Колонки

Долго трудились в одной компании и теперь нужно искать работу? Вот что важно знать

Колонки
Лейсэн Шаяхметова
Лейсэн Шаяхметова

Основатель карьерного и HR-консалтингового проекта Career Booster

Алина Алещенко

Смена компании — всегда немного волнительный процесс. Особенно если соискатель долго работал на одном месте. Как преодолеть страхи, сформулировать карьерные ожидания и грамотно презентовать себя на интервью, рассказала Лейсэн Шаяхметова, основатель карьерного и HR-консалтингового проекта Career Booster.

Долго трудились в одной компании и теперь нужно искать работу? Вот что важно знать

Почему кандидаты боятся искать работу после перерыва

Постоянно меняющийся рынок труда заставляет работодателей быть внимательными к кандидатам. Из-за развития технологий и расширения зон ответственности удлиняется список компетенций, которыми должен обладать успешный сотрудник. А те, кто не успевает вовремя переучиться и подхватить новую волну, сталкиваются с трудностями при поиске работы. 

Переменчивость требований от работодателей заставляет кандидатов сильно понервничать. Но вместо того, чтобы проработать свои страхи самостоятельно или с терапевтом, некоторые соискатели намеренно занижают свои способности и откликаются на вакансии на уровень ниже желаемой.

Например, недавно я проводила консультацию сильному CIO — Chief Information Officer — должность которого на рынке стоит 400 тысяч рублей. Но в силу возраста (ему чуть больше 50 лет) и предубеждений о том, что любой сможет выполнить эту работу, он рассчитывал на зарплату в два раза меньше. 

Возраст — не единственный барьер соискателя, который давно не выходил на рынок труда. Я собрала несколько примеров, почему люди боятся переходить на новую работу или возвращаться к старой после перерыва.

 

Высокая должность

В моей практике часто встречаются примеры, когда человек боится переходить в корпорацию, потому что там сложные правила работы и особый подход к коммуникации.

Обычно кандидаты думают: «Я не смогу участвовать в политических играх внутри такой компании, эта вакансия не для меня».

Однако чтобы построить карьеру, стоит перестать уходить от ответственности и выбирать сомнения вместо попытки. Я всегда спрашиваю: «Приходилось ли вам разбираться в сложной IT-системе, чтобы выполнять текущую работу? Уверена, в правилах коммуникации в новой культуре вы тоже разберетесь». Это всего лишь дело погружения и привычки.

 

Отсутствие проактивности

Есть тип сотрудников, которые сами не знают, чего хотят: и со старой работы не увольняются, и новые позиции не ищут. Получается, что они остаются на нелюбимой работе без вдохновения и ждут, чтобы работодатель сам всё решил за них: будь то новая должность или денежное поощрение за труд.

В такой ситуации человек не добивается видимых результатов, застревает на текущем уровне навыков и теряет привлекательность для будущего работодателя.

Поэтому с клиентами мы в первую очередь прорабатываем цели — какую конкретно работу они хотят и что от неё ожидают — а уже потом смотрим, нужно ли выходить на рынок труда и, если так — какие результаты и с какого ракурса подсветить в резюме и какой профессиональный опыт необходимо приобрести в текущей компании.

 

Потеря навыков

Женщины после перерыва на отпуск по уходу за ребенком часто боятся выходить на работу, потому что всё, что они знали, забылось за время отпуска. Но это большое заблуждение — набор навыков остаётся прежним, вопрос лишь в том, что нужно немного времени, чтобы вспомнить их.

Самая логичная история выхода из декрета — вернуться в ту же компанию, осмотреться по рынку, войти в ритм и после этого приступать к поиску других вакансий внутри или вовне.

 

Нехватка бизнес-кругозора

Кандидат не знает, в каких индустриях его роль может быть востребована на рынке и сколько за неё готовы платить работодатели. Кроме того, если соискатель ранее ушёл в собственный бизнес, а сейчас хочет вернуться в наем, он не понимает, как преподнести себя.

Чтобы собрать знания по рынку труда, важно провести аналитическую работу по востребованности ролей и зарплатам. Это можно сделать на HeadHunter или в LinkedIn: изучить резюме других соискателей, которые работают на интересующих вас должностях, и проанализировать, что общего встречается в описании их опыта, посмотреть описание зон ответственности у желаемых вакансий. 

 

Где искать работу, если всё-таки решились на перемены 

У каждого уровня сотрудников и для каждой индустрии есть свои каналы поиска, которые нужно задействовать. Например, для управленцев из регионов HeadHunter может быть работающим инструментом, а вот топ-менеджеров из Москвы этот ресурс редко приводит к найму. 

Руководители высшего звена из столицы могут искать работу через Executive Search агентства. Подходящими каналами для них также будут личные рекомендации и закрытые чаты. Не лишними будут выступления на профессиональных конференциях или бизнес-завтраках. 

Для соискателей на линейные позиции основными каналами могут быть классические сервисы: HeadHunter, Superjob, Rabota.ru. А вот представителям службы безопасности, судебным юристам или связистам лучше всего искать работу через знакомых, так как эти должности требуют особого доверия из-за специфики деятельности. 

Кроме того, руководители и менеджеры по подбору персонала ежедневно ищут кандидатов через социальные сети — часто это Facebook — и закрывают так значительную часть своих вакансий. Поэтому вам стоит быть подписанным на тех людей, с которыми вы хотели бы работать, чтобы не упустить возможность.

Стоит также подписаться на группы, в которых размещаются вакансии по вашему профилю, и найти карьерные страницы крупных компаний из интересующих индустрий.

Еще одна возможность — заходить в Facebook в раздел «Интересное» через меню «Вакансии» и искать открытые позиции там. Этот функционал социальной сети многие упускают из виду!

Однако, используя такой подход к поиску работы, не стоит забывать о важном пункте — если откликаетесь на вакансии в социальных сетях, будьте готовы, что потенциальный работодатель увидит ваш профиль, и заранее подумайте про размещенный там контент.

Я советую не ждать, пока рекрутер заметит именно ваше резюме в большом пуле соискателей. Можно самим найти его и написать напрямую. Лучше всего делать это через LinkedIn.

Чтобы найти рекрутера, для начала нужно определиться с индустрией, в которую вы хотите попасть — например, транспортная отрасль и промышленные холдинги.

Дальше выбирайте расширенный поиск и в поисковой строке пишите ключевые слова: «executive search, recruitment, transport, metals&mining». Укажите также город, чтобы сузить поиск.

Как правило, менеджеры по подбору персонала и консультанты из рекрутинговых агентств в своем профиле перечисляют индустрии или функции, на поиске кандидатов для которых они специализируются.

 

Как подготовиться к собеседованию на новую работу: правила и ошибки

Прежде чем приступать к откликам на вакансии, необходимо правильно сформулировать свой запрос и понять, что вы хотите получить от работы и что можете дать бизнесу. В моем проекте я предлагаю пятишаговую стратегию выхода на рынок труда.

 

Шаг №1: Выбрать пять критериев, по которым поймете, что это та самая позиция

Важно ответить на следующие вопросы: какая зарплата для вас была бы интересна? На какую минимальную зарплату вы согласитесь, если вам предложат «идеальную» работу с ограниченным бюджетом? С каким типом руководителя вы наиболее продуктивно работаете? В каком бизнесе — крупном, среднем или малом — вы хотите быть и на каком уровне иерархии?

Стоит сказать, что кандидаты часто попадают в следующую ловушку: они целятся в позицию СЕО-1 в крупной компании, хотя сейчас работают на позиции СЕО-3 в компании схожего размера.

К сожалению, такой переход редко возможен, и здесь нужно принять решение: готовы ли вы переходить в организацию меньшего масштаба, чтобы взаимодействовать напрямую с первыми лицами компании? Или же для вас критичнее остаться в крупном бизнесе на позиции текущего уровня?

 

Шаг №2: Составить или обновить резюме

Сюда же отнесем заполнение профиля на LinkedIn и на сайтах по поиску работы. Важно обратить внимание на то, какую должность вы там пишете.

Приведу пример. Сейчас человек занимает должность и.о. директора департамента по правовым вопросам, но по факту — сопровождает сделки по слияниям и поглощениям. Именно в этом направлении он и хочет развиваться.

Если в резюме будет написана должность директора, то рекрутеры вряд ли рассмотрят его кандидатуру на желаемую позицию старшего проектного юриста, потому что посчитают overqualified.

 

Шаг №3: Погрузить резюме в воронку поиска: задействовать все каналы, которые подходят соискателю

Как мы обсуждали выше, для каждой специальности и уровня в иерархии они свои.

 

Шаг №4: Грамотно презентовать себя на собеседовании

Если человек всё делает правильно на этапе первых трех шагов, рано или поздно его начнут приглашать на интервью. В такой ситуации важно правильно подать себя — для этого необходимо проделать домашнюю работу.

Ответьте себе на вопросы: почему вы откликаетесь на позицию именно в эту компанию? Как ваши личные цели и миссия связаны со спецификой продукта? Это не должны быть шаблонные фразы, которые рекрутеры слышат каждый день.

 

Шаг №5: Рефлексировать

На самом деле он не заключительный, а пронизывающий все другие этапы. Его суть — постоянная рефлексия

Если вы видите, что желаемый оффер пока не приходит, подумайте, на каком из шагов вы чувствуете себя наименее уверенно — может быть, получаете мало приглашений на интервью или вам не перезванивают после — и выработайте стратегию, что стоит поменять. 

 

Денежный вопрос: как не прогадать с ожиданиями

Существует как минимум четыре способа оценить себя на рынке труда.

  • Первый — провести опрос среди представителей интересующих компаний по зарплатной вилке на целевых должностях в сопоставимых по масштабу компаниях.
  • Второй — походить по собеседованиям и посмотреть на реакцию работодателей, когда озвучиваете желаемую сумму.
  • Третий способ — опереться на обобщённые зарплатные исследования по отраслям, которые публикуют рекрутинговые агентства. Например, изучить обзоры Hays или Antal.
  • И четвёртый — обратиться к консультантам рекрутинговых агентств или карьерным консультантам, которые занимаются подбором по вашей специальности и знают, сколько сейчас стоят специалисты с аналогичным опытом на рынке.

 

На что обратить внимание, если вы возвращаетесь в наем после длинного перерыва или меняете индустрию

Если в период перерыва человек не работал вовсе, можно найти и реализовать проект как независимый консультант, а затем — отразить его в резюме.

Моя бывшая коллега пять лет занималась здоровьем и воспитанием своих детей, а когда решила вернуться в наем — сделала один проект на фрилансе и презентовала его на собеседовании. Так она продемонстрировала свои компетенции, которые не были растеряны за пять лет, и уверенно чувствовала себя перед работодателем. 

Ещё один пример — клиентка, которая приступила к поиску работы после долгого перерыва. В 2016 году компанию, в которой она работала бухгалтером, ликвидировали, после чего женщина ушла в декретный отпуск.

В 2020 году наступила пандемия, во время которой она активно помогала мужу настраивать управленческую отчётность в его проекте. Чтобы выйти на рынок труда с достойным портфолио, я предложила последним местом работы написать компанию мужа и выделить три ключевых результата её работы там. Так мы нивелировали перерыв в глазах рекрутеров. 

В случае, если человек занимался бизнесом несколько лет и теперь хочется вернуться в наем, стоит использовать достижения в личных проектах. Тот опыт, который кандидат приобрел в предпринимательстве, может помочь компании, куда он откликается. Правда, для трудоустройства придётся урезать часть функционала и отразить только тот опыт, который будет показывать соответствие нужной должности. 

Если же вы из текущей индустрии хотите перейти в технологичный бизнес, а нынешняя роль далека от IT-сферы, стоит подумать, какая промежуточная точка приблизит вас к ней.

Например, мой клиент, HR-директор, мечтала выйти на работу в одну из ведущих IT-компаний, но так как ранее она работала в крупном оффлайн-бизнесе — рекрутеры не рассматривали ее кандидатуру.

Логичным шагом для женщины стал переход в ведущий банк, нацеленный на внедрение методологии Agile на разных уровнях организации. Проработав там пять лет, она стала заметным кандидатом на рынке для ведущих IT-компаний, потому что получила опыт сопровождения HR-функции в период технологической трансформации бизнеса. 

Выход на рынок труда требует такого же внимательного подхода, как любой бизнес-проект. Прежде всего необходимо решить, готовы ли вы оставить страхи, чтобы движение к новой должности происходило без внутреннего саботажа.

Дальше — определить желаемый образ позиции, обновить резюме, выбрать каналы поиска и проделать домашнюю работу по самопрезентации. В таком случае вы получите подходящие отклики и будете уверенно чувствовать себя на интервью.

 

Как достичь максимума

  1. Перед началом поиска самостоятельно или с терапевтом проработайте свои страхи. Если вы выйдете на рынок труда с ложными убеждениями и барьерами, то будете занижать свои навыки и откликаться не на те вакансии.
  2. Проведите аналитическую работу: какие требования предъявляют к специалистам на вашей роли? Какие зарплаты указаны в отчетах и вакансиях? Что подсвечивают в резюме соискатели на похожие позиции?
  3. После этого сформулируйте свой запрос — поймите, что вы хотите получить от работы и что можете дать бизнесу, а также сформулируйте пять критериев, по которым поймете, что это та самая позиция.
  4. Грамотно составьте резюме: сопоставьте предыдущий опыт и желаемую роль. Не забудьте также заполнить профили в LinkedIn, Facebook и на сайтах по поиску работы, если они релевантны вашей должности.
  5. Подгрузите резюме в воронку поиска, задействуя каналы, которые подходят вашей специальности.
  6. При подготовке к интервью не забудьте четко определить, почему вам интересна позиция именно в этой компании. Вполне вероятно, что рекрутер задаст такой вопрос на собеседовании.

Фото на обложке: Shutterstock / Paitoon Pornsuksomboon

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Пять лайфхаков, чтобы построить долгосрочные отношения с клиентом
  2. 2 Может ли ребрендинг решить репутационные проблемы компании?
  3. 3 «Красные флаги»: на что стоит обращать внимание соискателю на должность CEO
  4. 4 Check-up команды стартапа: о чем важно знать на старте
  5. 5 От питча до конференции. Как управлять голосом и говорить так, чтобы вас слушали