Top.Mail.Ru
Новости

«Вполне реалистичный сценарий»: эксперт «Яндекса» оценил планы на запуск роботакси в Европе уже в 2026 году

Амбициям может помешать отсутствие лицензии от ЕС

Дарья Крестьянинова
Текст: Дарья Крестьянинова
07 августа 2025, 08:48
Дарья Крестьянинова

Американская Lyft и китайская Baidu объявили о запуске роботакси в Европе уже с 2026 года. Но всё заработает, только если компании успеют получить разрешение от европейских властей. А это, по мнению эксперта, куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

«Вполне реалистичный сценарий»: эксперт «Яндекса» оценил планы на запуск роботакси в Европе уже в 2026 году
  1. Новости

Рынок, где ещё есть место

Подобная сделка — первая попытка Baidu выйти за пределы Азии с проектом автономных перевозок. В Китае компания уже запустила свой сервис Apollo Go: он включает более 1000 беспилотников в 15 городах и уже осуществила более 11 миллионов поездок.

Для Lyft запуск тоже станет дебютом: компания впервые выйдет за пределы Северной Америки. В помощь — недавняя покупка агрегатора FreeNow за $200 млн. У него — 180 городов в 9 странах, налаженная инфраструктура и отношения с регуляторами.

Выбор Европы как основного рынка легко объясним: она остаётся тем редким регионом, где места на старте ещё есть — и где технологии можно превратить в экспортный кейс.

«В США доминирует Waymo и укрепляется Tesla, в Китае Baidu уже действует самостоятельно — Европа остаётся тем местом, где Baidu может продемонстрировать экспорт технологии, а Lyft — усилить позиции после покупки FreeNow», — объясняет Арслан Урташев, руководитель направления автономного транспорта в Яндексе.

Разделение труда и амбиций

В новой конфигурации роли делятся просто: Baidu отвечает за машины и автопилот, Lyft — за платформу, клиентов и логистику. Если всё пойдёт по плану, парк будет масштабироваться до нескольких тысяч автомобилей. В самой Lyft говорят, что в FreeNow их особенно привлекла выстроенная экосистема отношений с европейскими властями — это может помочь пройти регуляторный фильтр.

Идея амбициозна, реализация — ограничена

Однако не всё так просто, как может показаться. По словам Арслана Урташева, руководителя направления автономного транспорта в Яндексе, заявка на запуск полноценного роботакси в Европе уже к 2026 году выглядит «весьма амбициозной».

«Процесс получения разрешений на автономные перевозки уровня 4 здесь обычно значительно сложнее, чем в России, Китае или США, и требует тщательной проверки на соответствие многочисленным регламентам ЕС и UNECE», — подчёркивает Урташев.

Однако всё не так безнадёжно, если речь идёт о пилотных проектах.

«Если речь идёт о геозамкнутом пилоте с оператором, это вполне реалистичный сценарий», — подытоживает Урташев.


Контекст

Конкуренция растёт. Вслед за Baidu и Lyft в Европу собираются Uber, Wayve и Pony.ai — у всех проекты запланированы на 2026 год. Для Baidu это не просто география, а шанс обогнать конкурентов в глобальной гонке за автономный рынок. Для Lyft — попытка найти новые источники выручки и занять нишу, прежде чем её займут другие.

Если проект выстрелит — это может стать самым громким китайским техноэкспортом в Европу за последние годы. А если нет — останется хорошим примером, как не надо выстраивать доверие с европейским регулятором.


Фото: EPA / TACC

Подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Материалы по теме