В отношениях инвестора и предпринимателя часто царит некая напряженность. И несмотря на то, что обе стороны имеют профессиональные интересы и просто выполняют свою работу, личное отношение друг к другу играет большую роль. Если предприниматель таит злость к инвестору, но все же хочет получить от него деньги, это рано или поздно обернется неудачей в бизнесе.
По теме: «Если предприниматель не торт» — опрос инвесторов
За напряжение ответственны обе стороны, но по мнению американского инвестора из HPVP Гая Тернера, именно VC должны прикладывать усилия, чтобы минимизировать напряжение в общении с фаундером. Ведь инвестор, как стороны активной и определяющей, может влиять на отношения созидающе. Гай Тернет провел небольшое исследование, в котором приняло участие 58 американских инвесторов и 162 CEO. Оно показало, что у VCs достаточно завышенные самооценки.
Только 50% предпринимателей, взявших инвестиции, рекомендуют это другим
75% всех стартапов проваливается — разочарованные CEO, у которых ничего не вышло с венчурным финансированием, не советуют идти по тому же пути соратникам. Однако статистика по тем, кто не поднимал инвестиции, выглядит даже более мрачноЙ: всего лишь 1/3 бутстреппивших предпринимателей рекомендуют якобы не повторять их ошибок другим и взять капитал. 40% из них советуют развивать проект на собственные средства.
Любовь и ненависть: 60% предпринимателей рекомендуют своих VCs лично
Хотя и предприниматели часто бывают недовольны инвесторами, все же они рекомедуют тех, с кем работали индивидуально. Но! И здесь ожидания VC от фидбэка фаундеров оказываются завышены.
График показывает, что 90% инвесторов считают, что большая часть предпринимателей, с которыми они работали, порекомендуют именно их, но это делают лишь 60%.
Мнения о причинах тоже не всегда совпадают. Многие VCs уверены, что предприниматели злятся, когда VC увольняет или пытается уволить гендиректора/исполнительного директора, но те, согласно статистике, особо не берут это в расчет. Однако солидарность появляется в неожиданном месте: предприниматели чаще всего НЕ рекомендуют конкретного VC так как считают, что с ним просто сложно работать (не торт..?), а инвестор этого и не отрицает.
Самоуверенность инвесторов проявляется еще в большей степени в том, что по их мнению говорят преприниматели, которым они отказали.
80% предпринимателей рекомендовали бы меньше половины VCs, с которыми они просто встречались и не получили финансирования. В свою очередь, инвесторы уверены, что предприниматели все равно будут советовать их, несмотря на отказ. Что же касается причин...
Таким образом, мнение инвесторов о самих себе не соответствует отношению предпринимателей ― и эта отключенность сознания есть следствие несовершенных механизмов стартаперского рынка. VC редко получают обратную связь о своей работе, хотя сами раздают отзывы направо-налево. Неважно, насколько лично инвестор не нравится предпринимателю ― он постарается это скрыть, так как хочет получить деньги. Бизнесмен, к тому же, боится критиковать инвестора, так как есть риск получить плохую репутацию на тесном рынке стартапов. Однако венчурным капиталистам очень важно получать фидбэк и корректировать политику отношений с предпринимателями. Собирать мнения можно с помощью, например, анонимного анкетирования.
Разочарования предпринимателей возникают из-за их больших ожиданий
Также инвестору нужно быть честнее и прямолинейнее с предпринимателями: на встрече нужно правильно объяснять свои цели. Гай Тернер, например, не отрицает, что у каждого делового человека есть цель получения добавленной стоимости, то есть желание заработать деньги (и чем больше, тем лучше). Но венчуры на то и венчуры, что вкладывают свои средства в рискованный бизнес, то есть, с большой вероятностью, спускают их в ведро. Они вкладываются в команды, которые, по их мнению, могут быть великими. То есть VC все же люди идейные, и первостепенная их задача — не получение прибыли. И здесь, как ни странно, мнения о целях инвестирования сходятся у предпринимателей и VCs.
Что же касается ожиданий инвесторов о своих ролях внутри компании, то они тоже оказываются завышены.
Венчурные капиталисты переоценивают свои возможности в персональном коучинге руководителя, но недооценивают роль в заседаниях совета директоров. Для предпринимателей эти встречи важны, как время наиболее эффективного взаимодействия с VC.
Отношения двух сторон всегда индивидуальны и не поддаются обобщениям. Даже (и особенно!) когда это касается VC и CEO. Небольшое исследование показывает лишь, что инвесторам стоит развивать самосознание, объективно оценивать свою деятельность и цели, стараясь опираться на фидбэк от предпринимателей.
Top-image via Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Старт работы на Wildberries»
- 1 Президент Nike Джон Донахью уйдет в отставку 14 октября
- 2 Dodo Brands снова сменит CEO — должность Алены Тиховой займет Дмитрий Соловьев
- 3 СДЭК назначил сооснователя компании Вячеслава Пиксаева новым генеральным директором
- 4 «Моя цель — стать наименее влиятельным CEO в мире»: минималистичное лидерство и его преимущества
ВОЗМОЖНОСТИ
03 декабря 2024
03 декабря 2024
04 декабря 2024