Росстат назвал самый подорожавший продукт за 2024 год
Самым подорожавшим продуктом в России за 2024 год, чья доля в потребительских расходах россиян превышает 0,1%, стал картофель. Цены на него увеличилась на 92% по сравнению с декабрем 2023 года, свидетельствуют данные Росстата.
По данным службы, которые проанализировал РБК, средняя цена 1 кг картофеля в декабре составила 56,9 рублей — против 28 рублей годом ранее. Также значительно подорожало сливочное масло: средняя цена за килограмм достигла почти 1,2 тыс. рублей, что на 36,2% выше уровня декабря 2023 года.
Среди других подорожавших товаров — лук репчатый, чья цена выросла на 48,2%, и капуста белокочанная (+44,7%). Отечественная лососевая икра подорожала на 37,7%, свекла — на 32,1%, а огурцы — на 28,5%.
Руководитель Картофельного союза Татьяна Губина в беседе с РБК объяснила рост цен тем, что в 2023 году они были низкими из-за рекордного урожая. Кроме того, на стоимость повлияли сокращение посевных площадей и неблагоприятные погодные условия, перечислила Губина.
Главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин в беседе с RB.RU согласился, что основная причина подорожания продуктов — это неурожай. Однако отметил, что определенную роль сыграл и «рост рыночной власти у крупных игроков» сельскохозяйственной отрасли.
По словам Надоршина, несмотря на плохой урожай, прибыль сельскохозяйственных компаний за первые 10 месяцев 2024 года увеличилась. Кроме того, наблюдается рост экспорта мяса и мясных продуктов из России. Это свидетельствует о наличии избыточных производственных мощностей у производителей, которые, вместо того чтобы удерживать цены на внутреннем рынке, направили продукцию на экспорт, что принесло им дополнительную прибыль. «В моем понимании, это не очень хороший сигнал», — указал экономист.
Среди продовольственных товаров, по данным Росстата, заметно подешевели только куриные яйца (-11,2%) и гречка (-6,4%). Цены также снизились в секторе бытовых товаров и электроники: планшеты подешевели на 4,1%, смартфоны и беспроводные наушники — на 3,7%, смарт-часы — на 3,2%, напольные электропылесосы — на 2,3%.
Нерастущие цены на электронику Надоршин объяснил высокой конкуренцией среди китайских производителей, которые сталкиваются с недостатком внутреннего спроса и активно поставляют технику в Россию. По словам экономиста, компании из КНР «принимают на себя» возросшие издержки, связанные с санкциями и ослаблением рубля, но продолжают предлагать конкурентные цены, стремясь удержать каждого покупателя. «Сложные обстоятельства и у китайских поставщиков, и у российских. Но вот как по-разному развивается ситуация», — заключил эксперт.
Фото на обложке: LADO /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Искусство переговоров»
- 1 «Барилла» поднимет цены только на импортную продукцию Стоимость российских товаров останется прежней 31 марта 19:12
- 2 Эксперт объяснил падение рентабельности отелей на фоне роста доходов Это связано с тем, что расходы растут опережающими темпами, говорит он 13 февраля 18:32
- 3 В России снова начали расти тиражи книг Несмотря на уход зарубежных авторов 13 февраля 13:25
- 4 Российские гостиницы заработали более 1 трлн рублей за прошлый год Лидером по доходности традиционно стал Краснодарский край 11 февраля 16:58