Top.Mail.Ru
Новости

RB Partners и EY рассказали об «оттепели» российского венчурного рынка

Новости
Валерий Вискалин
Валерий Вискалин

Ex-Новостной редактор RB.

Валерий Вискалин

Группа компаний RB Partners совместно с EY представили исследование российского венчурного рынка за 2016 год «Оттепель российского венчурного рынка». О результатах исследования Rusbase сообщили представители компаний.

RB Partners и EY рассказали об «оттепели» российского венчурного рынка

Изучая настроения участников венчурного рынка, составители исследования пришли к выводу, что за прошлый год рынок стал проявлять больше оптимизма на фоне предыдущих двух кризисных годов. Такое заключение было на основе мнения участников рынка и на основе ключевых цифр венчурного рынка за 2016 год:

  • Рост количества сделок с 297 до 302 штук.
  • Рост объема инвестиций с $383 млн до $894 млн (за счет крупных сделок: HeadHunter, Gett, Pixonic, Delivery Club).
  • Снижение объема рынка венчурных сделок ранних стадий с $372 млн до $231 млн.
  • Рост среднего размера сделки: с $1,3 млн в 2015 до $3 млн в 2016 году.
  • Рост выходов: с 4 до 14 штук и с $11 млн до $663 млн (в 60 раз).
  • Расширение географии инвесторов российского происхождения: если в 2014 и 2015 годах они пробовали себя в основном на рынках Израиля и США, то в 2016 году офисы открывались уже в Европе.

«Мы увидели очень сильный всплеск интереса к технологиям со стороны корпораций, и как итог около 30 выходов в 2016 году и запуск более 5 новых корпоративных венчурных фондов. Пока венчурный рынок в России занимает менее 0.5% от мирового, но тренд и интерес корпораций вызывает оптимизм», — отметил партнер RB Partners Арсений Даббах.

По мнению исследователей, за прошлый год произошла трансформация рынка в сегменте B2B. Если раньше инвесторы выбирали «консервативные» направления: системы управления предприятием, платформы и традиционные B2B-решения, то за 2016 год инвестиции в эти сегменты существенно снизились.

Помимо этого, исследователи заметили, что на венчурном рынке существенно снизились инвестиции в электронную коммерцию, сервисы поиска и рекомендаций. Инвесторы стали больше интересоваться такими сервисами, как транспорт, путешествия, ремонт и уборка, связанные с трендом «уберизации», а также сегментом игр (благодаря развитию технологий VR, AR и AI).

На основе итогов прошлого года составители «Оттепель российского венчурного рынка» определили тенденции, которые наиболее вероятно окажут влияние на рынок и в 2017 году:

  • Государственные фонды и фонды с госучастием снижают активность, выходят из проектов или закрываются (прекратили инвестдеятельность VTB Capital и «Лидер-Инновации», снизил активность «Роснано»).
  • Активно развиваются корпоративные инновации и корпоративное инвестирование в различных его формах: корпоративные акселераторы (IKEA, SAP, и InspiRUSSIA), корпоративные фонды (Sistema VC, Sistema Asia Fund).
  • Продолжается рост ангельских инвестиций и развитие ангельских, микроангельских групп, а также p2p и крадфандинговых платформ (Venture Club, StartTrack, Клуб инвесторов МШУ Сколково, Клуб инвесторов ФРИИ, SmartHub).
  • Продолжается глобализация стартапов и фондов.
  • Ожидания на восстановления публичных рынков капитала и возможные успешные IPO российских компаний на Московской Бирже и азиатских биржах не оправдались.

В качестве венчурных сделок рассматривались технологические проекты российских или международных компаний с основным рынком в России моложе 10 лет, с выручкой менее $10 млн, сделкой менее $100 млн. В исключительных случаях рассматривались сделки с объемом свыше $100 млн ввиду технологичности и инновационности компаний.

Ранее РВК совместно с PwC представили обзор венчурного рынка России за 2016 год, где отмечалось, что выходы венчурных инвесторов в России упали за год в 13 раз – до $120 млн.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ABC-анализ в бизнесе: что такое, для чего нужен и как проводится
  2. 2 Инструменты на основе ИИ, которые помогают предотвращать травмы на производстве
  3. 3 Бизнес-модель open source: как зарабатывают на альтруизме
  4. 4 Сложная продуктовизация: как вывести разработанный программный продукт на рынок и добиться его монетизации
  5. 5 Адаптация рынка мобильной разработки: что изменилось за последние годы?