«Вполне реалистичный сценарий»: эксперт «Яндекса» оценил планы на запуск роботакси в Европе уже в 2026 году
Амбициям может помешать отсутствие лицензии от ЕС
Американская Lyft и китайская Baidu объявили о запуске роботакси в Европе уже с 2026 года. Но всё заработает, только если компании успеют получить разрешение от европейских властей. А это, по мнению эксперта, куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Рынок, где ещё есть место
Подобная сделка — первая попытка Baidu выйти за пределы Азии с проектом автономных перевозок. В Китае компания уже запустила свой сервис Apollo Go: он включает более 1000 беспилотников в 15 городах и уже осуществила более 11 миллионов поездок.
Для Lyft запуск тоже станет дебютом: компания впервые выйдет за пределы Северной Америки. В помощь — недавняя покупка агрегатора FreeNow за $200 млн. У него — 180 городов в 9 странах, налаженная инфраструктура и отношения с регуляторами.
Выбор Европы как основного рынка легко объясним: она остаётся тем редким регионом, где места на старте ещё есть — и где технологии можно превратить в экспортный кейс.
«В США доминирует Waymo и укрепляется Tesla, в Китае Baidu уже действует самостоятельно — Европа остаётся тем местом, где Baidu может продемонстрировать экспорт технологии, а Lyft — усилить позиции после покупки FreeNow», — объясняет Арслан Урташев, руководитель направления автономного транспорта в Яндексе.
Разделение труда и амбиций
В новой конфигурации роли делятся просто: Baidu отвечает за машины и автопилот, Lyft — за платформу, клиентов и логистику. Если всё пойдёт по плану, парк будет масштабироваться до нескольких тысяч автомобилей. В самой Lyft говорят, что в FreeNow их особенно привлекла выстроенная экосистема отношений с европейскими властями — это может помочь пройти регуляторный фильтр.
Идея амбициозна, реализация — ограничена
Однако не всё так просто, как может показаться. По словам Арслана Урташева, руководителя направления автономного транспорта в Яндексе, заявка на запуск полноценного роботакси в Европе уже к 2026 году выглядит «весьма амбициозной».
«Процесс получения разрешений на автономные перевозки уровня 4 здесь обычно значительно сложнее, чем в России, Китае или США, и требует тщательной проверки на соответствие многочисленным регламентам ЕС и UNECE», — подчёркивает Урташев.
Однако всё не так безнадёжно, если речь идёт о пилотных проектах.
«Если речь идёт о геозамкнутом пилоте с оператором, это вполне реалистичный сценарий», — подытоживает Урташев.
Контекст
Конкуренция растёт. Вслед за Baidu и Lyft в Европу собираются Uber, Wayve и Pony.ai — у всех проекты запланированы на 2026 год. Для Baidu это не просто география, а шанс обогнать конкурентов в глобальной гонке за автономный рынок. Для Lyft — попытка найти новые источники выручки и занять нишу, прежде чем её займут другие.
Если проект выстрелит — это может стать самым громким китайским техноэкспортом в Европу за последние годы. А если нет — останется хорошим примером, как не надо выстраивать доверие с европейским регулятором.
Фото: EPA / TACC
- 1 Акции Netflix упали на 8% — инвесторы разочарованы: 5-й сезон «Очень странных дел» не оправдал прогноз выручки Сериалы на Netflix не помогли: акции компании упали на 8% 22 октября 2025, 19:20
- 2 Каждый четвёртый россиянин не смог назвать источник дохода на старости — 28% рассчитывают работать после пенсии Выход на пенсию всё реже связан с уходом с рынка труда 22 октября 2025, 18:30
- 3 MAX расширяется как образовательная площадка — аудитория «Сферума» в мессенджере превысила 10 млн пользователей «Сферум» в мессенджере Mах используют более 10 млн человек 22 октября 2025, 17:44
- 4 Альфа-Банк запустил ИИ-ипотеку: голосовой робот будет сопровождать клиента от заявки до завершения сделки Альфа-Банк запустил ИИ-ассистента для оформления ипотеки 22 октября 2025, 16:23