«Вполне реалистичный сценарий»: эксперт «Яндекса» оценил планы на запуск роботакси в Европе уже в 2026 году
Амбициям может помешать отсутствие лицензии от ЕС
Американская Lyft и китайская Baidu объявили о запуске роботакси в Европе уже с 2026 года. Но всё заработает, только если компании успеют получить разрешение от европейских властей. А это, по мнению эксперта, куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Рынок, где ещё есть место
Подобная сделка — первая попытка Baidu выйти за пределы Азии с проектом автономных перевозок. В Китае компания уже запустила свой сервис Apollo Go: он включает более 1000 беспилотников в 15 городах и уже осуществила более 11 миллионов поездок.
Для Lyft запуск тоже станет дебютом: компания впервые выйдет за пределы Северной Америки. В помощь — недавняя покупка агрегатора FreeNow за $200 млн. У него — 180 городов в 9 странах, налаженная инфраструктура и отношения с регуляторами.
Выбор Европы как основного рынка легко объясним: она остаётся тем редким регионом, где места на старте ещё есть — и где технологии можно превратить в экспортный кейс.
«В США доминирует Waymo и укрепляется Tesla, в Китае Baidu уже действует самостоятельно — Европа остаётся тем местом, где Baidu может продемонстрировать экспорт технологии, а Lyft — усилить позиции после покупки FreeNow», — объясняет Арслан Урташев, руководитель направления автономного транспорта в Яндексе.
Разделение труда и амбиций
В новой конфигурации роли делятся просто: Baidu отвечает за машины и автопилот, Lyft — за платформу, клиентов и логистику. Если всё пойдёт по плану, парк будет масштабироваться до нескольких тысяч автомобилей. В самой Lyft говорят, что в FreeNow их особенно привлекла выстроенная экосистема отношений с европейскими властями — это может помочь пройти регуляторный фильтр.
Идея амбициозна, реализация — ограничена
Однако не всё так просто, как может показаться. По словам Арслана Урташева, руководителя направления автономного транспорта в Яндексе, заявка на запуск полноценного роботакси в Европе уже к 2026 году выглядит «весьма амбициозной».
«Процесс получения разрешений на автономные перевозки уровня 4 здесь обычно значительно сложнее, чем в России, Китае или США, и требует тщательной проверки на соответствие многочисленным регламентам ЕС и UNECE», — подчёркивает Урташев.
Однако всё не так безнадёжно, если речь идёт о пилотных проектах.
«Если речь идёт о геозамкнутом пилоте с оператором, это вполне реалистичный сценарий», — подытоживает Урташев.
Контекст
Конкуренция растёт. Вслед за Baidu и Lyft в Европу собираются Uber, Wayve и Pony.ai — у всех проекты запланированы на 2026 год. Для Baidu это не просто география, а шанс обогнать конкурентов в глобальной гонке за автономный рынок. Для Lyft — попытка найти новые источники выручки и занять нишу, прежде чем её займут другие.
Если проект выстрелит — это может стать самым громким китайским техноэкспортом в Европу за последние годы. А если нет — останется хорошим примером, как не надо выстраивать доверие с европейским регулятором.
Фото: EPA / TACC
Материалы по теме
- 1 Ozon вытащил себя из минуса впервые за 28 лет: за год — из убытка 28 млрд ₽ в чистую прибыль 359 млн ₽ Финансовый директор маркетплейса раскрывает причины роста 07 августа 2025, 20:08
- 2 ИИ будет видно: в России появится сервис маркировки нейроконтента Без единого стандарта маркировка ИИ-контента бессмысленна 07 августа 2025, 17:19
- 3 Эксперты: троянец LunaSpy захватывает Android под видом антивируса — обычно через мессенджеры Но проблема не так опасна, если не нажимать всё подряд 07 августа 2025, 15:02
- 4 С 1 августа банки «на мьюте»: из-за закона о СМС-рассылках операторы блокируют даже коды подтверждения Новый фильтр не различает рекламу и важные сообщения 07 августа 2025, 12:44