быть неточными из-за специфики отбора в эту группу. — Прим. ред.): речь идет только о менталитете фаундера — в других областях не обязательно так.
В России все дешевле, поэтому лучше все производство — да и как можно больше всего — держать там. Так у вас будет серьезное преимущество перед конкурентами.
Забавно, но когда я занимался одеждой (брендом Volga Verdi. — Прим. пред.), у меня было ощущение, что никто не хочет и не умеет работать: фабрики не отвечали на звонки — хотя я готов был платить им большие суммы денег, — информацию совершенно негде было взять и т. д. Возможно, это особенности индустрии, но это идет вразрез со стереотипом, что в Америке везде развитая бизнес-среда. Возможностей еще полно! Например, мой друг за несколько лет с нуля создал успешный бизнес фотостудий, просто хорошо разбираясь в интернет-рекламе.
Об образовании
Свое высшее образование (Петр окончил экономфак МГУ и магистратуру НИУ ВШЭ. — Прим. ред.) я считаю почти полностью бесполезным. Образование в текущем виде вообще не работает для мира будущего, и оно, конечно, скоро изменится само собой. Что тут, что там.
Получать образование в США пока не планирую, потому что не вижу и не знаю, как. Учиться хочется всему, конечно же, — жду, когда кто-то придумает способ.
Стоимость жизни в Нью-Йорке
Квартира в Нью-Йорке стоит дорого, но все зависит от ваших желаний. Можно жить за городом, можно найти комнату за $1000 (или даже меньше) и жить недалеко от центра.
Я нашел квартиру прямо у метро в Бруклине (сколько плачу, не скажу) — и мне до центра Манхэттена ближе, чем из большинства мест на самом Манхэттене.
На Таймс-сквер
Квартира — основная статья моих расходов. Страхову и питание днем во многом покрывает работа, в итоге я трачу в районе $1500 в месяц. Мобильная связь у меня дешевая через семейный тариф — $35 в месяц, транспорт — $130 на проездной на метро, плюс ночной Uber и $15 в месяц на Citi Bike (городскую систему велопроката. — Прим. ред.). Из развлечений у меня абонемент в стиптиз-клуб, чаевые девочкам — максимум 200 долларов в месяц.
Проживание и бизнес: Москва vs Нью-Йорк vs Сан-Франциско
Москва | Нью-Йорк | Сан-Франциско |
Красивый, разнообразный и уютный город | Жесткий и энергичный большой город, агрессивный и неприветливый, не приспособленный для нормальной человеческой жизни | Милый, с красивый природой, но медленный, скучный и очень маленький город |
Живые, радующиеся жизни интересные люди (особенно летом) | Довольно забитые, несчастливые, но красивые и стильные люди | В целом счастливые, но одинаковые люди, живущие в розовом пузыре |
Рулят понты | Рулит бабло | Рулят мемы |
Глубокая, развивающаяся и разнообразная культура | Культуры много, но она теряется в недрах кипящего города и в толпе туристов, и на нее нет времени | Практически полное отсутствие культуры в нашем понимании, тотальная безвкусица |
Довольно гомогенный город, который думает, что он многонациональный, и где все любят друг друга гораздо больше, чем осознают | Сильно интернациональный город, где все друг друга открыто недолюбливают | Терпимый многонациональный город, где все друг к другу относятся формально дружелюбно. Просто потому, что все одинаковые, как роботы-клоны —айтишники |
Трава запрещена, и все боятся | Трава запрещена, но всем наплевать | Трава разрешена, и все довольны |
Идеальный транспорт — последний Range Rover | Идеальный транспорт — (круглосуточное) метро | Идеальный транспорт — мотоцикл 1985 года |
Стартап — это круто | На твой стартап всем наплевать, если у тебя нет пентхауса на Манхэттене | Стартап есть у всех, и все интересуются, какой у тебя, потому что так принято |
В твою идею никто не будет верить — все будут говорить, почему это не сработает | На твою идею всем наплевать, если у тебя нет пентхауса на Манхэттене | Все знают, что возможна любая идея, и все будут втайне завидовать и надеяться, что у тебя ничего не получится |
Когда идея провалится, они скажут: «Ну, я же говорил!» | Когда идея провалится, всем будет так же наплевать | Когда идея провалится, сделаешь новую, и все получится |
Формально беззаконие — по сути, пока еще свобода и дикость. Хотя камер повсюду уже стоит больше, чем где-либо, так что тенденция ясна | Формально свободное общество, закон силен, но немного дикости пока еще осталось | Формально свободное общество — по сути, все боятся сделать шаг в сторону. Свободы нет. Спокойствие есть |
Инновации крадутся, улучшаются и внедряются быстрее и часто лучше, чем они создаются в Сан-Франциско | Инновации тормозятся полумафиозными лобби | Придумываются и создаются передовые для всего мира технологические инновации |
Идеальный город, чтобы тут родиться и вырасти | Идеально для молодого студента из глубинки, чтобы рассказывать всем, что живешь в Нью-Йорке | Идеально для гей-пары, вышедшей на пенсию |
О любимых местах и отдыхе
Сохо, Трайбека, Вест-Виллидж — несомненно, лучшие для меня места в городе. Хотел бы жить в одном из этих районов, если бы зарабатывал в 2-3 раза больше. Там чисто, красиво и приятно.
Там остается ощущение Нью-Йорка, но пропадает ощущение грязной, вонючей, громкой серо-коричневой кишащей помойки.
Досуга почти нет, перезагружаться после работы почти некогда. В типа «свободное время» хожу в тренажерный зал, катаю на триальном байке, пишу картины, делаю личные проекты. Времени на остальную жизнь настолько мало, что начинаешь ценить его на вес золота.
На фестивале Burning Man
Я почти все свободное время провожу один: все друзья остались в Москве и Калифорнии, здесь только работа.
28 ноября маркетолог и PR-консультант Мария Подоляк в прямом эфире обсудила с Петром Грином способы для технологического стартапа поднять деньги и выйти на рынок США. Смотрите запись трансляции.
Материалы по теме:
Олег Попов, Scentbird: «Главный недостаток Нью-Йорка — это то, что ты тут не родился»
«Надо быть проще». Михаил Токовинин — о главной проблеме российских стартапов на Западе
США или Россия: где у стартапа больше шансов
Анна Дворникова и Стас Хирман, TEC Ventures, SVOD, AmBAR: «Кремниевая долина вызвала культурный шок!»
«Упоротость» создавать проблемы и бизнес «по понятиям»: что мешает русским вырастить «единорога» в США
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Осознанный шаг: что ждет предпринимателя после открытия бизнеса в другой стране
- 2 Образование и жизнь в Милане: «В студенческой столовой можно купить пиво»
- 3 Зеленый коридор: стоит ли устраиваться в международную компанию для переезда за границу
- 4 Как мы хотели попробовать год пожить в Европе, но остались в Испании и построили международный бизнес: часть 2
- 5 Как мы хотели попробовать год пожить в Европе, но остались в Испании и построили международный бизнес
ВОЗМОЖНОСТИ
10 сентября 2024
10 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
12 сентября 2024