Начало осеннего бизнес-сезона – отличный повод для того, чтобы разобраться, с чем мы пришли к сентябрю 2013 года в плане мобильных приложений: чем “дышит” рынок и чего нам ожидать от разработчиков. Если же вы сами разрабатываете мобильные приложения, то информация о трендах будет полезна вам, чтобы определиться с дальнейшими шагами и направлениями развития своего бизнеса.
Студия разработки мобильных приложений Componentix собрала в одном посте данные из различных источников за период с июня по сентябрь 2013 года касательно потребления мобильного интернета, мобильных устройств и приложений в основных рынкообразующих странах – и сравнила эти данные с реалиями российского и русскоговорящего рынка. Вот какая картина у нас получилась:
Сегментация приложений и рост аудитории мобильных гаджетов
Мобильные приложения и сервисы в Рунете (как в большинстве стран с развивающимся рынком ИТ-услуг и растущими интернет-технологиями) по-прежнему в основном сосредоточены в следующих сегментах:
- соцсети и геолокационные сервисы
- развлечения, игры и музыка
- контент-проекты и новости
- услуги и транспорт
Этим летом Google совместно с TNS и «Мобильная планета» совместно с Ipsos, провели 2 масштабных исследования подключенных к Сети клиентов, каждое из которых охватило более 45 стран, в том числе и Россию. По результатам, опубликованным в конце июля 2013 года, почти во всех странах, где проводилось исследование, люди пользуются несколькими устройствами. По числу синхронно используемых экранов и общего “парка” устройств в лидеры вышли Великобритания, Норвегия и Нидерланды, где в среднем один человек использует три подключенных устройства. В США среднестатистический человек использует 2,9 устройств, в России – 2,1, в Китае – 1,4. В Южной Европе, где число пользователей Интернета немного ниже, чем в Северной Европе, люди используют 2 или более подключенных устройства. Во всех странах мира наблюдается быстрый рост в данной сфере, и во многих странах показатель использования планшетов за последний год удвоился или даже утроился.
Также отмечен рост численности тех, у кого есть хотя бы 1 смартфон (36% респондентов, что вдвое больше по сравнени юс 2012-м). Число тех, кто пользуется приложениями и интернет-серфингом на планшетах, достиг 14% опрошенных.
Среди тех, кто принял участие в исследовании, 84% не покидают дома без смартфона и 54% каждый день ищут с его помощью информацию в Сети. Люди используют их везде: 88% - в пути, 89% - на работе и 81% - в магазинах. 78% владельцев смартфонов хотели бы, чтобы веб-сайты открывались на их телефонах так же, как и на стационарном компьютере. (Источник: searchengines.ru/seoblog)
"У них" растет онлайн-ритейл, связанный с m-commerce
Западный сегмент рынка отличается качественно от русскоговорящего из-за более развитого онлайн-ритейла, дополняемого смартфонами и шоппинг-приложениями как обязательным инструментом для покупателя. Так, по состоянию на июнь 2013 года в США 78% потраченного на онлайн-шоппинг времени приходилось именно на использование смартфонов для этой цели, однако вырос и уровень вовлеченности тех, кто исопльзует браузер и приложения на планшетах для совершения онлайн-покупок (56% потраченного времени). Мобильная торговля и коммерция в США, Великобритании, ряде европейских стран и даже в Латинской Америке перерастает в самостоятельный сегмент экономики с внушительным оборотом.
(Источник: comscoredatamine.com)
А в Рунете лидируют социальные сети
Исследование по России показало, что летом 2013 года в социальных сетях по бывало порядка 56 млн человек (по состоянию на конец июля 2013 года(, что составляет 85% всего населения, имеющего доступ к интернету. Разработчикам, как видим, по-прежнему есть смысл делать игры и приложения для соцсетей: сейчас это – самая горячая ниша. В июле ТОП-тройка соцсетей в Рунете выглядела так:
- ВКонтакте – 49.2 млн уникальных посещений
- Одноклассники – 37.8 млн
- Mail.Ru – 17.7 млн.
(Источник: comscoredatamine.com)
Россия также вошла в ТОП-5 стран по числу мобильных телефонов
Википедия с ее постоянно обновляющимся списком самых активных пользователей говорит нам, что по сравнению с аналогичным периодом 2012 года в июле 2013-го Россия поднялась на 1 позицию и попала на 5-е место в ТОП-10 стран мира:
№ | Страна | Число моб.тел., шт. | Население, чел. | % тех, у кого есть мобильные от всего населения | Период |
- | World | Over 6.8 billion | 7,012,000,000[1] | 87 | 2013[2][3] |
01 | China | 1,150,000,000[4] | 1,349,585,838[5] | 85.21 | April 2013[4] |
02 | India | 867,800,000 | 1,220,800,359[6] | 70.72 | 30 April 2013[7] |
03 | United States | 327,577,529 | 310,866,000[8] | 103.9 | June 2013[9] |
04 | Brazil | 265,741,000 | 192,379,287[10] | 134.2 | June 2013[11] |
05 | Russia | 256,117,000 | 142,905,200[10] | 155.5 | July 2013[12] |
06 | Indonesia | 236,800,000 | 237,556,363 | 109.28 | September 2013[10] |
07 | Pakistan | 125,012,860[13] | 178,854,781[14] | 69.90 | May 2013[15] |
08 | Japan | 121,246,700 | 127,628,095 | 95.1 | June 2013[16] |
09 | Germany | 107,000,000 | 81,882,342 | 130.1 | 2003[17] |
10 | Philippines | 106,987,098 | 94,013,200 | 113.8 | October 2013[18] |
(Источник: en.wikipedia.org)
Самые большие генераторы трафика в Рунете – смартфоны и планшеты от... Apple
Сентябрьские данные Гемиуса более чем любопытны. Оказывается, за основную массу мобильного интернет-трафика в трех русскоговорящих странах – России, Украине и Белоруссии, – отвечает продукция из Купертино, и доля смартфонов и планшетов Apple в общей массе мобильного интернет-трафика неуклонно растет. Думаем, нет смысла говорить, под какую платформу стоит разрабатывать приложения для интернет-сервисов и контент-проектов :)
В августе 2013 года, согласно данным Gemius, 52% интернет-трафика приходилось на смартфоны и планшеты Apple. На долю Samsung приходится 47%:
Конкуренты из Samsung среди трех стран преуспели только в Белоруссии: там продукция Samsung обошла смартфоны и планшеты корпорации Тима Кука по объему потребляемого трафика.
В августе 2013 года, согласно данным Gemius, 52% интернет-трафика приходилось на смартфоны и планшеты Apple. На долю Samsung приходится 47%:
Украинский мобильный трафик для смартфонов и планшетов Apple достиг 40%, для устройств от Samsung, работающих на Андроиде, он составил почти 21%.
(Источник: gemius.com)
Кстати, много других интересных данных можно найти, если покопаться в аналитике и отчетах на www.rankingcee.com: там собираются данные измерения трафика в мобильном и настольном сегменте потребления интернета для разных платформ и конфигураций, проводимые Gemius.
Продажи коррелируют с трендами, хотя Nokia еще держится
Сайт "Ведомости" опубликовал отчет "Евросети", в данных котрого указывается, что в летние месяцы 2013 г. Nokia обогнала Samsung и стала лидером на российском рынке телефонов. Доля Nokia (в штуках) достигла 29% (весной было 27%), а Samsung — 27% (30%). Однако рынок компания отвоевывает за счет низких цен - в денежном выражении доля Nokia значительно меньше, весной и летом была 15%, а летом 2012 г., по данным "Евросети", было 23%. Доля Samsung в денежном выражении весной и летом 2013 г. также была неизменной — 32%. В июле 2013 г. средняя цена телефона Nokia составляла 2769 руб., в июле 2012 г. — 3292 руб., сообщил представитель "Евросети", т. е. снизилась на 15,9%, а средняя по рынку цена выросла на 14,1%.
Российские операторы мобильной связи и ритейл-сети полагают, что такой показатель у Nokia получился благодаря позиционированию в бюджетном сегменте. Российская тенденция летних месяцев идет здесь вразрез с мировой: на международном рынке доля Nokia сокращается — по данным Gartner, во II квартале 2013 г. до 14% против 19,9% годом ранее. Лидер — Samsung с 24,7%.
(Источник: apps4all.ru)
Однако неясно, как скажется поглощение Nokia со стороны Microsoft на будущем смартфонов, планшетов и всей экосистемы (ОС и приложений) мобильного бизнеса Nokia. Похоже, что пока Рунет остается едва ли не единственным пространством, где у этого (теперь уже бывшего) финского бренда столь сильные позиции.
Россия обгоняет Британию по числу текстовых сообщений, голосового общения и чатов, но отстает от Бразилии
Кажется, выпуск множества приложений для чатов и социальных сетей в Рунете нашел благодарную целевую аудиторию: по состоянию на конец августа 2013 года россияне “перечатили” Великобританию и лишь немного уступили Бразилии. В Великобритании только 46% владельцев мобильных телефонов пользуются службамы отправки мгновенных сообщений, в то время как в Бразилии таких 88%, а в России – 75%.
Что касается интереса к таким приложениям, как Nimbuzz и WhatsApp, то и здесь Рунет обогнал западных и латиноамериканских мобильных пользователей: 33% в Британии против 71% бразильцев и 52% россиян, у которых есть мобильные. Если же говорить исключительно про SMS, то здесь картина следующая: 35% в Соединенном Королевстве, 13% – в Бразилии и 15% – в РФ.
По данным того же исследования, в России 69% владельцев смартфонов и фичерфонов пользуются соцсетями с мобильного устройства. Также в России наиболее популярным средством для голосовой и текстовой коммуникации является Skype, который даже обгоняет Facebook. Здесь также популярны такие приложения для голосового общения бесплатно или с низкой стоимостью звонка, как WhatsApp или Viber. (Источник: gsma.com)
Мобильные операторы идут к разработчикам приложений
В свете отмеченных выше трендов о более тесном сотрудничестве с разработчикам имобильных приложений и сервисов заговорили и в российской “большой тройке”. Так, в начале сентября в офисе компании МегаЛабс (дочернее предприятие МегаФон) прошел первый круглый стол по созданию Открытой платформы API между сотовыми операторами и разработчиками приложений. Основными итогами встречи стало решение о создании 3-ех основных API, доступ к которым раньше других получат участники рабочей группы инициативы. В начале сентября разработчикам мобильных приложений было предложена возможность стать участниками рабочей группы по созданию Открытой платформы (здесь и далее - ОП), подав заявку в специальном разделе на сайте apps4all.ru.
В заявке разработчики предлагалось указать, какой из предложенных API был бы наиболее интересен им для использования в мобильных приложениях:
- SMS - для отправки и приема из приложений SMS-сообщений.
- Location - для определения местоположения пользователя, даже если у того выключен GPS и мобильный интернет.
- In-App Payment - для оплаты услуг из приложения со счета оператора
(Источник: apps4all.ru)
Как быть с различными рисками и согласовать разрешительную политику международных магазинов приложений и внутренних федеральных мобильных операторов из России – эту задачу предстоит решить и разработчикам мобильных приложений, и самим операторам.
Музыка тоже стала мобильной
Мировой рынок мобильных музыкальных приложений увеличился за год в 2 раза и в 2012 году составил 537 млн долл. В 2010 году объем рынка составлял 73 млн долл. Наиболее быстрыми темпами прироста характеризуется сегмент покупок внутри приложений: CAGR составил 172%.
В период 2010-2012 структура мирового рынка мобильной музыки не подверглась значительным изменениям, что обусловлено географической структурой рынка, большая часть которого приходится на США и европейские развитые страны, где абсолютным лидером рынка выступает iTunes Store от Apple.
Ожидаемые тенденции на мировом рынке:
- Пользователи смартфонов, на которых концентрируются мобильные операторы, вероятнее всего, перейдут на многочисленные лидирующие музыкальные сервисы, предлагаемые через родные приложения или через магазины мобильных приложений.
- Возрастающее количество пользователей перейдет от музыкальных сервисов, предоставляемых операторами и традиционными компаниями музыкальной индустрии, на стриминговые сервисы.
- Возникнет все больше интересных и сложных сделок, когда операторы столкнутся с жёсткой конкуренцией и почувствуют необходимость развивать новые отношения, такие как сделка TeliaSonera с одним из новых лидеров стриминговой дистрибуции цифрового музыкального контента – Spotify.
- Мобильные музыкальные приложения станут каналом, предоставляющим возможность максимально комфортабельного потребления контента для пользователя (где угодно, когда угодно, как угодно), благодаря возможности интеграции в автомобильную акустику, домашнюю стереосистему или, уже традиционно, в качестве онлайн-плеера/радио.
В России, однако, на мировые тренды накладывается местная специфика. Нелегальный контент и огромное количество музыкальной “пиратки” здесь доступны не только через торрент-трекеры, но и в соцсети ВКонтакте; не в последнюю очередь это стало причиной и того, что хорошие стартапы с легальным контентом вроде Fidel, Omlet, Yota.Музыка не пережили 2012-й.
Но в 2013-м “мобилизировалась” Яндекс.Музыка, заработал и активно развивается российский музыкальный раздел в iTunes Store. Периодически появляются прогнозы о возможном приходе крупных западных игроков вроде Spotify, но пока явных сигналов об этом нет (а регистрацию доменых имен скорее можно расценивать как превентивные меры крупных западных музыкальных сервисов против киберсквоттеров).
Согласно прогнозу J`son & Partners Consulting, два сегмента – платные и рекламные приложения в музыкальной индустрии Рунета – достигнут относительного равновесия с небольшим перевесом в сторону рекламы. Доля покупок внутри приложений, по прогнозам J’son & Partners Consulting, будет расти и составит около 75% от общего объема рынка в 2016 году:
(Источник: apps4all.ru)
Общие тренды
Вернемся к трендам, которые были озвучены в исследовании RUSBASE несколько месяцев назад– и сопоставим свежие цифры и факты с теми трендами, о которых уже говорили ранее. Для российского рынка в контексте всего выше сказанного основными рынкообразующими трендами остаются:
- мобильные (смартфоны и фичерфоны) основной частью пользователей воспринимаются в качестве инструмента коммуникации, а не совершения покупок или платежей: отсюда – популярность соцсетей, чатов и голосовых сервисов, которая выводит по этим сегментам Россию в число стран-лидеров
- развитие мобильной связи четвертого поколения и беспроводных сетей дало толчок для роста мобильного трафика на современных смартфонах и планшетах не только в мегаполисах, но и в регионах
- растут затраты на мобильную рекламу, которая в ближайшее время будет оставаться основным инструментом монетизации приложений, учитывая, что большинство мобильных пользователей в Рунете по-прежнему не платят за контент и не совершают покупок внутри приложений
- основная конкуренция за мобильного потребителя до 2013 года разворачивалась между производителями Android-смартфонов (среди которых лидирующие позиции заняла Samsung) и Apple. Однако с покупкой Nokia и декларированием стратегии на развитие “восьмерки” как платформы для телефонов и планшетов у Microsoft появился шанс вклиниться в это рыночное противостояние
- бюджеты на разработку мобильных приложений в крупных городах и ИТ-центрах Федерации остаются традиционно высокими; поэтому возростает ценность аутсорсинга / аутстаффинга мобильной разработки и привлечения студий и команд из соседних с Россией стран.
Муниципальные приложения – следующий шаг?
Если говорить о сегментах мобильной разработки, которые могут перехватить тренд и представлять интерес для разработчиков, которые еще ищут свою нишу, то здесь стоит обратить внимание на городские сервисы, муниципальную “мобилизацию” и то, как происходит переход от мобильного сообщества к мобильному городу. В ключе этой тенденции интересным выглядит анонс конкурса Moscow App Contest’13 на лучшее приложение, решающее городские задачи и делающее будни жителей мегаполиса проще и приятнее.
Официальные приложения правительства Москвы расположены на странице dit.mos.ru/apps, на сегодняшний момент доступно 7 мобильных приложений:
- Транспорт Москвы. Отправка бесплатных сообщений владельцам автомобилей, интерактивная карта, проверка наложенных штрафов ГИБДД г. Москвы и фактов эвакуации автомобиля, справочная информация для автолюбителей и пешеходов.
- Мобильная приемная. 14 типовых и ряд сезонных обращений (не вывезенный мусор, гололед во дворе, ямы на дорогах и прочее), все сообщения рассматриваются в течение 8 рабочих дней. Отслеживание статуса сообщения.
- Госуслуги Москвы. Интерактивная карта объектов городской инфраструктуры.
- Парковки Москвы. Поиск парковок, интерактивная карта, управление парковкой.
- ЖКХ Москвы. Сведения об оплате коммунальных услуг, планы по отключению горячей воды, ввод показаний счетчиков водоснабжения, интерактивная карта.
- Мобильный туристический портал Москвы. Интересные места, маршруты и события Москвы, интерактивная карта с указанием городских объектов и каталогом мест по интересам, справочная и контактная информация по отелям Москвы, афиша самых интересных событий и краткое описание экскурсионных маршрутов.
- Узнай Москву. Интерактивная карта с указанием интересных городских объектов, справочная информация, исторические дома города.
(Источник: habrahabr.ru)
Мы уверены, что такие разработки нужны не только Москве или Питеру, но и всему российскому рынку (тем более, что подключение мобильных технологий к муниципальным сервисам и СМИ – логичный шаг в ключе формирования и развития электронного правительства). Поэтому если вы ищите новую нишу, а не хотите конкурировать в сегментах, где уже есть приложения, “откусившие” значительную долю рынка”, – обратите внимание на то, как можно связать жизнь и объекты инфраструктуры в вашем городе с городскими властями и мобильными пользователями.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
15 декабря 2024
16 декабря 2024
18 декабря 2024