Мнения / Бизнес

Выбор удачной локации для ресторана — что нужно учесть?

Как расположение заведения влияет на его успех

Артур Гайсин
Текст:
27 июня 2022, 16:43

Несмотря на то, что рестораны многих зарубежных сетей прекратили работу на территории нашей страны, эта сфера не стала менее перспективна. Опытные рестораторы готовы расширяться и укреплять свои позиции, а начинающие — создавать новые отечественные бренды.

Но то, насколько рентабельным будет заведение, в значительной степени зависит от его расположения. Этому вопросу стоит уделить особое внимание: можно изменить концепт, меню или персонал, но исправить промах с локацией будет очень сложно.

На что обратить внимание при выборе места для ресторана и как избежать ошибок, рассказал Артур Гайсин — основатель агентства AGCP, специализирующегося на продвижении заведений общественного питания, соучредитель ресторанов «Большая кухня», art-директор сети ресторанов Ginza Project.

Как выбор локации влияет на успех заведения?

Может показаться, что для ресторана подойдет любое место с высокой проходимостью и вместительной парковкой. Но на деле люди, которые сотнями будут проходить мимо заведения, могут оказаться совсем неподходящей аудиторией — шансы на успех в этом случае стремятся к нулю.

Например, найдено то самое место — элитный район, подходящая площадь, рядом метро и хорошая транспортная развязка. Казалось бы, что может быть не так?


Читайте по теме:

«Гастропиар мертв». Как открыть ресторан в регионе и не прогореть

Почему СМС-рассылки не работают в ресторанах и как это исправить?


Например, то, что заведение создано в концепции фаст-кэжуал, и цены там весьма демократичны, а аудитория этого района предпочитает совсем другой уровень сервиса, а потому даже и не думает туда заглянуть.

Поэтому открыть такое заведение в подобном месте — идея безнадёжная, а в районе станции метро Озерки (Санкт-Петербург), например, ресторан бы пользовался спросом и приносил хорошую прибыль.

Лайфхак: ориентируетесь на аудиторию премиум-класса? Открывайте ресторан с панорамным видом на крыше элитного бизнес-центра или, например, на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Подобное заведение не только будет выделяться среди конкурентов, но и обеспечит поток VIP-гостей.

А как поступать в других ситуациях? Составим пошаговый план действий выбора локации для ресторана.

Шаг 1. Определение концепции и подбор помещения

Начать разработку концепции после выбора помещения — ошибка, которую я наблюдаю чаще всего.

Первое напрямую связано со вторым, а значит, именно выбранный формат определяет площадь будущего ресторана. Поверьте, можно запросто убить хорошую концепт-идею, выбрав помещение, не соответствующее по инженерным или акустическим параметрам.

Более того, я убеждён на множестве примеров, что при выборе подходящего концепта ресторанный бизнес может окупиться быстрее, чем за 3 года.

При определении концепции необходимо отталкиваться от суммы на старте и бюджета, заложенного на дальнейшее развитие заведения.

Определитесь:

  • какой будет концепция заведения;
  • помещение будет куплено или арендовано;
  • какая сумма будет затрачена на ремонт;
  • какое потребуется оборудование;
  • какая будет вместимость;
  • сколько необходимо персонала, чтобы обеспечить качественный сервис.

Определив формат будущего ресторана, можно составить портрет целевой аудитории и определиться с ценовой политикой.

В результате подобранной концепции у начинающего ресторатора должен сложиться четкий список: найти помещение на Х кв. м. с необходимыми техническими характеристиками, в районе, где проживает или часто бывает целевая аудитория.

Лайфхак: открывая заведение в ТЦ или при отеле, определяйтесь с концепцией только после качественной оценки локального рынка. В таком случае 1/4 потока людей могут стать вашими потенциальными гостями и, соответственно, обеспечить 1/4 выручки.

Мне вспоминается история из моей практики, когда мы открыли камерное заведение на Лиговском проспекте при отеле «Оникс» в Санкт-Петербурге. Это был небольшой гастробар, но благодаря подходящей локации нам удалось выйти в точку безубыточности через 3 месяца после открытия в пандемию (!), учитывая тот факт, что большинство чеков были маленькими и средними.

Шаг 2. Определение целевой аудитории (ЦА)

Составив портрет ЦА, можно с легкостью найти место её обитания.

Обратите внимание на следующие аспекты:

  • социальный статус и род деятельности;
  • пол и возраст;
  • привычки, принципы, ценности;
  • откуда берут информацию: мероприятия, окружение.

Читайте также: Инструменты, чтобы добиться рентабельности ресторана или бара 40%


А теперь можно представить:

  • Будет ли ЦА в районе вашего заведения?
  • Удобно ли посещать с учетом графика работы и других занятий?
  • Есть ли парковка/хорошая ли транспортная развязка/рядом ли станция метро.

Вообразите себя человеком, который проживает или работает в этом месте. Подумайте о его привычках и образе жизни. Подходит ли ему ваш ресторан или всё-таки это не тот вариант?

Лайфхак: доступность, расположение на первом этаже и наличие парковки — все это имеет важность для любого сегмента ЦА.

Шаг 3. Контроль локации

Итак, мы определились с концепцией и нашли подходящее помещение. Как убедиться, что это точно то, что нужно?

Познакомьтесь с соседями: посещает ли близлежащие заведения нужная нам ЦА? А может быть, рядом потенциальные конкуренты с постоянной базой гостей?

Лайфхак: с соседними предприятиями, которые не являются прямыми конкурентами, легко договориться о взаимопиаре. Например, если рядом салон красоты, оставьте им визитки вашего ресторана или договоритесь об акции или скидке для их посетителей.

Если рядом находятся конкуренты — изучите, что они из себя представляют. Если иметь полное представление об их концепции и ценностях, можно выделиться за счёт своей уникальности и предложить клиентам то, чего нет у других.

Помимо этого, обратите внимание на:

  1. Историю помещения — что тут было раньше. Возможно, место пользуется негативной популярностью и это будет или отталкивать посетителей;
  2. Заметен ли ресторан среди других заведений локации и насколько легко его найти.

Теперь вы знаете об основных моментах правильного подбора местоположения для ресторана, а значит, пора переходить к действиям.

А если всё ещё есть сомнения — воспользуйтесь помощью опытных рестораторов или бизнес-наставников, это позволит сэкономить и перенять многолетний опыт.

Фото на обложке: Shutterstock / NDAB Creativity
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Материалы по теме