Разработчик SaaS-системы для создания и аналитики контента в e-commerce Brandquad провел реструктуризацию, из состава участников вышла французская структура, узнал RB.RU.
Согласно данным ЕГРЮЛ, доля зарегистрированной во Франции структуры Brandquad в капитале российского юрлица ООО «Бренд квад» 12 сентября снизилась с 70% до 35%, а 19 сентября компания полностью вышла из состава участников российского ООО.
12 сентября в состав акционеров ООО «Бренд квад» вернулись его основатели, в частности Филипп Денисов получил 17,18%, Константин Шишкин — 14,68%, у ООО «ММ-Траст» (Анатолия Митрошина, Владимира и Марии Зотовых, инвестировали в стартап в 2019 году) — 7,91%. 19 сентября владельцем 35% стало само ООО. Согласно российскому законодательству, распорядиться этой долей общество должно в течение года. Доля «Фрии инвест» по итогам сделок снизилась с 30% до 25,23%.
Сооснователь и CEO «Бренд квад» Филипп Денисов прокомментировал сделку.
«В сентябре мы действительно реструктурировали компанию и, если еще в начале года 100% ООО "Бренд Квад" принадлежали Brandquad (Франция), то теперь доли распределены между основателями — мной, Константином Шишкиным, и нашими инвесторами ООО "Фрии Инвест", ООО "ММ-траст"», — пояснил Денисов RB.RU.
По словам сооснователя, реструктуризация позволяет сделать более обособленными подразделения в разных странах, а разработанное компанией ПО становится российским.
«Наши российские клиенты, что очень важно в текущих реалиях, оставляют за собой преимущество пользоваться отечественными IT-продуктами: PIM-системой – это флагманский продукт Brandquad для хранения данных о товарах и вывода их на электронную полку, DSA — системой для аналитики товаров в e-commerce», — рассказал Денисов.
Денисов добавил, что сейчас компания выводит на рынок принципиально новый продукт — Mediaquad, систему для командной работы с цифровыми медиаактивами не только в ecommerce, но и в других отраслях, например, в строительстве, недвижимости, сфере гостеприимства и многих других.
«Цель амбициозная — занять минимум 30% рынка автоматизации работы с цифровыми медиаактивами в ближайшие пару лет», — сказал CEO.
- Зарегистрированная во Франции структура Brandquad получила 100% стартапа в 2021 году, спустя полгода стало известно, что она привлекла €2,5 млн от Skolkovo Ventures («СК Капитал») и французского банка BPI France на развитие за рубежом и открытие R&D-центр во французском Лилле. Первый инвестор вложил €1,5 млн, а второй — €1 млн.
- Тогда Forbes писал, что Brandquad — это холдинг из двух юридических лиц: российского и французского. Средства от обоих инвесторов были привлечены французским подразделением и должны были распределяться для развития всего холдинга, сообщало издание. Как писал RB.RU, доли основателей ООО «Бренд квад» были обменяны на акции французской Brandquad. Например, по состоянию на 1 апреля 2024 года, ООО «Фрии инвест», впервые инвестировавшее в компанию в 2018 году, владело 56 тыс. 458 акциями французской компании, которая в свою очередь владела российским юрлицом.
- В 2024 году, после введения санкций, Skolkovo Ventures подал на Brandquad в суд, требуя вернуть инвестиции. Российское юрлицо выплатило венчурному инвестору 187 млн рублей в июне. Перед выплатой 30% в компании получило ООО «Фрии инвест», а доля Brandquad сократилась до 70%. 31 мая гендиректор фонда Кирилл Варламов заявил РБК, что компания инвестировала в Brandquad 150 млн рублей, не указав предназначение средств и механизм инвестиций.
По мнению основателя Dsight Арсения Даббаха, изменения в структуре собственников компании связаны с санкциями. Эксперт предположил, что сделка носит технический характер, а значит стоимость не имеет значения. Если же речь идет о вынужденной сделке, то компанию можно оценить в стоимость двух выручек — около 400 млн рублей, добавил эксперт.
Аналитики Freedom Finance Global оценивают компанию в 450 млн рублей, исходя из уплаченных налогов за 2023 год.
«Компания не является публичной и не раскрывает финансовые показатели по МСФО. Согласно российскому бухгалтерскому отчету, за 2023 год она понесла убытки в размере 136 млн рублей. Однако, исходя из уплаченных налогов за этот же период, ее приблизительная стоимость может составлять 0,45 млрд рублей. Стоит отметить, что эта оценка является весьма условной и, вероятно, завышенной», — пояснили в Freedom Finance Global.
Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын добавляет, что из-за санкций ускорение роста компании благодаря работе на западных рынках откладывается.
«В такой ситуации адаптирующиеся компании иногда делятся, например, на месте одного "Яндекса" возникли два, один из которых стал Nebius», — считает эксперт. По мнению Делицына, российский рынок, на котором работает стартап, весьма перспективен, если судить по темпам роста маркетплейсов, но компания не показывает ни быстрого роста, ни прибыли.
«Ему надо начинать новую жизнь, и сейчас его могут оценить и в десять раз дешевле — в одну или две годовых выручки», — считает эксперт. Делицын напомнил, что при привлечении инвестиций в 2021 году инвесторы рассчитывали, что через два-три года компании будет стоить 2,5 млрд рублей, но этого не произошло.
Основатель IT-интегратора AWG Александр Хачиян считает, что главный минус потери французской компании в числе участников в том, что они теряют шансы на международном рынке. По словам эксперта, компания имела постоянных клиентов и отличные перспективы на покорение мирового рынка.
«Без поддержки французского партнера она просто теряет эти возможности. Если на международном рынке у них сохраняются планы расширения, им потребуется искать нового партнера для продвижения проектов», — считает специалист.
- В 2019 году Brandquad привлек 187,5 млн рублей от бизнес-ангела Анатолия Митрошина и фонда.
- В 2018 году стартап привлек seed-финансирование от «Фрии» в размере 16 млн рублей, писал RB.RU. На тот момент платформа работала с 32 производителями и ретейлерами, в том числе L’oreal, Unilever, Nestle, Procter & Gamble, Johnson & Johnson, Henkel, Hasbro, Bayer, Stada, часть из которых ушла с российского рынка после начала СВО или сократила инвестиции в маркетинг.
Уже после выхода материала, Денисов уточнил RB.RU, что изменения в структуре собственников компании никак не связаны с санкциями. По словам сооснователя, формально произошло лишь разделение активов — российская компания работает на российском рынке, французская на европейском, а клиенты остаются клиентами на обоих рынках. По словам Денисова, для компании это очень позитивная новость, речь о том, что разные подразделения теперь не влияют на работу друг друга. Французская структура Brandquad продолжит работать в качестве подразделения, добавил бизнесмен.
Фото на обложке: vwalakte /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 «Для безопасной работы»: ФРИИ прокомментировал раздел российско-французского стартапа Brandquad
- 2 «Бренд квад» выплатил своему бывшему инвестору Skolkovo Ventures 187 млн рублей
- 3 «Серые» товары IKEA, Skolkovo Ventures подал иск к IT-компании Brandquad: главное 13 марта
- 4 Фонд Skolkovo Ventures подал иск к IT-компании Brandquad
- 5 Серые кардиналы e-commerce. Кто помогает корпорациям управляться с товарным контентом
ВОЗМОЖНОСТИ
04 октября 2024
04 октября 2024
04 октября 2024