В сентябре прошлого года на RUSBASE выходил материал «Если предприниматель — не торт», в котором разбирали, насколько личное отношение к фаундеру проекта влияет на решение о финансировании. Большинство опрошенных инвесторов сошлись на том, что даже если у проекта отличные характеристики, но человек, который стоит у его руля, по их мнению, неадекватен, они не станут брать стартап в портфель.
Однако инвестор, отказывая проекту, лишается одного: довольно пространного шанса упустить the next big thing или какую-либо выгоду. Грубо говоря, сторона «доминирующая» отказывает легко и без зазрения совести, в то время как стороне заинтересованной предстоят сложные муки выбора — отказаться от денег, выгодного партнерства или работать с неприятным человеком.
Мы попросили предпринимателей рассказать, насколько личная неприязнь к инвестору (а также, например, ментору или просто партнеру) влияет на решения по сотрудничеству, описать портрет неприемлемого инвестора и поделиться кейсами.
Отношения очень важны
Многие предприниматели ставят хорошие отношения с инвестором на первый план, и даже если условия сотрудничества привлекательны, находят в себе силы отказаться от него. Некоторые считают, что приоритетность личного восприятия и интуитивный подход к выбору делового партнера — это особенность менталитета.
Станислав Тушинский CEO Unisound |
Отношения очень важны. В инвестициях деньги являются совсем не единственным критичным фактором для принятия решения. Очень важно, что еще даст партнёр: знания, контакты и т.п. Поэтому выбирать партнера необходимо очень тщательно. «Развод» в бизнесе — процесс тяжелый и сложный и способен загубить даже растущую компанию. Портрет неприемлемого партнера/инвестора: — Болтливый поверхностный человек; — Был пойман на вранье когда-либо; — Имеет негативные отзывы на рынке; — Быстро увлекающийся человек. |
Ника Базилевская Системы Роста, сооснователь проекта |
Обычно после первой встречи понятно, сойдусь ли я характером с будущим партнером. Интуиция редко подводит. Даже если условия сотрудничества очень привлекательны, я нахожу в себе силы отказаться от партнерства. Был в моей практике случай, когда интуитивно я понимала, что будущий партнер, выступающий также соинвестром проекта, не подходит по ряду параметров. Партнер не имел представления, что такое интернет бизнес, но очень хотел им заняться. В итоге это вылилось в длительное обучение партнера по всем особенностям ведения бизнеса в интернете, что отнимало много сил и времени. Более того, партнер начал лезть в операционное управление, давая советы, не имеющие отношения к действительному положению вещей. Пришлось выйти с партнером на откровенный разговор и отстранить его от вмешательства в дела компании. Последствия не заставили себя ждать в виде прекращения инвестирования на стадии доработки прототипа. Однако, это был лучший и, главное, своевременный, из возможных вариантов. |
Сергей Скорбенко CEO DigitalWill |
У меня было несколько ситуаций с очень перспективными партнерскими отношениями, которые завершились, увы, ничем. Причина, на первый взгляд, банальная — не сошлись характером. Так что получается: бизнес строится на схожести характеров партнеров? В определенной степени — да. Проводя параллель, хотелось бы обратиться к примеру. Допустим, вы иностранец, попавший в чужой город, где все говорят на чужом языке. И вот среди толпы вы встречаете своего земляка. Как сложится ваша коммуникация и каким будет витамин доверия можно догадаться. Так же и схожесть нравов и характеров сближает людей, и в отношении бизнес-партнеров, в том числе. Если человек мне неприятен, я не будут с ним реализовывать никаких проектов. Если есть хоть малейшие сомнения до запуска проекта, однозначно, лучше не ввязываться ни в какие авантюры. В бизнесе очень большую роль играет интуиция. Интуитивный подход иногда важнее, чем все остальное. |
Ничего личного
Зеркальное по смыслу мнение в том, что личным отношениям не место в бизнесе: профессиональные отношения должны быть строго выверены, и их «суховатость» только идет на пользу.
Алексей Поспехов CEO и партнер ICONIC MOBILE |
Я не верю в равнозначные партнерства в бизнесе. То есть, партнерство 2 альфа-самцов, которые запускают сумасшедший проект и владеют компанией 50/50 обязательно ведет к краху. В моей практике, были и подобные истории. А уж пример «развода» Прохорова и Потанина, которые даже, по слухам, имели один дом на две «семьи» — весьма показателен. Посмотрите на все действительно Великие Компании. В них либо действительно присутствует множество партнеров, либо все партнерские отношения прекрасно выверены с сильными и слабыми сторонами. В моей практике, наиболее мощными оказывались партнерства, где присутствуют далеко не равные стороны. Например, молодые, дерзкие, активные и напористые парни, вместе с весьма взрослыми, опытными, я бы сказал, мудрыми мужчины, которые всегда вносят в элемент «управляемого хаоса» свой авторитет и спокойствие. |
Сергей Аксёнов Сооснователь сервиса Storm crew, портала Film.ru, менеджер проектов «Яндекс» |
Всё зависит от того, насколько плотным будет наше сотрудничество. Если речь об инвесторе или менторе, с которыми проводятся стратегические сессии раз в 2-3 месяца — их персональные особенности характера не так принципиальны, и в целом для бизнеса будет даже неплохо, если мы будем держаться на официальной дистанции. Такой случай, например, был у кинопортала Film.Ru после его вхождения в ИД «Собака»: сухие отношения с новым владельцем были залогом того, что вся документация велась максимально качественно, а отчётность делалась на эталонном уровне. Если же речь о партнёре/сооснователе проекта, то на горизонте 2-3 лет мы вместе будем проводить времени больше, чем с семьями, поэтому конечно же психологическая совместимость — обязательное условие, и если между сооснователями нет химии — я думаю, что от сотрудничества стоит сразу отказываться. Я бы не смог работать с людьми, не соблюдающими личные границы, агрессивно навязывающими своё мнение без аргументации, тянущими на себя одеяло. |
Главное — компетентность
Многие утверждают, что их отношение к инвестору/партнеру зависит от его профессиональных качеств, а не личных характеристик. Главное, чтобы инвестор делал свое дело, был компетентен и надежен. Некоторые даже считают, что инвестор не должен «выходить за рамки дозволенного».
Рамин Алиев CEO bSimple digital agency |
Не стоит путать некомпетентность партнера-инвестора с личной неприязнью. В России личностные отношения играют важную роль в принятии решений. К сожалению, еще с детства мы приучены к этому. На западе дела обстоят иначе — основной фокус на потенциал. Обращаем ли мы внимание на отношении при выборе партнерства? Скорее да, чем нет. Но основным критерием принятия решения является другое — надежность и потенциал партнера. У нас было пару кейсов, когда мы отказывались от инвестиций из-за непонятной позиции инвестора, были случаи, когда отказывались от взаимодействия и с клиентами. Если вам предлагают деньги инвесторы, которые изначально пытаются навязать вам свою волю, ставят вам условия и делают вам одолжение — как можно быстрее с ними расставайтесь. С такими «друзьями» вы кашу не сварите. |
Петр Филатов основатель спортивной социальной сети «Катушкин.ру» |
Неприемлемый инвестор — это тот, кто выходит за рамки своей роли — инвестировать, требовать цифры и получать бабки. Желание залезать в дебри разработки или продвижения и попытки управлять ими может привести к конфликту, особенно, когда инвестор старается навязать свою точку зрения. Это неправильно, так как для понимания ситуации по проекту, надо иметь большое количество вводных, которых у инвестора нет. Важно на начальном этапе определить «рамки дозволенного»: в какой части реализации проекта инвестор может принимать участие (при желании), а куда ему доступ запрещен. Это поможет избежать конфликтов и сохранить хорошие отношения. Разделение сфер в любой команде деятельности — залог успеха. |
По теме: CEOs vs. VCs: что думают предприниматели о VCs
Андрей Макеев сооснователь FlowWow |
С любым человеком, будь то ментор, инвестор или партнер, сойтись будет сложно, если ты «тяжелый» человек со сложным характером. У меня такое бывает редко, я обычно со всеми схожусь. Но был один случай, с потенциальным инвестором, который задумывался над тем, чтобы проинвестировать наш проект. Я всегда открыт для общения, кстати, не только с инвесторами, но когда я вижу неадекватность и бесперспективность разговора и понимаю, что просто потрачу на него драгоценное время, то я уже меняю свое отношение. Пример неадекватности: когда компания по факту оценивается в 130 млн руб., а инвестор хочет за 1 млн руб 20-30% компании и считает, что этих денег хватит, чтобы вывести компанию на международный рынок. Также я не захочу сотрудничать с людьми, у которых за долгими разговорами не стоит никаких реальных действий и которые не могут донести до меня ценность нематериальных выгод по сотрудничеству с ними. Нельзя сказать, что здесь какую-то значимую роль играет личностная неприязнь, так как это больше практичное отношение к делу: я уже в процессе разговора понимаю, если нет смысла с этим человеком связываться, и он ничего полезного не даст ни лично мне, ни проекту. Портрет такого неприемлемого инвестора для нашей компании инвестора — это много болтовни, непонимание рынка, консервативное мышление, неосведомленность в развитии крупных проектов на рынке. В команде не нужен человек, который будет тянуть компанию вниз. |
Борис Дусь сооснователь BitCalm |
Достигнуть эффективных результатов с инвестором/ментором/партнером, с которым вы друг друга не понимаете, будет сложно, да и вряд ли вы вообще начнете вместе работать. Конечно, могут быть споры и разногласия, которые решаются путем договоренностей и логических доводов, но совсем не сходиться характерами, я думаю, просто невозможно. Отказываться, соответсвенно, не придется, вы просто не начнете общение. Неприемлемый инвестор — человек без экспертизы в твоем поле деятельности, который также не может предоставить полезные связи или же средства. С оговоркой, что средства не являются основой для выбора. |
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
09 декабря 2024
10 декабря 2024
10 декабря 2024
11 декабря 2024