Юридическая компания «Зарцын, Янковский и партнеры» отвечает на 4 главых вопроса, которые каждая веб-студия хотела бы задать юристу. Полезно будет и тем, кто еще не запустил бизнес и просчитывает возможные риски.
Веб-студий в России много, и далеко не в каждой есть свой юрист. Хотя кого мы обманываем! Такие студии можно по пальцам пересчитать, причем одной руки. И это не оттого, что проблем не возникает. Скорее оттого, что многие и не догадываются, что:
- проблемы можно было бы избежать в принципе,
- можно было бы решить ее «малой кровью».
Чтобы не быть голословными, мы провели небольшой опрос. К сожалению, комментарий Артемия Л. получить не удалось. Зато своим мнением согласился поделиться основатель студии EDS-team Кирилл Новиков. Мы спросили: «Какие вопросы вы бы выделили для себя, если бы вновь оказались на самом старте работы веб-студии?». И вот какой список мы получили:
- Какой тип ИП мне подходит на начальном этапе развития студии?
- В какой момент переходить с упрощенки на «взрослый» вариант?
- Как юридически оформлять официальный наем сотрудника?
- Как в целом происходит работа над проектом с юридической точки зрения?
Коротко и по сути. Рассмотрим этот перечень более подробно.
Выход из тени
Далеко не все студии начинают работать с даты регистрации их как компании, чаще – с первого заказа. Однако мы не рекомендуем так поступать, поэтому первым делом предлагаем выбрать организационно-правовую форму для молодой веб-студии.
Вероятнее всего, выбор будет стоять между двумя формами: индивидуальный предприниматель и общество с ограниченной ответственностью. У них есть свои плюсы и минусы, так что отталкиваться нужно от ваших целей и задач. Для удобства мы собрали их отличия в таблицу:
ИП | ООО |
Нет учредительных документов, что упрощает процедуру регистрации | Для регистрации нужен пакет учредительных документов |
Нет юридического адреса, регистрация осуществляется по месту «прописки» | Требуется юридический адрес. С учетом новых правил юридический адрес не должен быть массовым – налоговый орган проводит проверку на стадии регистрации |
Ответственность всем имуществом | Ответственность ограничивается уставным капиталом |
Простой порядок получения наличных | Порядок получения наличных денежных средств формализован |
Нельзя привлечь партнера / продать долю | Можно привлечь партнера / продать долю |
Веб-студии – бизнес не простой. Во-первых, это творчество, а художника каждый может обидеть. Во-вторых, это работа с людьми. Поэтому одна из самых распространенных проблем – отказ заказчика принимать результат работ. Часто это сопровождается требованием вернуть уплаченный аванс и накинуть поверх него штраф.
Чем больше будет проект и весомее чеки, тем выше будут риски. Поэтому регистрация веб-студии в качестве ИП может стать причиной образования долга у самого предпринимателя лично.
Налоги
Самым оптимальным вариантом для молодой студии будет применение упрощенной системы налогообложения (УСН). Тем более что с 2017 года порог выручки для нее увеличили до 120 млн рублей.
Однако некоторые заказчики, которые находятся на общей системе и платят НДС, могут отказаться работать с компанией, применяющей УСН. Хотя такие случаи редки, крупные веб-студии открывают дополнительно компанию на ОСНО. Это целесообразно, когда заказчики с НДС крупные и их много. В таком случае дополнительная налоговая нагрузка себя оправдает.
Дополнительный бонус для веб-студий – возможность применения льготы по страховым взносам. Это позволяет снизить взносы до 20%, что, согласитесь, приятно.
Для этого необходимо выполнить два условия:
- 70 % оборота компании должен составлять доход от деятельности, связанной непосредственно с разработкой ПО;
- в выписке из ЕГРЮЛ у вас должен присутствовать ОКВЭД 62.
В итоге получается хорошая экономия.
Сотрудники
Как правило, у веб-студий две категории сотрудников:
- Штатные работники
Оформляются по трудовому договору, некоторые из них могут работать удаленно.
- Фрилансеры
С ними заключается договор гражданско-правового характера (ГПХ).
От типа договора зависит размер взносов, порядок передачи исключительных прав на создаваемые продукты и, конечно, характер отношений с сотрудниками.
Трудовой договор | ГПХ | |
Отношения | Подчинения | Равные |
Больничные | Да (согласно ТК) | Нет |
Отпуск | Да (согласно ТК) | Нет |
Расторжение договора | Согласно ТК (уволить работника бывает довольно сложно) | В соответствии с условиями договора |
Риски | – | Возможна переквалификация в трудовой договор |
Поясним про риски. Вероятность переквалификации договора ГПХ в трудовой действительно есть. И она влечет за собой доначисление всех неуплаченных взносов и штрафы. Решается этот вопрос в судебном порядке, практика уже сформировалась.
Инициировать проверку может как трудовая, так и налоговая инспекция. И в первом случае вас могут проверить в связи с жалобой сотрудника – такую возможность исключать нельзя.
Однако тут следует заметить, что разработка ПО и дизайн являются одними из немногих видов услуг, для которых применение договора ГПХ выглядит логично и вызывает у контролирующих органов меньше всего вопросов.
Подведем итоги. При заключении гражданско-правового договора обязательно обратите внимание на следующее:
- разработчик не должен быть вашим бывшим или текущим работником;
- в договоре не должно быть «стандартных» для трудового договора формулировок, таких как: подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, наименование должности или определение часов работы;
- определение стоимости услуг в твердой форме вне зависимости от результата.
Принимая решение, суд будет опираться на такие признаки трудового договора, как:
- выполнение работы личным трудом и включение работника в производственную деятельность предприятия;
- подчинение работника внутреннему трудовому распорядку;
- выполнение работ определенного рода (трудовой функции), то есть системный характер, а не разовые задания.
И не только на них. Вот, например, выдержка из решения суда по делу № А03-10545/2016:
«Предмет трудового договора и гражданско-правового договора оказания услуг выражается в физической форме труда. Однако трудовые отношения имеют своим предметом не результат услуги, а сам процесс ее оказания, тогда как целью договора об оказании услуг является результат деятельности исполнителя. Из условий договоров и фактического поведения сторон следует, что работники выполняли работу под контролем работодателя.
Таким образом, заключенные Обществом договоры с физическими лицами имеют признаки срочного трудового договора, предусмотренные статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации, так как их условиями является выполнение работником конкретной трудовой функции, связанной с регулярной производственной деятельностью Общества».
И еще один важный момент. При заключении договора ГПХ приемка услуг должна быть оформлена актами. Это может стать плюсом в случае спора. Так, в деле № А73-6072/2014 суд встал на сторону работодателя:
«…Приемка выполненных работ оформлялась двусторонними актами. Условия договоров характерны для гражданско-правового договора, соответствуют нормам Гражданского кодекса Российской Федерации».
Исключительные права
На языке юристов веб-студии «пилят» не сайты или приложения, а результаты интеллектуальной деятельности. А это значит, что вопрос исключительных прав, их получения от сотрудников-авторов и передачи заказчику в работе встает постоянно.
Чтобы «подстелить соломку», обратите внимание на следующее:
- в договоры с сотрудниками обязательно включите пункты о переходе исключительных прав на создаваемые объекты;
- внутри организации введите режим служебных произведений;
- имейте полный пакет документов, подтверждающих создание объектов – от технического/служебного задания до акта приема-передачи;
- в документах с работниками выделяйте отдельно стоимость отчуждения и использования исключительных прав.
На это можно возразить, что составление такого количества документов занимает много времени и, самое главное, их отсутствие не дает никаких рисков. Сотрудники и так физически передают созданные ими объекты, а студия оплачивает их работу. Какие могут возникнуть проблемы?
Да, много бумаги, много. Да, это усложняет процесс. Но вот лишь небольшой перечень возможных последствий:
- Фрилансер, создающий объект для вас, оказывается штатным сотрудником другой компании и создает объекты в рабочее время на мощностях работодателя. В этом случае оспаривать права может уже целая организация.
- Спустя какое-то время после сдачи проекта работник вдруг «вспомнит» о своих правах и начнет требовать компенсации за их использование.
Пока у студии нет документов, подтверждающих переход к ней прав от автора, никаких прав на объект у нее нет.
Нет, того факта, что вам передали макеты, недостаточно. Можно бесконечно успокаивать себя, но помните: отсутствие подтверждающих авторство документов – брешь в борту вашего судна, и она вполне может отправить весь корабль на дно.
Отношения с заказчиками
Безопасные отношения с заказчиками зиждутся на двух «китах» – договор и документооборот. Однако на практике ими часто пренебрегают.
Например, основатель компаний NowMedia и «Алиткс» Илья Макаров поделился своим мнением о том, как мало думают про официальную сторону бизнеса небольшие компании:
«Все всегда думают: «А, окажем услугу, клиент же нормальный парень». А потом он не платит, а у тебя нет никаких аргументов для суда».
И тут мы не будем оригинальны в советах. Однако их можно распечатать и повесить на стену в офисе:
- Не начинайте работу, пока не обменяетесь подписанными экземплярами договоров хотя бы в виде сканов. Даже если заказчик согласен заплатить в отсутствие договора, это страхует от риска возврата денежных средств как неосновательного обогащения.
- Отправляйте счета и акты по договору способами, предусмотренными договором.
- В реквизитах каждой из сторон укажите адреса электронной почты и ведите переписку с использованием этих адресов.
- В случае спора всегда отправляйте акты и досудебные претензии заказными письмами с уведомлениями о вручении.
И наконец, при составлении и согласовании договора обращайте внимание на:
- Вид договора: или услуги, или работы. Сразу определитесь, так как с точки зрения закона это разные виды договора и совмещать их в одном неверно.
- Порядок согласования заданий. Это может быть не только подписание дополнительных соглашений, но и постановка задач через электронную почту или СРМ.
- Способ подписания акта оказанных услуг. Если проект большой, то лучше предусмотреть закрытие по этапам.
- Сроки. Заложите возможность переноса сроков или отказа от проекта без возмещения убытков заказчику в случае, если согласование затягивается по его вине.
Пока мир еще не перешел на блокчейн, помните, что все вышеописанные формальности могут спасти и студию вообще, и ее репутацию в частности.
Успехов!
Материалы по теме:
Искусственный интеллект в суде, боты-юристы и краудфандинг правовых споров – как начинается LegalTech-революция
Юридическая памятка любого интернет-проекта
Как взять кредит и не попасть в ловушку
Хочу, чтобы меня признали банкротом. Что делать?
6 вопросов от юриста тому, кто создает маркетплейс
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter