Top.Mail.Ru
Новости

Минэк предложил освободить маркетплейсы от ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Новости
Карина Пардаева
Карина Пардаева

Редактор новостного отдела

Карина Пардаева

Минэкономразвития предложило обозначить условия, при которых операторы цифровых платформ, например, маркетплейсы, будут освобождены от ответственности за нарушение прав на интеллектуальную собственность. Этот пункт включен в одну из последних версий законопроекта «О платформенной экономике», который разрабатывает ведомство, пишут «Ведомости».

Минэк предложил освободить маркетплейсы от ответственности за нарушение интеллектуальных прав
  1. Новости

Согласно предложенным изменениям, маркетплейсы не будут нести ответственность, если они не знали о нарушении прав или, узнав, приняли все необходимые меры для его устранения. Предложения основаны на статье 1253.1 Гражданского кодекса, которая регулирует ответственность информационных посредников.

Совладелец и управляющий партнер IQ Technology Александр Логунов пояснил, что маркетплейсы уже используют специальные формы взаимодействия с правообладателями, например, цифровой арбитраж и «личные кабинеты бренда». Однако, несмотря на это, маркетплейсы часто привлекаются к ответственности за нарушение прав, что побудило Минэкономразвития уточнить условия освобождения от ответственности.

Поправки не снимают полной ответственности с операторов платформ. Если маркетплейс был осведомлен о нарушении и не принял мер, его могут привлечь к ответственности, считает управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков. По мнению ведущего юрисконсульта ФБК Legal Вениамина Андрющенко, новые условия могут затруднить взыскание компенсаций с маркетплейсов. Площадки будут лучше защищены, но усложнится процесс получения возмещения для правообладателей.

Глава совета по электронной коммерции ТПП Алексей Федоров подчеркнул, что борьба с контрафактной продукцией — это задача производителей, а не платформ. Он добавил, что только правообладатель может определить подлинность товара, и в обязанности маркетплейсов это не входит.

В случае принятия поправок потребуется разработка подзаконных актов, которые определят алгоритм действий маркетплейсов в случае обнаружения нарушений, считает доцент кафедры предпринимательского, корпоративного и трудового права РАНХиГС Андрей Тенишев.

В начале октября 2024 года Совет Федерации рекомендовал кабинету министров внести в Госдуму законопроекты о государственном регулировании маркетплейсов до конца декабря.

Один законопроект о государственном регулировании маркетплейсов уже рассматривается в Госдуме, его внесли в начале весны. Представленные в нем меры, в частности, запрещают возлагать на покупателя оплату возврата товара. Также проект определяет понятие «значимого положения на рынке» для маркетплейсов. 

Внесенный в Госдуму законопроект раскритиковала Федеральная антимонопольная служба. Ведомство подготовило более 40 замечаний к документу, среди них — риск обхода регулирования платформами, коллизии в понятии «крупная посредническая платформа» и возможные негативные последствия для розничной торговли.

Фото на обложке: UnImages / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

14 декабря 2024