Top.Mail.Ru
Колонки

Как пройти в бизнес-акселератор

Колонки
Андрей Гречкин
Андрей Гречкин

Основатель образовательного проекта для дошкольников Happy Nappy Online

Виктория Сафронова

Акселератор стартапов — это место, где можно быстро вырастить свой бизнес за счет поддержки экспертов, нетворкинга и возможностей для привлечения инвесторов. За полгода проект детского дошкольного образования Happy Nappy Online прошел ряд акселераторов, включая Сбер 500, StartHub от Департамента инноваций города Москвы и главный EdTech акселератор ED2, а также стал финалистом EdTech Challenge.

О том, какие бывают акселераторы и как их правильно выбрать под свой текущий запрос, основатель образовательного проекта для дошкольников Happy Nappy Online Андрей Гречкин рассказал в предыдущем материале. В этом вы узнаете все о том, как податься в акселератор и сделать так, чтобы вас заметили и отобрали.

Как пройти в бизнес-акселератор

Как податься в акселератор


Обычно достаточно заполнить онлайн-заявку и прикрепить презентацию проекта — Pitch Deck.

Питчдек — это презентация на десять слайдов, в которой вы рассказываете о вашей команде, продукте, трекшене и планах. В некоторых акселераторах еще нужно пройти интервью-собеседование. В анкете обычно много пунктов — от 10 до 40. Если подаются 3000 проектов, как это было в Sber 500, вместо интервью будет максимально емкая анкета — готовьтесь рассказать о себе множество деталей.

Что нужно, чтобы вас заметили и отобрали

Грамотно упакуйте ваши наработки. На втором месте по важности после подтвержденной идеи стоит грамотный питч, который покажет ее преимущества, а главное — что вы сможете ее затащить.

Что нужно описать в грамотном питчдеке:

  • Какие проблемы вы обнаружили;
  • Как вы обнаружили проблему, как вы ее подтвердили;
  • Суть решения проблемы;
  • Выгоды, которые получают ваши клиенты;
  • Рынок и потенциал роста проекта;
  • Четкие планы по развитию проекта (роадмэп) с указанием сроков —  что вы планируете делать в краткосрочной и долгосрочной перспективах, что вам нужно для этого;
  • Трекшн, первые результаты, заключенные контракты;
  • Команду и опыт каждого каждого ее члена, чтобы стало понятно, почему у вас есть все шансы защитить этот проект;
  • Ваш запрос к акселератору/инвестору/корпорации — что вы хотите получить.

Чем лучше вы понимаете, что вам нужно для достижения целей, тем больше вероятность, что вы привлечете инвестиции. Для это в питчдеке вам нужно четко объяснить, на что вам нужны деньги, как вы их будете использовать и как они помогут добиться цели.

Запрос нематериального характера может быть на связи, знакомства, пилоты, контакты экспертов, которые могут помочь ответить на вопросы, которые вы не знаете, как решить.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

 

Наиля Замашкина, трекер EdMarket, предприниматель

«Формулируйте ваши запросы как можно точнее — не просто „познакомьте нас со специалистом департамента XX“, а — „готовы предложить пилот с KPI такими-то для специалиста департамента XX, который отвечает за показатели YY в компании“. Будьте внимательны и бережливы к чужому времени.

Сравните два питча — „мы чудесная команда с волшебным продуктом — вот смотрите“ и второй питч — „пилотный проект с нами, который мы готовы реализовать в течение четырех недель, принесет вам ценность, которую мы сможем измерить по следующим метрикам в течение 4–8 недель после старта пилотного проекта“».

Мы рассматривали акселераторы, которые работают с технологическими решениями в EdTech:

  • Sber 500 Startups (прошли буткемп);
  • ED2 (проходим предакселератор);
  • StartHub от Агентства инноваций Москвы (проходим акселератор);
  • StartupEd.Market (не пошли, чтобы не разорваться).

 

Что делали мы, чтобы успешно пройти в акселераторы

С 2013 года мы успешно развиваем офлайн свою сеть детских садов. В прошлом году мы захотели запустить онлайн-направление.

У нас были гипотезы, какие проблемы может закрыть дошкольное образование в онлайне. Чтобы их подтвердить, мы провели пару десятков глубинных интервью среди целевой аудитории и собрали около сотни анкет среди наших клиентов. Это позволило нам глубже увидеть проблемы и получить новые инсайты.

Таким образом мы выявили несколько повторяющихся проблем и на основании этого поняли, как собрать MVP для их решения.

Многие клиенты считают слабой программу в детском саду, куда водят ребенка, и поэтому вынуждены искать дополнительные решения. Приводим список со слов наших клиентов:

  • Мы не ходим в детский сад, но я хочу, чтобы мой ребенок развивался.
  • Я работаю на удаленке, и мне нужно время, когда меня не отвлекают от работы.
  • Ребенок не ходит в детский сад, а мне нужно время на себя.
  • Мы живем за рубежом, но  хотим, чтобы ребенок изучал русский язык, знал традиции и культуру России.
  • В нашем саду слабое обучение, и я ищу для ребенка курсы, закрывающие недостаток развития.
  • Летом ребенок у бабушки, а я хочу, чтобы ребенок продолжал развиваться.

Далее мы исследовали рынок, чтобы оценить масштаб проблемы, и определили PAM, ТАМ, SAM, SOM. На этом этапе важно найти конкурентные решения, которые есть — опрашивая клиентов и самостоятельно. Мы смотрели рынок России и СНГ, а также международные решения. 

Проанализировав конкурентов, и выявив их сильные и слабые стороны, поняли, в чем мы можем стать сильнее. Агрегировав эти данные, мы поняли, как дифференцироваться, и собрали продукт. В нашем случае это была программа развития, содержание, структура, методики развития детей, оценки их прогресса и отчетность для родителей.

После этого начали формировать команду: методиста, педагогов и команду продвижения (трафик-менеджер, SMM-менеджер, менеджер по продажам).

Следующий этап — запуск MVP, он произошел в ноябре. Пришли первые клиенты. Каждого из них мы регулярно и тщательно кастдевили, чтобы проверить, какая проблема у них была и как она решается с нашей помощью. 

На текущий момент, к апрелю 2021 года, у нас развиваются дети из 12 стран. На текущей стадии мы плотно работаем над сегментацией клиентов, чтобы быстрее и дешевле приводить целевых, которые будут давать максимальный LTV. А также тестируем различные каналы дистрибуции для определения самых эффективных стратегий.

 

Как подготовиться к питчингу

В конце хочу коротко сказать об одном из самых важных этапов — презентации проекта. Ее вы будете проводить много раз: на собеседовании, будучи в акселераторе, в поиске инвестиций.

До подачи в акселераторы я совершенно не умел выступать. Но любой навык можно освоить, поэтому мы с партнером начали усиленно готовиться. В общей сложности на составление питчдека и его многократную доработку у нас ушло два месяца и около 60 часов. На основании этого я формулирую основные советы, которые могут помочь.

Как научиться питчить:

  1. Чтобы уметь выступать, надо практиковаться, выступайте везде, где можете выступить.
  2. Чтобы успешно выступить, надо хорошо знать продукт и рынок, хорошо разбираться в том, что делаешь — готовьтесь, в том числе продумывайте заранее ответы на любые каверзные вопросы.
  3. Вы должны быть убеждены, что реально делаете крутую вещь. Поверьте, если вы не очень верите в свой продукт — окружающие это считают молниеносно!
  4. Возьмите уроки у педагога по ораторскому мастерству вне зависимости от степени своей уверенности в том, как вы говорите — он поможет расставить акценты и вычистит ошибки.
  5. Смотрите записи питчингов на YouTube, например, от топовых акселераторов типа фонда Y Combinator и и 500 Startups. Со стороны преимущества и ошибки виднее.

Помимо акселераторов есть мероприятия для питчинга, куда приходят корпорации, инвесторы и фонды — посещайте их тоже. Вот, к примеру, питч команды Happy Nappy на PitchMe Moscow #3.

 

Наиля Замашкина, трекер EdMarket, предприниматель

«Экономьте силы и время слушателей — говорите только самое важное. Если у вашего сервиса много технических деталей — подготовьте дополнительную информацию, которую можно прислать и/или раздать на бумаге. Чтобы понять, что именно важно для аудитории, уточните у организаторов, кто будет вас слушать, какие у них задачи, которые вы можете помочь им решить своим продуктом. Будьте энергичны — ваш питч должен запомниться слушателям».

 

Финальный чек-лист

Как пройти в акселератор:

  • Создайте хорошее исследование или MVP;
  • Отберите список акселераторов;
  • Изучите, какие больше подходят под ваш профиль в зависимости от ваших целей — привлечение инвестиций, пилот с корпорацией, знакомства;
  • Подготовьте презентацию — питчдек;
  • Заполните анкеты и подайте заявки;
  • Подготовьте выступление с питчем — если и не понадобится для приема, то точно понадобится внутри акселератора и после него.

Фото: Alex from the Rock / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Тинькофф» ищет разработчиков в Узбекистане для развития нескольких сервисов
  2. 2 Матрица Ансоффа: что это, как построить и использовать стратегию проникновения в бизнесе
  3. 3 Как будут развиваться отношения России и Индонезии в ближайшее время и что это принесет российским инвесторам
  4. 4 Как выйти на рынок Вьетнама с товарами повседневного спроса
  5. 5 Как не попасть в жернова «конвейера экспатов» в Дубае
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти