Минэкономразвития предложило обозначить условия, при которых операторы цифровых платформ, например, маркетплейсы, будут освобождены от ответственности за нарушение прав на интеллектуальную собственность. Этот пункт включен в одну из последних версий законопроекта «О платформенной экономике», который разрабатывает ведомство, пишут «Ведомости».
Согласно предложенным изменениям, маркетплейсы не будут нести ответственность, если они не знали о нарушении прав или, узнав, приняли все необходимые меры для его устранения. Предложения основаны на статье 1253.1 Гражданского кодекса, которая регулирует ответственность информационных посредников.
Совладелец и управляющий партнер IQ Technology Александр Логунов пояснил, что маркетплейсы уже используют специальные формы взаимодействия с правообладателями, например, цифровой арбитраж и «личные кабинеты бренда». Однако, несмотря на это, маркетплейсы часто привлекаются к ответственности за нарушение прав, что побудило Минэкономразвития уточнить условия освобождения от ответственности.
Поправки не снимают полной ответственности с операторов платформ. Если маркетплейс был осведомлен о нарушении и не принял мер, его могут привлечь к ответственности, считает управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков. По мнению ведущего юрисконсульта ФБК Legal Вениамина Андрющенко, новые условия могут затруднить взыскание компенсаций с маркетплейсов. Площадки будут лучше защищены, но усложнится процесс получения возмещения для правообладателей.
Глава совета по электронной коммерции ТПП Алексей Федоров подчеркнул, что борьба с контрафактной продукцией — это задача производителей, а не платформ. Он добавил, что только правообладатель может определить подлинность товара, и в обязанности маркетплейсов это не входит.
В случае принятия поправок потребуется разработка подзаконных актов, которые определят алгоритм действий маркетплейсов в случае обнаружения нарушений, считает доцент кафедры предпринимательского, корпоративного и трудового права РАНХиГС Андрей Тенишев.
В начале октября 2024 года Совет Федерации рекомендовал кабинету министров внести в Госдуму законопроекты о государственном регулировании маркетплейсов до конца декабря.
Один законопроект о государственном регулировании маркетплейсов уже рассматривается в Госдуме, его внесли в начале весны. Представленные в нем меры, в частности, запрещают возлагать на покупателя оплату возврата товара. Также проект определяет понятие «значимого положения на рынке» для маркетплейсов.
Внесенный в Госдуму законопроект раскритиковала Федеральная антимонопольная служба. Ведомство подготовило более 40 замечаний к документу, среди них — риск обхода регулирования платформами, коллизии в понятии «крупная посредническая платформа» и возможные негативные последствия для розничной торговли.
Фото на обложке: UnImages /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 Маркетплейсы предложили штрафовать за нарушение закона о платформенной экономике
- 2 В России создадут рейтинг малого и среднего бизнеса
- 3 Минэконмразвития призвало туроператоров остановить продажу туров в Абхазию
- 4 Минэк предложил сохранить упрощенный порядок получения лицензий в 2025 году
ВОЗМОЖНОСТИ
14 декабря 2024
15 декабря 2024
16 декабря 2024