Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

Словарь предпринимателя: IPO

На старте бизнеса
Александр Плесовских
Александр Плесовских

Редактор рубрики "Цифра дня"

Александр Плесовских

В рубрике «Словарь предпринимателя» мы рассматриваем ключевые понятия в сфере бизнеса, которые сегодня нужно знать каждому.

Словарь предпринимателя: IPO

Определение

IPO (англ. Initial Public Offering — Первичное публичное предложение) — перевод компании из частной в публичную, с первой продажей её акций на бирже. Пока компания является частной, стать её инвестором может только ограниченный круг лиц. Но после того как компания вышла на IPO, купить её акции может любой человек. Для многих стартаперов выход на IPO является заоблачной мечтой, к которой они с большим рвением стремятся.

После выхода на IPO стоимость компании складывается из общей стоимости всех ее акций. Например, если компания вывела на биржу миллион акций, и сегодня они котируются по $24 за штуку — то в данный момент оценка компании составляет 1 млн х  $24 = 24 миллиона долларов.


Примеры употребления термина

После выхода компании на IPO возникает ряд бюрократических моментов и правил, которым нужно строго следовать. Если в частной компании можно принимать любые бизнес-решения, то когда акции торгуются на бирже, резких шагов делать нельзя.

Из интервью Максима Цыпляева на Rusbase


Первый день компании Twitter на IPO прошел успешно: торги на бирже NYSE начались с $45 за акцию (на 73% больше, чем Твиттер объявил в среду вечером). Весь день акции продавались по цене около $46, а закрылся первый день со стоимостью $44,9 за акцию. Общее количество сделок составило 117 млн.

<..>

А все сотрудники Твиттера стали миллионерами: компания разделила 86 млн акций между своими 2300 сотрудниками. К концу четверга общая стоимость этих акций достигла $3,86 млрд или $1,68 млн на каждого. Правда, сотрудники должны ждать год, прежде чем они смогут продать хотя бы четверть своих акций.

Из статьи на Rusbase


Нам не нужно выходить на IPO.

У компании может быть несколько причин выйти на биржу. Первая — выход для инвесторов. Но у Veeam нет сторонних инвесторов, они нам и не нужны. Второе — компании нужны наличные, потому что люди долго работали и хотят получить деньги. Veeam хорошо зарабатывает, так что дивиденды у нас есть. Третья причина выхода на IPO — повысить престиж компании. Наша репутация и авторитет высоки и без IPO. Четвертая причина, как шутит Андрей Баронов, — появиться на обложке Forbes. Это тоже не является нашей основной целью.

Из интервью с Ратмиром Тимашевым на Rusbase


Комментарий эксперта

При инвестиционном анализе вы смотрите на возможность компании выйти на IPO? Так ли важно стартапу сразу строить подобные планы? При инвестиционном анализе мы, конечно, думаем о возможных путях последующей продажи доли в стартапе во время так называемого liquidity event – M&A или IPO. Однако по статистике CB Insights, например, за 1 квартал 2015 года в мире произошло 126 M&A и всего 12 IPO компаний с венчурным финансированием, а успешные публичные размещения технологических компаний с российскими корнями за все время можно пересчитать по пальцам одной руки. IPO — относительно редкий и довольно специфический инструмент создания ликвидности для венчурных инвесторов, он предъявляет жесткие требования к бизнесу (процессы, команда и т.д.) и далеко не всегда возможен. Поэтому на ранних стадиях стартапу лучше строить планы по успешному развитию бизнеса и потенциальным покупателям, а про IPO на несколько лет забыть.
Константин Виноградов Аналитик Runa Capital, исполнительный директор ИТ-кластера «Физтех»
image description

Другие термины:

Business development

Soft skills

Customer development

Пивот

White label

MVP

Питч

Бутстрэппинг

Smart money

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 MarTech-словарь: термины, которые стоит знать каждому маркетологу
  2. 2 15 терминов из eCommerce и что они значат: подборка
  3. 3 «УТП» — насколько вообще актуален этот термин?
  4. 4 Soft skills: что это такое и как их прокачать
  5. 5 Минимально жизнеспособный опыт отношений с брендом: что это и как его создать