Куда идти фудтех-стартапу в России

И какие перспективы у проектов в этой области

25.06.2018



За последние несколько лет пищевая промышленность в мире претерпела ряд значительных изменений. Еще шесть лет назад Дэйв Макклюр, основатель венчурного фонда 500 Startups и в прошлом один из топ-менеджеров платежного сервиса PayPal, называл глобальный рынок еды «слишком вялым» и с уверенностью относил его к отстающим отраслям. Однако уже сейчас в фуд-секторе тестируются самые смелые технологии будущего.

Основатели стартапов в фуд-индустрии предлагают инновационные решения, которые могут значительно изменить как принципы производственного процесса, так и возможности системы распространения продовольствия в целом. Глобальный рынок стремительно завоевывают технологии фуд-интернета. Онлайн-платформы сегодня позволяют заказывать доставку на дом блюд из ресторанов класса «люкс», бронировать столики в заведениях вашего города, выбирать ближайшие кафе по названиям блюд, а также работать напрямую с фермерами, выращивающими органические продукты рядом с вашим рестораном и дистанционно управлять пищевым производством.

В набор инструментов компаний фуд-индустрии входят также решения, которые помогают анализировать и обрабатывать большие объемы данных, чтобы затем эффективно управлять производством и маркетинговыми мероприятиями. Помимо решения производственных задач, большие данные могут отвечать и за наполнение рациона питания и выбор полезных продуктов для конкретного человека. Кроме этого сделать рынок еды более разнообразным и гибким сегодня помогают технологии 3D-печати, робототехника, искусственный интеллект и дроны.

Большой интерес к новым проектам и решениям, появляющимся в фуд-индустрии, проявляет также и российский бизнес. Предприниматели и инвесторы в России запускают новые акселерационные программы для стартапов, работающих на рынке, создают торговые площадки для рестораторов, проводят городские фестивали еды и фермерских продуктов, организовывают образовательные программы и циклы лекций для фуд-стартапов и даже продвигают в сети реалити-шоу для перспективных проектов.
Кто в России поддерживает фуд-стартапы
О своей поддержке стартующих проектов в фуд-индустрии заявляют как минимум несколько ярких и крупных российских компаний, которые имеют большой опыт работы в сфере пищевой промышленности. В их число входят:
Инвестиционное подразделение Mail.Ru Group в области foodtech. Создано в 2018 году. Mail.Ru Foodtech Ventures планирует инвестировать в проекты, связанные с фудтех-индустрией: сервисы по бронированию столиков, доставке еды, продуктов и другие. Напомним, в 2016 году Mail.Ru Group приобрела крупнейший сервис доставки еды в России Delivery Club, а в мае 2017 года — второй по величине сервис ZakaZaka.
Target Global — международная венчурная компания, управляющая активами на сумму в $600 млн. Имеет офисы в Берлине, Москве, Сан-Франциско и Тель-Авиве. Одной из наиболее известных сделок Target Global в России стали инвестиции компании в премиальный сервис по доставке еды Foodfox. В 2016 фонд поучаствовал в раунде в $1 млн на стадии seed, в 2017 году совместно с пулом инвесторов Target Global вложил в сервис еще $5 млн. Размер входа в Target Global обычно составляет от $5 млн до $30 млн на сделку. Также компания управляет фондом посевных инвестиций с размером сделок от $200 тысяч до $500 тысяч.
Addventure управляет фондами венчурного финансирования. Размер инвестиций в компании составляет от $1 до $10 млн. Самым успешным проектом Addventure можно назвать платформу для доставки еды Delivery Club. Компания вышла из этого проекта в 2014 году, когда сервис был куплен FoodPanda за $50 млн.
Фонд инвестирует в ИТ- и ecommerce-проекты на начальной стадии развития. Управляющим фонда является основатель сервиса Delivery Club Левон Оганесян, и в сферу интересов компании входят также фудтех-проекты. Осенью прошлого года SOLventures инвестировал в Menu Group — аналог Delivery Club, работающий в Армении, Грузии и Беларуси.
Работает только с фуд-стартапами. Приглашает к себе производителей мучных изделий, сухих завтраков, десертов, выпечки, сладостей, снеков, соусов. Уже вложил в консервы из камчатского королевского краба King Claw, снеки Ele, учитывающие ДНК потребителей, и бистро, работающее с фермерскими продуктами, United Kitchen. Средняя сумма инвестиций — 3–15 млн рублей.
Трек Food LAB акселератора PepsiCo LAB поддерживает стартапы, выпускающие снеки, молочные продукты, соки и безалкогольные напитки. Акселерационная программа PepsiCo LAB была впервые запущена в апреле 2017 года. По результатам первого заочного этапа трека, завершившегося в марте этого года, компания выбрала 12 стартапов для участия в очной программе.
Платформа «Местная Еда» объединяет в себе фестиваль еды, сервис по подписке на местные продукты, фуд-инкубатор и школу гастрономического бизнеса. Благодаря фестивалю «Маркет Местной Еды» и сервису «Ящик Местной Еды» начинающие проекты могут заявить о себе потенциальной аудитории и протестировать продукт в полевых условиях. Фуд-инкубатор «Местной Еды» помогает предпринимателям разработать бизнес-план с нуля и найти инвестора. А школа гастрономического бизнеса обучает стартапы правилам работы на рынке.
Фудкорт расположен в универмаге Bolshoy в Екатеринбурге. «Гастроном» предоставляет участникам корнеры с кухней в базовой комплектации: с покрытием стен, вытяжками, кухонными поверхностями, столами и холодильником. Одновременно на фудкорте могут работать пять стартапов. Входящей платы для прошедших отбор участников нет — площадке они должны отчислять определенный процент с продаж.
Куда идти учиться
Разобраться в специфике фуд-индустрии и узнать правила игры на рынке предпринимателям помогают курсы и программы обучения стартапов. Чтобы понять, как устроена экономика этого бизнеса, эксперты советуют основателям пищевых компаний пообщаться с теми, кто уже запустил собственный проект или работает в небольшой пищевой компании. «Как и в любой отрасли, в фуд-индустрии есть свои тонкости. Изучать их за свой счет слишком дорогое удовольствие», — отмечает сооснователь и директор бизнес-акселератора Mabius Александр Киселев.
Автором образовательных проектов для пищевой индустрии является также компания Александра Киселева. В 2016 году акселератор Mabius выступил организатором цикла лекций для фуд-стартапов, которые прошли в кинотеатре «Пионер» в Парке Горького. Кроме того, по имеющейся у издания информации, акселератор намерен запустить в ближайшее время онлайн-курсы для предпринимателей фуд-индустрии.
Бизнес-школа «Сколково» принимает заявки в том числе от основателей фуд-стартапов. В программу «Стартап Академии» входит бизнес-моделирование, экспертная оценка, выход на рынок, анализ новых возможностей для существующих бизнесов, помощь бизнес-ангела. Стоимость пятимесячного обучения составляет 690 тысяч рублей.
Одним из проектов платформы «Местная Еда» является «Школа гастрономического бизнеса». Здесь начинающих и уже опытных предпринимателей обучают тонкостям бизнес-планирования, маркетинга и технологий в области пищевой промышленности. Стоимость курсов и лекций школы составляет до 5 тысяч рублей.
Фото: Unsplash
Что должен знать основатель фуд-стартапа
Сооснователь и руководитель Mabius Александр Киселев советует основателям фуд-стартапов трезво оценивать будущую экономику проекта еще до превращения концепции продукта в прототип. Для этого нужно понять, в каких конкретных магазинах и точках продаж будет представлен продукт компании. Предприниматель должен подсчитать, сколько точек продаж находится в доступной географической близости от производства, какая «уходимость» товаров категории и какой будет наценка на товар в рознице.
Цель таких мероприятий — реалистично оценить потенциальный объем продаж и ограничения, связанные с себестоимостью. Часто предприниматели, видя общий объем рынка или категории, представляют, что могут занять в этом сегменте 5–10%, а это сотни миллионов или миллиарды рублей. Это обманчивая иллюзия. В реальности объем рынка стартапа составят те торговые точки и сети, где продукт по просчитанной цене сможет продаваться в ближайшие годы.
Александр Киселев, сооснователь и руководитель Mabius
Основатель ресторана китайской кухни «Китайские новости» и выпускник Executive MBA бизнес-школы «Сколково» Станислав Лисиченко кроме этого советует предпринимателям убедиться в том, что проект можно масштабировать. Наличия только рынка сбыта для фуд-стартапа недостаточно, считает Станислав, стартап также должен быть масштабируемым.

Эксперты отмечают, что пищевой бизнес, будь то общепит или производство продуктов питания, как правило, представляет собой стандартный производственный процесс (исключение составляют ИТ-проекты в фуд-индустрии). Поэтому участники рынка советуют основателям проектов учитывать, что результат работы их бизнеса будет сильно зависеть от качества труда и от человеческого фактора в целом.

Говоря о подборе команды, Александр Киселев отмечает, что участники фуд-стартапа должны закрывать ключевые функции пищевого бизнеса. Главной функцией таких компаний, по мнению эксперта, являются продажи. В команде стартапа могут быть сильные производственники, маркетологи и финансисты, но если в проекте нет человека, который будет пробивать дорогу к торговым точкам, тогда работа всех остальных людей теряет смысл, уверен эксперт.
Подводные камни
Почти каждый основатель фуд-стартапа может столкнуться с самыми распространенными проблемами рынка. К числу таких барьеров относят, в частности, ограниченный доступ компаний к конечному потребителю. Прямые продажи через корпоративный сайт или социальные сети, как правило, не приносят большой доход пищевым компаниям, поэтому главный канал продаж для них — различные торговые точки: федеральные и локальные торговые сети, магазины, спортивные центры, кафе и рестораны, АЗС, вендинг и другое. Кроме этого новички рынка часто вынуждены вступать в острую конкурентную борьбу с другими участниками рынка за место на полках магазинов, торговая площадь которых ограничена.

Запускающиеся компании в фуд-индустрии часто сталкиваются также с рисками, которые таит в себе постоплата поставок. Отсрочка платежей за поставку товара для российских дистрибьюторов и сетей составляет 45 дней. Но многие закупщики пользуются уязвимостью начинающих проектов и нарушают эти сроки. Поэтому эксперты советуют небольшим компаниям учитывать, что на начальных этапах им придется инвестировать в оборотные средства.

Основатель ресторана «Китайские новости» Станислав Лисиченко как один из участников рынка общепита советует фуд-стартапам также не забывать о том, что этот сегмент в России пока остается достаточно узким по сравнению с развитыми европейскими странами, более того, он не всегда показывает рост. Поэтому автор будущего проекта в общепите, собирающийся оценивать прогнозы развития компании, должен знать, что в цели проекта не всегда могут быть заложены оптимистичные показатели масштабирования.

Сооснователь и руководитель компании Octa Андрей Редуто, оценивая потенциальные угрозы для пищевых стартапов, говорит, что сейчас можно найти не так много площадок в России, которым предприниматель сможет доверить на аутсорсинг производство продукции и при этом будет уверен в том, что его технологии не украдут.
Собственный опыт
Своим опытом развития фуд-стартапов с Rusbase поделились основатели пищевых компаний Marc&Фиса и Octa.

Marc&Фиса — это продукты для здорового питания, сделанные из натуральных компонентов. Линейка компании включает хрустящие снеки, печенья, каши и гранолы. Александра Шафорост, создатель и руководитель проекта, кратко выделяет для себя несколько последовательных этапов запуска пищевого стартапа: анализ рынка, внутренняя личная потребность в продукте, расчет финансовых показателей, анализ особенностей производства и выбор партнеров, поиск стабильных поставщиков ингредиентов и создание упаковки.

Сейчас, по словам Александры Шафорост, ее компания развивается за счет трех основных факторов. Первое — это рост повторных покупок первого продукта в линейке компании — снека из смеси злаков, овощей, фруктов и ягод «Фрустики». Второе — расширение производственной линейки за счет добавления в меню компании печенья с низким содержанием сахара и масла, соленых снеков как альтернативы чипсам, каши моментального приготовления без сахара и сухого молока и гранолы на меде и оливковом масле. И в качестве третьего фактора роста Marc&Фиса Александра Шафорост называет расширение сотрудничества с российскими торговыми сетями, среди которых представлены ритейлеры «Лента», Metro, «Перекресток», «Карусель», «Алые Паруса» и другие.

Проект Octa smart food продвигает идею здорового питания на рынке напитков. По словам авторов проекта, их «умный» напиток, содержащий полезные для организма ингредиенты, способен заменить треть привычного дневного рациона и избавить от чувства голода. Сооснователь и руководитель компании Андрей Редуто говорит, что этапы запуска и развития его проекта мало чем отличаются от правил запуска стартапов в non-food сегменте. Тем не менее создатели напитков для здорового питания достаточно много времени уделяли разработке продукта и его тестированию на целевой аудитории.

После получения отклика от аудитории разработчики начинали снова дорабатывать продукт, затем опять его тестировали и опять дорабатывали. Когда уже был готов MVP, предприниматели начали приспосабливать свой продукт к промышленному производству. На этот этап, по словам Андрея Редуто, у нового проекта в пищепроме может уйти от трех до шести месяцев.
©Rusbase, 2018
Автор: Антон Кузнецов
Фото на обложке: Unsplash


Людмила Чумак
Куда идти фудтех-стартапу в России