Колонки

Как успешно пройти комплаенс в банке? Инструкция

Колонки
Влада Аль-Наждави
Влада Аль-Наждави

Менеджер по работе с клиентами компании YouReg.Tech

Алина Алещенко

Открыть счёт в зарубежном банке становится сложнее и сложнее с каждым годом. И основное препятствие, с которым сталкиваются клиенты, — это прохождение процедуры комплаенс в банке (banking compliance).  

Разбираем, возможно ли самостоятельно успешно пройти комплаенс в банке, какие существуют этапы его одобрения, риски и сложности. 

Как успешно пройти комплаенс в банке? Инструкция

Banking compliance — это ряд инструментов и процедур для внутреннего контроля потенциальных или существующих клиентов на предмет их соответствия требованиям законодательства в отношении отмывания денег, финансирования терроризма и уклонения от уплаты налогов (AML/CTF).

Ответим на главные вопросы:

  1. Почему зарубежному банку важен комплаенс-контроль?
  2. «Face-to-face meeting». Обязательно ли нужна личная встреча?
  3. Что входит в процедуру «знай своего клиента» или KYC?
  4. В чем состоит процесс оценки рисков?
  5. Можно ли самостоятельно успешно пройти комплаенс в банке? 

 

Почему зарубежному банку важен комплаенс-контроль?

Одной из главных задач комплаенс-отдела является сохранение и защита деловой репутации банка и его лицензии, которая, по сути, и обеспечивает финансовый успех и доверие клиентов. Банковский комплаенс обязан контролировать достоверность, полноту, объективность, открытость и своевременность предоставления необходимой информации по клиенту.

Каждый иностранный банк обязан выполнять требования регуляторов, потому что при их несоблюдении банку грозит:

  • Блокировка корреспондентских счетов или их полное закрытие;
  • Наложение крупных штрафов;
  • Ограничение деятельности банка и его инвесторов;
  • Наложение штрафов на конкретных сотрудников, отвечающих за соблюдение комплаенс-процедур.

 

15 топ-менеджеров, которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

«Face-to-face meeting». Обязательно ли нужна личная встреча?

Частью процесса принятия новых клиентов на обслуживание является идентификация личности, соответствие предоставляемых документов ранее направленным копиям и оценка рисков принятия клиента.  

Провести процедуру возможно в ходе личной встречи (face-to-face meeting). Если возможность организации встречи отсутствует, идентификацию личности можно провести через нотариуса или иное лицо, имеющее право на удостоверение подлинности документов. 

Это несёт за собой негативные последствия, так как в условиях отсутствия возможности личной встречи с клиентом (non face—to—face client), клиенту может быть присвоен высокий уровень риска.

Кроме того, в отношении лиц, с которыми не было личного знакомства, может быть осуществлен контакт посредством видеосвязи при условии соблюдения всех мер безопасности (проведение видеоконференции на платформах, позволяющих ограничить доступ иным лицам).

 

Что входит в процедуру «знай своего клиента» или KYC?

Процедура «Знай своего клиента» или Know Your Client (KYC) помогает комплаенс-офицеру оценить риски принятия клиента, присвоив один из трёх уровней риска: низкий, средний или высокий. В KYC-процедуру входят:

  • Сбор документов по клиенту (по физическому лицу: паспорт, документ, подтверждающий адрес проживания не старше 3-х месяцев, резюме, содержащее информацию об образовании и трудовой деятельности, рекомендательное письмо из банка не старше 6 месяцев; по юридическому лицу: пакет корпоративных документов, Сертификат о надлежащем состоянии (Certificate of Good Standing/Incumbency), финансовая отчётность);
  • Составление экономического профиля клиента;
  • Комплексная проверка клиента и источников его дохода.

При непредоставлении запрошенных документов или предоставлении их в не полном объёме банк имеет право отказать клиенту в открытии счёта.

 

Как процедура KYC препятствует отмыванию денег и финансированию терроризма? 

КYC-процедура помогает с решением таких задач, как: 

  • Исключение сложностей, связанных с проверкой потенциальных клиентов и их банковских операций на вероятность отмывания денег или других нелегальных операций;
  • Определение конкретного уровня риска для каждого клиента;
  • Применение своего собственного подхода к организации внутренней политики банка, процедур и средств контроля в соответствии с обстоятельствами и характеристиками регулируемого финансового института;
  • Создание более прибыльной системы доходов, как для банка, так и для его клиентов;
  • Разработка метода контроля и защиты от возможных рисков.

Именно с целью уменьшения оборота незаконных денежных средств иностранные банки соблюдают в своей работе все описанные выше требования и проводят определенные внутренние проверки по отношению к своим потенциальным клиентам.

Соответствие этим требованиям является необходимым условием открытия счета в иностранном банке в 2021 году. От клиента потребуется активное участие в столь нелегком процессе, а также готовность и оперативность предоставления дополнительной информации, документов и прочих сведений для комплаенс-отдела.

Банки сегодня не дают конкретных сроков по рассмотрению запросов и не оглашают время для принятия финального решения. Важно отметить, что у каждой страны разные требования к открытию счета в связи с различием регуляторных норм и внутренней политики банков. 

 

В чем состоит процесс оценки рисков?

Задача комплаенс-офицера состоит в том, чтобы оценить риски, которые могут возникнуть при одобрении открытия счёта в зарубежном банке потенциальному клиенту.

Помимо процедуры «Знай своего клиента» (KYC) и face-to-face meeting, запрашиваются определенные дополнительные документы и информация о клиенте, уделяя особое внимание размеру и источнику дохода (клиент должен документарно подтвердить легальность источника происхождения денежных средств).

Какую информацию необходимо дополнительно предоставить? 

  • Цели открытия счёта в иностранном банке;
  • Планируемый оборот по счёту;
  • Документы, подтверждающие легальность источника получаемых денежных средств;
  • Перечень партнёров.

 

Можно ли самостоятельно успешно пройти комплаенс в банке?

Справится самостоятельно и без помощи профессионального агента сложно, но возможно. Резюмируя вышесказанное, к чему необходимо быть готовым:

  • Личному знакомству с представителями банка для исключения присвоения высокого уровня риска;
  • Предоставлению документов в рамках КYC процедуры;
  • Дополнительным вопросам об источнике дохода;
  • Заполнению банковских форм с раскрытием информации о планируемом обороте по счёту и перечне партнёров.

Фото на обложке: unsplash.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему клиенты уходят от проверенных брендов уже после первого промаха и что с этим делать
  2. 2 Как сохранить и увеличить лояльность клиентов без акций и скидок
  3. 3 Требования клиентов отелей изменились. Как наладить с ними коммуникацию и продавать больше услуг?
  4. 4 «Крючок» для клиента. Как триггерные рассылки помогают бизнесу
  5. 5 Цифровизация рынка красоты. Как бьюти-рынку общаться с потребителями?
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти