Колонки

30 сентября прошел День открытых дверей в Акселераторе ФРИИ

Колонки
ФРИИ
ФРИИ

Фонд развития интернет-инициатив предоставляет финансирование и экспертные ресурсы стартапам из сфер Интернет, Mobile, Big Data...

ФРИИ
30 сентября прошел День открытых дверей в Акселераторе ФРИИ
Присоединиться

Вчера Акселератору ФРИИ исполнился год, за это время мы выпустили три набора проектов, запустили четвертый Акселератор, и у нас накопилось довольно большое число кейсов и интересных проектов, о которых мы будем рассказывать в этом блоге. Кроме того, мы постоянно организовываем самостоятельно или в партнерстве с кем-то большое количество мероприятий, это и хакатоны, и дни открытых дверей, и, конечно же, традиционные демо-дни, которые тоже требуют детального освещения.

В настоящий момент очную программу Акселератора проходят 38 проектов четвертого набора, и это рекордное число проектов для ФРИИ за год работы Акселератора. Чтобы собрать в одном месте заинтересованных в прохождении акселерации людей и выпускников ФРИИ, ответить на интересующие аудиторию вопросы и развеять некоторые мифы о процессе акселерации, мы провели уже второй день открытых дверей, где подробно рассказали о наших успехах и о работе ФРИИ.

Первым было выступление Директора акселератора Дмитрия Калаева. Он рассказал о том, что дает акселерация во ФРИИ, каким командам отдается предпочтение в отборе, показал на конкретных кейсах динамику роста проектов в период акселерации.

Наиболее интересные тезисы от Дмитрия:

— Каждая третья сделка ФРИИ закрывается в паре с другими инвесторами, что иллюстрирует признание компетенций фонда на венчурном рынке.

— Ценность акселератора не в деньгах! Это доказывает наличие в каждом наборе акселератора, начиная со 2го, команд, которые оплачивают очную программу из своего кармана.

— Суть акселератора — в ускорении процесса роста компании. Результаты команд, которых до этого они добивались в течение двух лет, у нас они превосходят за три месяца. Негативный момент в том, что за 2-3 месяца с нами компания может осознать, что рынка у нее нет. С другой стороны, куда обиднее потратить на проект год, когда можно было в течение месяца просчитать, что у него нет перспектив развития.

— Мы ищем точки кратного роста, усилив которые, можно в максимально короткие сроки максимально эффективно вырастить проект. Лучший наш проект в этом смысле – SWIPE, за три месяца некоторые показатели выросли в сто раз. 73% проектов ФРИИ выросли за период акселерации в обороте от 2 до 5 раз, в лучших компаниях из трех наборов рост составил до 15 раз в обороте и до 40 раз по аудитории! Иллюстрирует это слайд из презентации проекта третьего набора – «Первой онлайн-бухгалтерии»:

— 27% стартапов после акселератора ФРИИ привлекают инвестиции в размере 5-30 млн рублей.

— С каждым набором конкуренция за места в акселераторе растет, если в первом акселераторе из поданных заявок в очный акселератор проходила каждая 13ая, то в 4ом – уже каждая 17ая.

— «Секретный соус» акселератора — это условия «долины смерти», когда время строго ограничено + быстрое разрешение рабочих вопросов за счет связей Акселератора и взаимопомощи проектов + работа с лучшими командами на рынке.

По словам Дмитрия, самый распространенный миф об Акселераторе, с которым мы активно боремся, звучит так: акселерация — это для начинающих проектов. Какие факты доказывают обратное?

У нас есть опыт работы с проектами, которые на входе в акселератор уже имели оборот около 1 млн долларов в месяц, это проекты 2do2go и SmartFood. Если говорить не о деньгах (а успех интернет-проектов часто измеряются аудиторией), то у нас были и проекты с месячной аудиторией на входе более 400 тысяч пользователей – iFamous, и с количеством установок более 400 тысяч – EasyTen.

Почему-то на рынке также бытует мнение, что в акселератор приходят исключительно начинающие предприниматели, чуть ли не студенты. Почему это не так? За три набора у нас было несколько серийных предпринимателей, которые до прихода к нам успели запустить от трех и более бизнесов, в их числе были и такие, которые приносят от 500 млн рублей в год. Студентов среди фаундеров очень мало, а средний возраст приближается к 30 годам, но есть основатели и из категории 40+.

Помимо того, что происходит в процессе акселерации, проектам всегда очень интересно, как фонд выбирает, кому дать инвестиции seed-раунда, да и вообще какие проекты наиболее интересны ФРИИ как инвестору.  Об этом на Дне открытых дверей рассказал Павел Никонов, представитель инвестиционного департамента ФРИИ. В своем выступлении он перечислил интересные фонду сферы деятельности проектов (интернет-проекты, mobile, big data, носимые девайсы и «интернет вещей»), а также те, что фонд не очень интересуют (проекты, связанные с алкоголем, азартными играми, политикой, проекты, которые нарушают законы). Также фонд старается ограничить свое участие в капиталоемких направлениях с большой конкуренцией – это игры, туризм, электронная коммерция. Что важно для инвестфонда при принятии решения?

- Профильный опыт команды, концентрация команды на бизнесе (то есть работа где-то еще параллельно не приветствуется);

- Доля в капитале компании у команды должна быть существенной, от этого зависит мотивация каждого члена команды;

- Фонду интересны быстрорастущие высокомаржинальные бизнесы.

Из формальных критериев отбора на стадии пред-посева стоит назвать наличие юридического лица в форме ООО, наличие потенциального рынка более 300 млн рублей, наличие продукта с базовым функционалом – MVP, также 50% основателей компании должны быть гражданами и налогоплательщиками России. При принятии решения о seed-инвестициях критерии несколько другими, но самым важным является сходимость unit-экономики проекта, которая высчитывается по метрикам. Схема, по которой можно просчитать экономику:

ФРИИ может инвестировать проекты на нескольких стадиях, это pre-seed (1,4 млн рублей), seed-раунда (до 15 млн рублей), инвестиций раунда А, для проектов на стадии роста (до 270 млн рублей). Предпосевные инвестиции получили более 90 проектов трех наборов, сделки по посевным инвестициям анонсированы пока для семи проектов, на стадии роста проинвестированы «Кнопка жизни» и Babadu.

Чтобы показать аудитории живые проекты, которые уже прошли во ФРИИ огонь, воду и медные трубы, мы пригласили на День открытых дверей выпускников 3-го набора, которые рассказали о том, что им дали эти три месяца во ФРИИ.

Основные выводы Максима Перевезенцева, основателя Letmart:

1)      От первоначального продукта, с которым мы пришли во ФРИИ, остался только рынок и логотип;

2)      Мы перешли на недельный темп работы, при котором каждую неделю мы отчитываемся о результатам, делаем выводы и корректируем стратегию развития;

3)      За три месяца цикл проверки гипотез сократился от двух недель до четырех дней;

4)      Вежливость при оценке чужого лендинга или продукта – лишнее, и может стоить проекту недели работы.

Андрей Клименко, сооснователь Oppty, рассказал, как подать заявку на участие в программе их сподвигла мысль, что они занимаются почти исключительно тем, что «пилят» продукт. Ребята наступили на очень распространенные среди IT-стартаперов грабли. Окончательно решение они приняли на прошлом Дне открытых дверей. Андрей усмехнулся, что они перевернули правило инвесторов, что в первую очередь стоит инвестировать в команду, с ног на голову: сомнения по поводу подачи заявки в Акселератор ребята разрешили, посмотрев на команду Акселератора и пообщавшись с ней лично. О том, что поверили в акселерацию и прошли ее от начала до конца, ребята не пожалели. Интересно, что по итогу они перестроили работу другого своего бизнеса по методикам, которые узнали во ФРИИ, и после этого выручка там выросла на 60%. Это о добавленной стоимости акселератора.

Дмитрий Соколов, основатель PocketDJ, рассказал, как стартапы работают во ФРИИ 24/7, ночуют в офисе, и как акселерация помогает проектам преодолеть эффект «туннельного зрения» -  посмотреть на проблемы своего продукта под другим углом и найти простое решение.

Завершилось мероприятие долгим и, надеемся, продуктивным общением выпускников, сотрудников ФРИИ и проектов, которые только собираются подавать заявку в Акселератор. Каждый фаундер мог расспросить о нюансах отбора и шансах его проекта на получение инвестиций любого сотрудника ФРИИ.

Видеозапись со дня открытых дверей можно посмотреть на YouTube. Для проектов, которые пока не могут принять решение о том, стоит ли им подавать заявку в Акселератор, рекомендуем бесплатную онлайн-программу Преакселератора. Если вы уверены, что ваш проект уже готов к получению предпосевных инвестиций, то подать заявку на участие в следующем наборе Акселератора можно здесь.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
  2. 2 Денежная мотивация сотрудников: от прямых выплат до долей в акционерном капитале
  3. 3 Эмпатия в интерьере: как заботиться о сотрудниках с помощью комфортного рабочего пространства
  4. 4 Как арендатору сократить расходы на CapEx
  5. 5 Все о незаконном дроблении бизнеса в 2024 году