Top.Mail.Ru
Истории

Словарь предпринимателя: трекшн

Истории
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Никита Стаценко

В рубрике «Словарь предпринимателя» мы рассматриваем ключевые понятия в сфере бизнеса, которые нужно знать каждому. В сегодняшнем выпуске рассказываем о том, что такое трекшн.

Словарь предпринимателя: трекшн

Определение

Трекшн  (от англ. traction — сцепление) — понятие, которое показывает, насколько стартап смог реализовать свою бизнес-модель. Если говорить упрощенно, то трекшн помогает понять, успешно ли развивается проект. 

Трекшн должен быть у любого стартапа. Опираясь на него, можно судить о будущем компании. Как правило, трекшн нужен не только команде, но и инвестору. На основе этого «сцепления» последний судит о потенциале проекта. В конечном итоге трекшн влияет на решение инвестора вкладывать ли время и деньги в стартап или нет.

Смежные ему понятия — трекшн-митинг и трекшен-карта (или роадмап). Обычно во время первых команда стартапа отчитывается перед инвестором о том, что было сделано и достигнуто. Второе понятие служит для обозначения целей проекта, «дороги», по которой он идет.

Понятие перекочевало в бизнес из автомобильной индустрии, однако кто именно ввел его доподлинно, неизвестно.

Примеры употребления

Основная цель для всех предпринимателей, которые становятся частью Techmafia — показать трекшн на международном рынке, в первую очередь – рынке США. Мы не концентрируемся на фандрейзинге, для этого есть 500 Startups и Y Combinator, для нас важен устойчивый бизнес команд из Европы»,

– фраза Максима Чеботарева из статьи на Rusbase.

Распишите трекшн: сколько прошло времени с появления идеи до создания прототипа и выхода на первые продажи. И расскажите ваши планы на один-два года.

— из статьи на Rusbase.

Дальше нужно думать, как масштабировать успех. Вы подтвердили платежеспособный спрос, сделали несколько похожих продаж и поняли «ага, вот это работает». Тогда вы начинаете расти, у вас появляется трекшн – 5–6 продаж.

— из статьи на Rusbase. 

Вам будет необходимо провести интервью с компанией, которая вас интересует, и задать стандартные вопросы для этого случая (послушать elevator pitch – короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса). Это поможет вам узнать, чего достигла молодая компания, и как она зарабатывает деньги, что будет делать дальше, как собирается развиваться. В целом вы получите представление о компании – то, как она видит себя на определенном горизонте времени (трекшн).

— цитата Алексадра Чикунова из статьи на Rusbase.

Комментарий эксперта

Трекшн применительно к стартапам – это прогресс роста бизнеса. Когда вас спрашивают, какой у вас трекшн, вы должны рассказать про прогресс. Он может измеряться в любых разумных метриках – выручке, числе заказов, аудитории, количестве клиентов. Большинство стартапов постоянно измеряют и анализируют свой трекшн. Инвесторы, как правило, хотят получать эти данные ежемесячно. Но компании часто ведут данные еще и на еженедельной основе – для себя. В месяцах разное число дней – уже по одной этой причине разница между февралем и мартом может быть в десять процентов. Еженедельная динамика более наглядна, кроме того, она скрашивает сезонность. Но смотреть несколько лет трекшна, конечно, удобнее в ежемесячном формате. Какой компания должна показывать трекшн – это вопрос, зависящий от стадии и требований конкретных инвесторов. Понятно, что с нуля расти легко. Поэтому для начинающего проекта показатели должны составлять сотни процентов в год. Если выручка компании превысила десять тысяч долларов в месяц, то нужно хотя бы удвоение, а лучше – утроение бизнеса. Для компаний с ежемесячной выручкой больше 100 тысяч двукратный рост уже считается нормальным. Для больших компании минимально интересный трекшен – это 25%. Наш фонд не рассматривает проекты с ростом менее 50 процентов в год. Много? Но мы должны делать коррекцию на те портфельные проекты, которые не смогут вырасти. Поэтому лидерам приходится расти за себя и за те проекты, которые не выстрелили.
Герман Каплун Основатель TMT Investments 

Текст: Ольга Плиева, Софья Федосеева

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.


Материалы по теме: 

Словарь предпринимателя: экзит

Словарь предпринимателя: M&A

Словарь предпринимателя: IPO

Словарь предпринимателя: business development

Словарь предпринимателя: прекариат

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 MarTech-словарь: термины, которые стоит знать каждому маркетологу
  2. 2 15 терминов из eCommerce и что они значат: подборка
  3. 3 «УТП» — насколько вообще актуален этот термин?
  4. 4 Soft skills: что это такое и как их прокачать
  5. 5 Минимально жизнеспособный опыт отношений с брендом: что это и как его создать
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!