Клиентская база гостей — один из самых ценных ресурсов в любом бизнесе, не только в ресторанной сфере. От того, как собираете данные ваших посетителей и обрабатываете их, зачастую зависит успех всего вашего предприятия.
Ярослав Бершанский, маркетолог в Passteam, помогает клиентам компании работать с их клиентской базой. Раньше трудился в HoReCa. В этой статье он делится семью инструментами для запуска рассылок на основе своего управленческого опыта в ресторанной сфере.
1. СМС-рассылка
СМС-рассылка — это классика жанра в коммуникации с клиентами. Для большинства из нас СМС — привычный канал получения информации. И я акцентирую внимание на получении не просто так. Для общения сейчас чаще используют мессенджеры (о которых я также расскажу ниже). Но СМС остается самым популярным каналом отправки рекламных сообщений.
В ресторане проще всего запускать СМС-рассылки через CRM/POS систему — как iiko, Poster, r-Keeper и тому подобные.
Преимуществом такого решения является то, что практически во всех современных ресторанных системах функционал СМС-рассылок уже встроен в модуль базы клиентов и не нужно делать отдельные выгрузки данных.
Например, в iiko можно отправлять автоматические и ручные рассылки. Автоматические просто оповещают клиентов об изменении их баланса и т.д. Да, выглядит сложно, но в сущности тексты таких рассылок нужно настроить всего один раз, а переменные будут подставлять актуальные данные в каждом сообщении.
При ручной настройке нужно выбрать кому вы хотите отправить сообщение — всей базе, конкретным получателям или группе клиентов, попадающим под определенные критерии (сегмент). С этой задачей помогают фильтры и списки.
Кстати, по опросам наших клиентов из ресторанной сферы, таргетированные рекламные предложения имеют на 45% большую конверсию в сравнении с одинаковым текстом по всей базе.
Если в вашей CRM/POS-системе нет штатного функционала отправки сообщений, в 99% случаем существует сторонний сервис, который интегрируется с вашей системой и восполняет недостающий функционал. Плюсом использования таких решений, опять же, является автоматизированный процесс переноса данных гостей.
Например, есть классная POS-система для ресторанов Poster. Она на 100% облачная, легко внедряется в бизнес а для ее использования достаточно любого айпада. Но у Poster есть существенный минус — в штатном функционале СМС используется только для подтверждения списания бонусов с карт гостей.
А рекламные СМС-кампании берет на себя платформа SendPulse — за несколько кликов она подключается к Poster, подтягивает все данные клиентов из Poster и уже в интерфейсе SendPulse можно настроить и отправить рекламную рассылку.
Если в вашей ресторанной системе нет ни встроенного функционала СМС-рассылок, ни готовой интеграции с какой-либо платформой — выход есть. Не так удобно и автоматизировано, но также эффективно. Можно выгрузить базу номеров в excel-таблицу и загрузить ее в какой-либо сервис для отправки СМС. Рекомендуем при использовании сторонних сервисов читать отзывы, так как существует риск утечки данных.
2. Каскадная рассылка
Каскадная рассылка не является каким-то отдельным каналом коммуникации, зачастую она сочетает в себе сразу 3-5 разных каналов.
Логика отправки рекламных сообщений через сервисы каскадных рассылок следующая — сначала сообщение отправляется через бесплатные каналы, например, веб-пуши или пуши в карты лояльности. Затем, если сообщение не дойдет до получателя — отправится еще раз, но уже в WhatsApp или Viber. Если и там клиент никак не отреагирует на него — отправится в виде обычного СМС-сообщения.
Преимуществом такой рассылки является то, что она сильно снижает затраты на рекламу — клиенты, получившие бесплатный пуш не получат платное WhatsApp/Viber/СМС-сообщение.
В таблице ниже я указал примерную стоимость каждого сообщения по каждому каналу коммуникации и «классическую» цепочку отправки.
Войс — заранее записанный текст рекламного сообщения, который озвучивается работом поле того, как клиент ответит на звонок. 10 из 10 наших опрошенных клиентов разных бизнесов ответили, что приходят в бешенство от таких звонков.
Из сервисов для запуска каскадной рассылки по большому количеству каналов связи я могут отметить SendPulse или P1SMS.
3. Email-рассылка
Многие владельцы бизнеса ошибочно думают, что имейл-рассылка — это совсем не про ресторанную сферу. Но у имейл-коммуникации есть ряд своих плюсов:
- Стоимость имейл-сообщения. Через обычные почтовые клиенты их можно отправлять бесплатно. Через имейл-агрегаторов стоимость одного в среднем 0,5 — 0,8 рубля.
- Кастомизация. Имейл-агрегаторы типа MailChimp или UniSender позволяют гибко настроить письмо и использовать множество модулей. Фактически вы можете отправлять клиентам одностраничные лендинги.
- Открываемость. Некоторые по ошибке считают, что современные пользователи не используют электронную почту. Но это далеко не так. По данным WSHR, более 92% опрошенных ежедневно проверяют почту.
Старбакс регулярно отправляет своим клиентам рассылки, включая имейлы. В таких письмах можно закастомить крутой дизайн, кроме того, в них практически нет ограничений по наполнению и т.д.
4. Рассылка в Instagram
Вы знали, что подписчики вашего «Инстаграма» — ваши потенциальные горячие клиенты?
Я говорю про тех подписчиков, которые еще не были в вашем ресторане. Конечно, сейчас у многих ресторанов классные профили и стильные ленты, и многие подписываются просто для того, чтобы черпать вдохновение (или копипастить посты).
Так как же конвертировать подписчиков в реальных гостей, приносящих прибыль?
В инстаграм-коммуникации есть два основных пути — это рекламная рассылка по имеющимся подписчикам и приветственные рассылки для новых клиентов. По опыту управленческой деятельности могу сказать, что более эффективная — вторая. Но обо всем по порядку.
Для инстаграм-рассылок я рекомендую использовать сервис Instaplus. В нем на самом деле гораздо больше возможностей и фич для аккаунт-менеджмента, но в рамках темы статьи я расскажу подробнее именно о рассылках.
Чтобы запустить рассылку по имеющимся клиентам, достаточно выбрать действие «Директ», а источником указать своих подписчиков. Если вы хотите сделать рассылку на определенный сегмент подписчиков — в Instaplus можно заранее по фильтрам создать сегмент и сохранить его в виде списка, который при рассылках можно указывать как источник.
Далее в настройках просто введите желаемый текст. Instaplus также поддерживает переменные, поэтому сообщения можно сделать более персонализированными. Я рекомендую добавить несколько вариантов сообщений, чтобы снизить шанс блокировки аккаунта.
Да, Instagram не любит все эти сервисы для продвижения, но если использовать их осторожно и с умом — можно значительно поднять конверсию из подписчиков в реальных клиентов.
Для запуска приветственных рассылок используется инструмент «Автодирект». Настраивается похожим образом, только источник выбирается автоматически — новые подписчики вашего профиля.
Аналогично с обычными рассылками стоит добавить несколько вариантов приветственного сообщения. Сам сервис рекомендует не менее 15 вариантов, но по опыту могу сказать, что 5-7 достаточно, чтобы избежать подозрений Instagram и возможных блокировок.
5. Пуш-рассылка
Возьмите свой телефон в руки и смахните шторку уведомлений: практически все, что вы видите на экране — это и есть пуш-уведомления. Сообщения из мессенджеров, реклама от «Озона», оповещение о прибывающем «Яндекс.Такси».
Если вам кажется, что для запуска пуш-рассылок обязательно нужно иметь собственное супер дорогое приложение — вам кажется. На самом деле, для запуска пуш-рассылки можно использовать браузеры, рабочие столы и даже программу лояльности.
Одной из фишек платформы Passteam является возможность отправки пуш-уведомлений клиентам. Пуши приходят на экраны блокировки или в шторку уведомлений — в зависимости от устройства вашего гостя.
Приходят они благодаря карте лояльности, в этом плане она является «приемником» ваших сообщений и заменяет целое приложение. После установки карты лояльности клиент становится участником программы лояльности и может видеть свой баланс, а вы — периодически отправлять ему бесплатные пуш-рассылки.
Благодаря пуш-рассылке можно хорошо экономить на коммуникации с клиентами — ведь на карты можно отправлять не только рекламные рассылки, но и автоматические сообщения о списании/начислении бонусов и другие транзакционные оповещения. Попробовать пуши на карты лояльности в сервисе можно совершенно бесплатно.
Другим крутым сервисом для выпуска карт лояльности и отправки пушей на телефоны является OSMI Cards. Из преимуществ этого сервиса могу отметить готовые интеграции с 1С и «Битрикс» — некоторые большие ресторанные холдинги используют именно эти CRM для ведения клиентской базы.
Из зарубежных альтернатив — платформа Loopy Loyalty, у нее понятный интерфейс и базовый набор функций, которого хватит многим заведениям. Но по опыту скажу, что наши сервисы и платформы удобнее и имеют больший функционал, да и ценник на порядок меньше.
Другие пуши, которые можно отправлять даже без приложения — веб-пуши. Для их отправки используются браузеры — при первом посещении вашего сайта на экране пользователя появится запрос о том, что сайт хочет отправлять его оповещения на экраны блокировки.
Веб-пуши являются хорошим вариантом для коммуникации, если у вас есть свой сайт (например, с электронным меню или доставкой). Сценарий использования веб-пуша может быть следующим: клиент сканирует QR-код со столика, чтобы ознакомиться с электронным меню, и попадает в соответствующий раздел сайта. Но перед открытием страницы на экране всплывает запрос на отправку пуш-уведомлений.
Веб-пуши можно запускать через SendPulse, который я уже несколько раз упомянул выше, а также через eSputnik. В случае первого сервиса такие веб-пуши можно запускать абсолютно бесплатно при условии, что охват сайте менее 10 000 человек.
С точки зрения предпринимателя пуши на карты лояльности более эффективны, так как запросы на отправку появляются только в случае установки карты на Android. В Apple Wallet на iPhone по умолчанию включены уведомления как от самого приложения, так и от всех устанавливаемых карт. И многие просто не знают, что их можно выключить.
6. Холодная рассылка
Этот пункт можно немного вывести за пределы темы статьи, так как эта рассылка рассчитана не на ваших клиентов, а на холодную целевую аудиторию, которую может заинтересовать ваше заведение.
Но интересен в этих инструментах не сам канал — это обычные СМС, ничего сверхъестественного, а методы, по которым определяются получатели.
Сервисы «МТС Маркетолог», «Мегафон Таргет» и «СМС-Таргет Теле2» позволяют сделать рассылку по холодной базе, но сделать умную рассылку. При настройке рекламной кампании вы сами задаете параметры, по которым будут определяться получатели — будь-то географические, демографические или поведенческие факторы.
Механизмы таргетирования рекламы во всех этих сервисах примерно одинаковые. Стоимость одного СМС сообщения зависит от того, насколько узко настроенной у вас вышла база получателей.
Процесс настройки такой рекламы чем-то напоминает настройку таргетированной рекламы в Facebook Ads Manager (только еще проще, дешевле и кнопки не меняют местами каждые две недели).
7. Рассылка в мессенджерах
Когда последний раз вы писали кому-то обычное СМС? iMessage не в счет. Такие сообщения ушли в прошлое на фоне мессенджеров и используются в основном как канал оповещения или рекламы.
Но последне время мессенджеры сдвигают их и с этого места. Это происходит по одной простой причине — рассылки в WhatsApp, Viber и Telegram гораздо дешевле СМС, а иногда и вовсе бесплатны. Для сравнения — стоимость одного СМС через агрегатора рассылок составляет примерно 3 рубля, когда сообщение в WhatsApp стоит 0,8 рубля.
У разных сервисов разная стоимость, но какой сервис ни возьми — это всегда дешевле обычных СМС.
Рассылку в Viber запускается в несколько кликов в Gravitec; в WhatsApp и Telegram — через сервис Tvigi. Кстати, UniSender также можно использовать для настройки рассылок в Viber — его преимуществом является наличие интеграций с популярными CRM/POS системами.
В конце хочется отметить, что какой бы канал коммуникации с вашими посетителями вы ни выбрали — шагом «ноль» всегда должна быть сегментация или определение целевой аудитории. Какой бы классной ни была ваша рассылка, она не сработает одинаково эффективно для ваших постоянников и отвалившихся клиентов.
А еще лучше поступать так: создавать не целевую аудиторию под рассылку, а рассылку под целевую аудиторию. По примеру собственных кампаний и кампаний наших клиентов могу отметить, что именно такой подход дает самые высокие конверсии в рекламе.
Фото на обложке: unsplash.com
Иллюстрации предоставлены автором.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025