Top.Mail.Ru
Новости

Как поменять машину на идею, и что из этого получилось

Новости
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова

Легко придумать крутой сервис, а вот воплотить идею и заработать на ней гораздо сложнее. Rusbase пообщался с основателем сервиса Convead Алексеем Ковалёвым. Алексей рассказал о том, как ему пришла в голову идея помогать интернет-магазинам зарабатывать больше и как удалось её воплотить без инвесторов.

Как поменять машину на идею, и что из этого получилось

Алексей, как появился Convead?

Идея возникла неслучайно. Несколько лет я занимался своим проектом — интернет-магазином оборудования для ресторанов. На сайт шёл приличный трафик, и возникало множество задач по маркетингу, аналитике. Мы использовали разные сервисы — для рассылок, создания виджетов и много чего ещё. На интеграцию уходила масса времени, приходилось привлекать программистов, отвлекать их от более важных задач. А аналитика по сайту… Это же отдельная головная боль. Конечно, у нас были отличные маркетологи, которые делали чудеса с Google Analytics и «Яндекс.Метрикой». Но на получение одного отчёта уходило несколько дней, а потом уже срочно требовался новый… Опять же, это ещё и финансовая нагрузка. Смотрите, час работы одного программиста — 1500-2000 рублей, а маркетолога — 800-1000 рублей, причём на каждый отчёт или интеграцию может уйти от нескольких часов до нескольких дней.

Я много общался со знакомыми владельцами интернет-магазинов и понял, что у них те же проблемы, что и у меня. Всё время уходит на рутинные задачи: заказать, привезти, отследить, договориться, проверить, заплатить.... Ну вы поняли. Из маркетинга делается то, что проще всего – контекстная реклама и выгрузка на «Яндекс.Маркет», рассылки запускаются не регулярно, а системно анализировать всё это вообще некогда. Какое там разобраться в Google Analytics? Ради интереса и проверки собственной гипотезы я даже создал несколько опросов в тематических сообществах и окончательно убедился, что комплексного решения нет и нужно разрабатывать что-то своё. Так и появился Convead, который объединил в себе аналитику и возможность влиять на посетителей сайта без помощи программистов и маркетологов. Сейчас попробую объяснить, как работает наш сервис.

Представьте себе фотографа, который сфотографировал станцию метро в час пик, а спустя какое-то время дал вам фотографию и описание каждого человека. Да, это круто, всё описано, все данные есть... Но к тому моменту, когда вы проанализировали всё и хотите принять решение, народ уже уехал, а на станции стоят совершенно другие люди, с совершенно другими задачами. Convead же использует мгновенную связку аналитики и воздействий, то есть вы анализируете и влияете на этих людей сиюминутно.


За разработку взялась ваша команда?

Сначала да, Convead создавался под наш проект и силами нашей команды. Но потом стало ясно, что сервису тесно в этих рамках и его потенциал гораздо масштабнее, а переключать всех программистов на работу с ним я не хотел — важных задач по интернет-магазину было достаточно. Для такого проекта нужна была отдельная команда. Я встречался со многими крутыми веб-студиями, общался, рассказывал, выслушивал их предложения. Наконец выбрал исполнителя. Ценник получился космический. Но меня это не остановило. Хотя машину пришлось продать, про отдых вообще молчу, на него у меня до сих пор нет времени.

Сразу оговорюсь. Я понимал, что идеальный во всех смыслах сервис с первой попытки создать не получится. Моя цель была проверить гипотезу и сделать прототип с минимальным набором функций, который будет представлять ценность для клиентов. А потом уже допиливать сервис, наращивать функционал и доводить до идеала.


И что из этого получилось?

Да ничего хорошего. Я увидел результат и пришёл в ужас. С первого взгляда было понятно, что с таким продуктом я не то что на новую машину, на проездной в метро не смогу заработать. И дело не в рюшечках, не в дизайне… Проблемы были с функционалом. Сервис, конечно, работал, но делал это настолько медленно, что сразу было понятно: сколько-нибудь значительных нагрузок он не выдержит. Собирая прототип, наши подрядчики позаботились только о фичах, но не о производительности… Никакое ТЗ не помогло. Менеджеры из веб-студии не растерялись и предложили мне «чуть-чуть доработать» за дополнительную цену. Я не был морально готов продавать ещё и квартиру, так что пришлось отказаться. Средств оставалось совсем немного, а продукт нужно было дорабатывать и выводить на рынок.


Но выход-то удалось найти? Или квартира…

Всё сложилось отлично. Новую команду, которую в итоге возглавил наш технический директор, я неожиданно для себя нашёл в Твери. Хорошо, что не ещё дальше. Сел на электричку и поехал — встретились, поговорили, поняли друг друга и ударили по рукам. Идея получила второе дыхание и разработка вошла в нужно русло. Несколько месяцев буквально без выходных, днями и ночами мы трудились над первым рабочим прототипом. В итоге сделали первую версию и начали её сразу продавать. Довольно скоро появились ранние последователи, а мы воспряли духом и стали адаптировать свой сервис под них. Кстати, практически все первые клиенты до сих пор с нами. Мы буквально вместе с ними создавали сервис, который помогает решить их актуальные проблемы.


И жизнь наладилась?

Не сразу, если честно. Придумав сервис, я, наверное, не до конца понимал, кто его целевая аудитория. Было совсем не просто сформулировать УТП и подобрать правильные слова, чтобы сразу было понятно, какую боль мы решаем. Мне казалось, что Convead сможет принести пользу любому интернет-магазину. Хотелось чего-то особенного, взрывающего мозг. Так появилась идея с искусственным интеллектом. Мы даже слоган придумали — «Интеллект в каждом», а дальше маленькая такая, еле заметная ремарка — «интернет-магазине». Работает это так: мы анализируем действия посетителей и выстраиваем шаблоны их поведения: положительные (приводящие к покупке) и отрицательные (когда человек уходит, ничего не купив). Проанализировав так тысячу посетителей и сформировав шаблоны поведения, действия 1001-го мы уже можем спрогнозировать и понять, что он будет делать дальше. Если он идёт по положительному маршруту и вдруг сворачивает на отрицательный, мы можем его вернуть.

Крутая идея, но не своевременная, как оказалось. Нашими первыми клиентами были совсем небольшие интернет-магазины. А для искусственного интеллекта, который мы разработали, нужно было много данных, требовались сайты с высокой посещаемостью…


Пришлось отказаться от этой идеи?

Мы сделали пивот — поменяли вектор своего развития и сосредоточились на потребностях своих основных клиентов, то есть небольших и средних интернет-магазинов. А фишка с искусственным интеллектом пока осталась на стадии прототипа — используется только для пары крупных магазинов, которые дают большой фидбэк. В открытом доступе такого пока нет, но когда-нибудь обязательно появится.


Так для кого ваш сервис?

Наша ЦА — это в основном небольшие и средние интернет-магазины с трафиком от 5 тысяч до 100 тысяч в месяц. Понятно, что когда магазины совсем крупные, у них в штате есть маркетологи и программисты, которые всё — аналитику, виджеты, рассылки, CRM — связывают между собой, у них есть экспертиза, есть время и деньги. Мы же скорее для маленьких, для средних, тех, кому хочется просто не заморачиваться. Хотя нам есть что предложить и крупным интернет-магазинам.


Вы говорите, что Convead прежде всего для небольших и средних интернет-магазинов… Но есть мнение, что скоро их вытеснят с рынка крупные ритейлеры. Как вам такая перспектива?

Кто-то открывается, кто-то закрывается. Всегда так было и будет. Как только вышел человек из вуза, у него два пути: либо пойти работать в найм, либо, если есть много амбиций, открыть что-то своё. Нашёл нишу — открыл магазин, получилось — дальше идёт. Не получилось — закрывает. Небольшие интернет-магазины всегда будут. Конечно, в каких-то отраслях их будут глушить крупные ритейлеры. Но перспективы есть, а с Convead шансы на успех удваиваются.


Кстати, а как вы своих клиентов находите?

Да всё просто. После того как у нас появились первые клиенты , сработало сарафанное радио, владельцы интернет-магазинов стали рекомендовать Convead… Наши менеджеры тоже хорошо поработали. Поток клиентов увеличивается, хотя мы не пытаемся «взять массой», захватить сразу весь рынок и подключить как можно больше интернет-магазинов. Наша цель — создавать востребованный сервис, который будет нужен и полезен клиентам.

Опять же, мы постоянно совершенствуемся. Возникало много вопросов по созданию писем для рассылок — сделали удобный конструктор, просили помочь с текстами — придумали готовые шаблоны для писем… Такой непрерывный процесс получается.


С техническими сложностями часто приходится сталкиваться?

Конечно, ведь Convead постоянно развивается. Совсем недавно, буквально в мае, количество пользователей сервиса превысило определённый порог. Мы столкнулись с проблемой производительности и поняли, что нужно её решать, пока не стало слишком поздно. Естественно, самым узким местом системы является обработка событий, поступающих от клиентских сайтов. Мы решили начать оптимизацию именно с него и переписали весь базовый механизм обработки событий с нуля и на другом языке программирования (Go), попутно выделив его в отдельный сервис. В результате мы увеличили свою производительность на несколько порядков и заложили прекрасную базу для масштабирования. Так что теперь большого наплыва клиентов мы не боимся.


А какие у вас планы на будущее?

Будем развиваться в двух векторах: горизонтальный — новые рынки, в первую очередь, США и Европа, и вертикальный — новые отрасли, будем затачивать продукт под разные направления: для маркетплейсов, SaaS-сервисов, медиаресурсов. Первые шаги на зарубежные рынки готовимся сделать уже этой осенью.


Успехов вам! И последний вопрос. А с машиной что? Новую уже купили?

С машиной решил повременить. Зато у нас отличная команда, которая смогла и делает крутой сервис :)

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  2. 2 «Монополизация ИИ и дипфейки куда опаснее восстания машин»: что делать, чтобы прогресс не обернулся против человека
  3. 3 «На франшизе KFC я смог бы заработать даже больше»: почему основатель «БлинБери» выбрал блины
  4. 4 Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»
  5. 5 «Мы возвращаем авторам ценность их работ». CEO сервиса защиты авторского права — о развитии LegalTech в России