10 июля президент РФ Владимир Путин подписал закон об антимонопольном регулировании маркетплейсов и агрегаторов. Он вводит ряд ограничений для работы площадок.
Опрошенные RB.RU представители рынка электронной торговли считают, что новый закон коснется преимущественно крупных игроков и сделает рынок прозрачнее, если будет доработан. Конкурировать с универсальными маркетплейсами малым игрокам будет по-прежнему непросто.
Что изменится с 1 сентября:
Маркетплейсам с годовой выручкой более 2 млрд рублей, возможностью недопуска или удаления продавцов с площадки, с долей проходящих через площадку сделок выше 35% от общего рынка запретят:
- устанавливать минимальную и максимальную цену на товар;
- устанавливать разную цену на один и тот же товар;
- устанавливать минимальную и максимальную стоимость своих услуг;
- навязывать невыгодные условия договора или не заключать его по необоснованным причинам.
Сооснователь и генеральный директор маркетплейса локальных брендов Flowwow Вячеслав Богдан считает, что в большей степени новый закон коснется крупных игроков рынка, таких как Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет». По словам Богдана, «некоторым из этих маркетплейсов регулирование пойдет на пользу».
«Что касается небольших площадок, то у них вряд ли что-то существенно изменится: конкурировать с универсальными маркетплейсами в тех вертикалях, где они особенно сильны, будет по-прежнему непросто. Резкого оттока или притока продавцов, на мой взгляд, не будет», — считает предприниматель.
Генеральный директор бренда детской одежды «Кофтеныши» Александр Блохин (компания торгует на Ozon и Wildberries) отмечает наличие в законе «обтекаемых» формулировок, которые формально несложно обойти.
«На маркетплейсах и агрегаторах цену чаще всего устанавливает не сама площадка, а продавец — будь то поставщик, таксопарк или ресторан. Что такое невыгодные условия договора, также не определено. Как можно ограничить свободу заключения договора, который чаще всего является офертой, впрочем, как и установить невозможность устанавливать маркетплейсу цены на свои услуги, также не ясно», — говорит эксперт.
По словам Блохина, в России уже есть регуляция отрасли торговли: «То, чего мне хотелось бы еще добавить к 2023 году, так это соразмерность санкций для поставщиков со стороны маркетплейса».
Блохин, как и гендиректор Flowwow Вячеслав Богдан, согласен, что закон никак не повлияет на количество поставщиков маркетплейсов, ни крупных, ни мелких. «Все как смотрели на экономику и риски, так и будут смотреть. До тех пор, пока не выработается четкая правоприменительная практика, — считает он. — Но если закон будет доработан, то это приведет к прозрачности среды».
Управляющий директор банка «Бланк» Елена Кулигина считает, что с новым законом продавцы также будут вынуждены менять правила игры.
«Во первых, селлерам нужно будет четко просчитывать свою юнит-экономику. Во-вторых, стратегия, когда продавец короткое время продает по низкой цене, чтобы получить заказы и отзывы и подняться вверх в поисковой выдаче, также работать не будет и селлерам нужно будет изобретать новые методы продвижения внутри маркетплейса. В третьих, рынок вытеснит селлеров, которые необдуманно заходят на маркетплейсы», — отмечает эксперт.
Таким образом, по ее словам, доступ новых продавцов с сезонными товарами на маркетплейсы будет затруднен.
В Ozon, Wildberries, Lamoda, «Яндекс.Маркет» не прокомментировали изменения.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 «Без экспериментов не будет роста»: доставка продуктов уже изменила нашу жизнь — что будет дальше
- 2 «Яндекс Маркет» запустил бизнес-направление Ultima с премиальным сервисом
- 3 Wildberries начал тестировать конструктор тарифов для продавцов
- 4 Ozon с ноября снизит сервисный сбор для владельцев пунктов выдачи
- 5 Массово скупают самые дорогие iPhone 16: как в России продается новинка от Apple
ВОЗМОЖНОСТИ
07 октября 2024
10 октября 2024
10 октября 2024