Top.Mail.Ru
Колонки

7 инструментов для запуска рекламной рассылки в ресторане

Колонки
Ярослав Бершанский
Ярослав Бершанский

Маркетолог и специалист по лояльности клиентов Passteam

Алина Алещенко

Клиентская база гостей — один из самых ценных ресурсов в любом бизнесе, не только в ресторанной сфере. От того, как собираете данные ваших посетителей и обрабатываете их, зачастую зависит успех всего вашего предприятия.

Ярослав Бершанский, маркетолог в Passteam, помогает клиентам  компании работать с их клиентской базой. Раньше трудился в HoReCa. В этой статье он делится семью инструментами для запуска рассылок на основе своего управленческого опыта в ресторанной сфере.

7 инструментов для запуска рекламной рассылки в ресторане

1. СМС-рассылка

СМС-рассылка — это классика жанра в коммуникации с клиентами. Для большинства из нас СМС — привычный канал получения информации. И я акцентирую внимание на получении не просто так. Для общения сейчас чаще используют мессенджеры (о которых я также расскажу ниже). Но СМС остается самым популярным каналом отправки рекламных сообщений.

В ресторане проще всего запускать СМС-рассылки через CRM/POS систему — как iiko, Poster, r-Keeper и тому подобные.

Преимуществом такого решения является то, что практически во всех современных ресторанных системах функционал СМС-рассылок уже встроен в модуль базы клиентов и не нужно делать отдельные выгрузки данных. 

Например, в iiko можно отправлять автоматические и ручные рассылки. Автоматические просто оповещают клиентов об изменении их баланса и т.д. Да, выглядит сложно, но в сущности тексты таких рассылок нужно настроить всего один раз, а переменные будут подставлять актуальные данные в каждом сообщении.

При ручной настройке нужно выбрать кому вы хотите отправить сообщение — всей базе, конкретным получателям или группе клиентов, попадающим под определенные критерии (сегмент). С этой задачей помогают фильтры и списки.

Кстати, по опросам наших клиентов из ресторанной сферы, таргетированные рекламные предложения имеют на 45% большую конверсию в сравнении с одинаковым текстом по всей базе.


RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Если в вашей CRM/POS-системе нет штатного функционала отправки сообщений, в 99% случаем существует сторонний сервис, который интегрируется с вашей системой и восполняет недостающий функционал. Плюсом использования таких решений, опять же, является автоматизированный процесс переноса данных гостей.

Например, есть классная POS-система для ресторанов Poster. Она на 100% облачная, легко внедряется в бизнес а для ее использования достаточно любого айпада. Но у Poster есть существенный минус — в штатном функционале СМС используется только для подтверждения списания бонусов с карт гостей.

А рекламные СМС-кампании берет на себя платформа SendPulse — за несколько кликов она подключается к Poster, подтягивает все данные клиентов из Poster и уже в интерфейсе SendPulse можно настроить и отправить рекламную рассылку.

Если в вашей ресторанной системе нет ни встроенного функционала СМС-рассылок, ни готовой интеграции с какой-либо платформой — выход есть. Не так удобно и автоматизировано, но также эффективно. Можно выгрузить базу номеров в excel-таблицу и загрузить ее в какой-либо сервис для отправки СМС. Рекомендуем при использовании сторонних сервисов читать отзывы, так как существует риск утечки данных.

 

2. Каскадная рассылка

Каскадная рассылка не является каким-то отдельным каналом коммуникации, зачастую она сочетает в себе сразу 3-5 разных каналов.

Логика отправки рекламных сообщений через сервисы каскадных рассылок следующая — сначала сообщение отправляется через бесплатные каналы, например, веб-пуши или пуши в карты лояльности. Затем, если сообщение не дойдет до получателя — отправится еще раз, но уже в WhatsApp или Viber. Если и там клиент никак не отреагирует на него — отправится в виде обычного СМС-сообщения.

Преимуществом такой рассылки является то, что она сильно снижает затраты на рекламу — клиенты, получившие бесплатный пуш не получат платное WhatsApp/Viber/СМС-сообщение.

В таблице ниже я указал примерную стоимость каждого сообщения по каждому каналу коммуникации и «классическую» цепочку отправки.

Войс — заранее записанный текст рекламного сообщения, который озвучивается работом поле того, как клиент ответит на звонок. 10 из 10 наших опрошенных клиентов разных бизнесов ответили, что приходят в бешенство от таких звонков.

Из сервисов для запуска каскадной рассылки по большому количеству каналов связи я могут отметить SendPulse или P1SMS. 

 

3. Email-рассылка

Многие владельцы бизнеса ошибочно думают, что имейл-рассылка — это совсем не про ресторанную сферу. Но у имейл-коммуникации есть ряд своих плюсов:

  • Стоимость имейл-сообщения. Через обычные почтовые клиенты их можно отправлять бесплатно. Через имейл-агрегаторов стоимость одного в среднем 0,5 — 0,8 рубля.
  • Кастомизация. Имейл-агрегаторы типа MailChimp или UniSender позволяют гибко настроить письмо и использовать множество модулей. Фактически вы можете отправлять клиентам одностраничные лендинги. 
  • Открываемость. Некоторые по ошибке считают, что современные пользователи не используют электронную почту. Но это далеко не так. По данным WSHR, более 92% опрошенных ежедневно проверяют почту.

Старбакс регулярно отправляет своим клиентам рассылки, включая имейлы. В таких письмах можно закастомить крутой дизайн, кроме того, в них практически нет ограничений по наполнению и т.д.

 

4. Рассылка в Instagram

Вы знали, что подписчики вашего «Инстаграма» — ваши потенциальные горячие клиенты?

Я говорю про тех подписчиков, которые еще не были в вашем ресторане. Конечно, сейчас у многих ресторанов классные профили и стильные ленты, и многие подписываются просто для того, чтобы черпать вдохновение (или копипастить посты).

Так как же конвертировать подписчиков в реальных гостей, приносящих прибыль?

В инстаграм-коммуникации есть два основных пути — это рекламная рассылка по имеющимся подписчикам и приветственные рассылки для новых клиентов. По опыту управленческой деятельности могу сказать, что более эффективная — вторая. Но обо всем по порядку.

Для инстаграм-рассылок я рекомендую использовать сервис Instaplus. В нем на самом деле гораздо больше возможностей и фич для аккаунт-менеджмента, но в рамках темы статьи я расскажу подробнее именно о рассылках.

Чтобы запустить рассылку по имеющимся клиентам, достаточно выбрать действие «Директ», а источником указать своих подписчиков. Если вы хотите сделать рассылку на определенный сегмент подписчиков — в Instaplus можно заранее по фильтрам создать сегмент и сохранить его в виде списка, который при рассылках можно указывать как источник.

Далее в настройках просто введите желаемый текст. Instaplus также поддерживает переменные, поэтому сообщения можно сделать более персонализированными. Я рекомендую добавить несколько вариантов сообщений, чтобы снизить шанс блокировки аккаунта.

Да, Instagram не любит все эти сервисы для продвижения, но если использовать их осторожно и с умом — можно значительно поднять конверсию из подписчиков в реальных клиентов.

Для запуска приветственных рассылок используется инструмент «Автодирект». Настраивается похожим образом, только источник выбирается автоматически — новые подписчики вашего профиля.

Аналогично с обычными рассылками стоит добавить несколько вариантов приветственного сообщения. Сам сервис рекомендует не менее 15 вариантов, но по опыту могу сказать, что 5-7 достаточно, чтобы избежать подозрений Instagram и возможных блокировок.

 

5. Пуш-рассылка

Возьмите свой телефон в руки и смахните шторку уведомлений: практически все, что вы видите на экране — это и есть пуш-уведомления. Сообщения из мессенджеров, реклама от «Озона», оповещение о прибывающем «Яндекс.Такси».

Если вам кажется, что для запуска пуш-рассылок обязательно нужно иметь собственное супер дорогое приложение — вам кажется. На самом деле, для запуска пуш-рассылки можно использовать браузеры, рабочие столы и даже программу лояльности.

Одной из фишек платформы Passteam является возможность отправки пуш-уведомлений клиентам. Пуши приходят на экраны блокировки или в шторку уведомлений — в зависимости от устройства вашего гостя. 

Приходят они благодаря карте лояльности, в этом плане она является «приемником» ваших сообщений и заменяет целое приложение. После установки карты лояльности клиент становится участником программы лояльности и может видеть свой баланс, а вы — периодически отправлять ему бесплатные пуш-рассылки. 

Благодаря пуш-рассылке можно хорошо экономить на коммуникации с клиентами — ведь на карты можно отправлять не только рекламные рассылки, но и автоматические сообщения о списании/начислении бонусов и другие транзакционные оповещения. Попробовать пуши на карты лояльности в сервисе можно совершенно бесплатно.

Другим крутым сервисом для выпуска карт лояльности и отправки пушей на телефоны является OSMI Cards. Из преимуществ этого сервиса могу отметить готовые интеграции с 1С и «Битрикс» — некоторые большие ресторанные холдинги используют именно эти CRM для ведения клиентской базы.

Из зарубежных альтернатив — платформа Loopy Loyalty, у нее понятный интерфейс и базовый набор функций, которого хватит многим заведениям. Но по опыту скажу, что наши сервисы и платформы удобнее и имеют больший функционал, да и ценник на порядок меньше.

Другие пуши, которые можно отправлять даже без приложения — веб-пуши. Для их отправки используются браузеры — при первом посещении вашего сайта на экране пользователя появится запрос о том, что сайт хочет отправлять его оповещения на экраны блокировки.

Веб-пуши являются хорошим вариантом для коммуникации, если у вас есть свой сайт (например, с электронным меню или доставкой). Сценарий использования веб-пуша может быть следующим: клиент сканирует QR-код со столика, чтобы ознакомиться с электронным меню, и попадает в соответствующий раздел сайта. Но перед открытием страницы на экране всплывает запрос на отправку пуш-уведомлений.

Веб-пуши можно запускать через SendPulse, который я уже несколько раз упомянул выше, а также через eSputnik. В случае первого сервиса такие веб-пуши можно запускать абсолютно бесплатно при условии, что охват сайте менее 10 000 человек.

С точки зрения предпринимателя пуши на карты лояльности более эффективны, так как запросы на отправку появляются только в случае установки карты на Android. В Apple Wallet на iPhone по умолчанию включены уведомления как от самого приложения, так и от всех устанавливаемых карт. И многие просто не знают, что их можно выключить.

 

6. Холодная рассылка

Этот пункт можно немного вывести за пределы темы статьи, так как эта рассылка рассчитана не на ваших клиентов, а на холодную целевую аудиторию, которую может заинтересовать ваше заведение.

Но интересен в этих инструментах не сам канал — это обычные СМС, ничего сверхъестественного, а методы, по которым определяются получатели.

Сервисы «МТС Маркетолог», «Мегафон Таргет» и «СМС-Таргет Теле2» позволяют сделать рассылку по холодной базе, но сделать умную рассылку. При настройке рекламной кампании вы сами задаете параметры, по которым будут определяться получатели — будь-то географические, демографические или поведенческие факторы. 

Механизмы таргетирования рекламы во всех этих сервисах примерно одинаковые. Стоимость одного СМС сообщения зависит от того, насколько узко настроенной у вас вышла база получателей.

Процесс настройки такой рекламы чем-то напоминает настройку таргетированной рекламы в Facebook Ads Manager (только еще проще, дешевле и кнопки не меняют местами каждые две недели).

 

7. Рассылка в мессенджерах

Когда последний раз вы писали кому-то обычное СМС? iMessage не в счет. Такие сообщения ушли в прошлое на фоне мессенджеров и используются в основном как канал оповещения или рекламы.

Но последне время мессенджеры сдвигают их и с этого места. Это происходит по одной простой причине — рассылки в WhatsApp, Viber и Telegram гораздо дешевле СМС, а иногда и вовсе бесплатны. Для сравнения — стоимость одного СМС через агрегатора рассылок составляет примерно 3 рубля, когда сообщение в WhatsApp стоит 0,8 рубля.

У разных сервисов разная стоимость, но какой сервис ни возьми — это всегда дешевле обычных СМС.

Рассылку в Viber запускается в несколько кликов в Gravitec; в WhatsApp и Telegram — через сервис Tvigi. Кстати, UniSender также можно использовать для настройки рассылок в Viber — его преимуществом является наличие интеграций с популярными CRM/POS системами.


В конце хочется отметить, что какой бы канал коммуникации с вашими посетителями вы ни выбрали — шагом «ноль» всегда должна быть сегментация или определение целевой аудитории. Какой бы классной ни была ваша рассылка, она не сработает одинаково эффективно для ваших постоянников и отвалившихся клиентов.

А еще лучше поступать так: создавать не целевую аудиторию под рассылку, а рассылку под целевую аудиторию. По примеру собственных кампаний и кампаний наших клиентов могу отметить, что именно такой подход дает самые высокие конверсии в рекламе.

Фото на обложке: unsplash.com

Иллюстрации предоставлены автором.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Уловки кондитеров: на что идут производители, чтобы пережить кризис в отрасли
  2. 2 Копирайтер VS нейросеть: пишем текст и теряем заказчиков
  3. 3 Почему доверие аудитории к классической рекламе снижается и что с этим делать
  4. 4 Подобрать одежду за пять минут: как технологии меняют карту пути потребителя в fashion-ритейле
  5. 5 Почему ваша программа лояльности не работает: 5 причин
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти