Top.Mail.Ru
Колонки

Что такое PnL: простыми словами об отчете о прибылях и убытках

Колонки
Ирина Смирнова
Ирина Смирнова

Основатель «Центра Защиты Бизнеса Ирины Смирновой»

Владислав Афонин

PnL — форма отчета по финансовым результатам операционной деятельности предприятия. Он составляется на финансовый период от месяца до года. С помощью такого отчета собственник может проанализировать, сколько денег тратится на каждую статью производства, размер дивидендов и самые прибыльные направления деятельности или товаров.

Ирина Смирнова, Основатель «Центра Защиты Бизнеса Ирины Смирновой», рассказала, как составить отчет PnL, что это такое в бизнесе, чем он отличается от выручки и операционной прибыли и обязательно ли вести отчет PnL.

Что такое PnL: простыми словами об отчете о прибылях и убытках
  1. Колонки
Автор: Владислав Афонин

Содержание

 

Что такое отчет PnL

Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) или PnL (Profit and Loss) не равно бухгалтерский отчет. Задача ОПиУ предоставить предпринимателю полную картину, необходимую для принятия важных стратегических решений. Также его предоставляют инвесторам. В отчете видно, как предприятие отработало в определенный период времени.

PnL используется чаще для внутреннего анализа, поэтому не имеет унифицированной формы.

Начни бизнес с RB.RU: 7 писем для старта

Особенность ведения такого вида отчета в том, что все поступления и затраты отражаются в момент совершения фактической сделки, а не в момент получения денежных средств на расчетный счет.

 

Зачем нужен отчет PnL

Данные PnL-отчета формируют для инвесторов и высшего менеджмента картину, сколько заработала и потратила компания.

Финансовые показатели, которые можно проконтролировать в отчете:

  • какие товары являются флагманскими и реализуются с наибольшим успехом;
  • наличие бизнес-процессов, которые требуют оптимизации ввиду большого расхода;
  • самые затратные статьи расходов в производстве;
  • значения EBIT и EBITDA;
  • размер чистой прибыли.

Когда чистая прибыль в отрицательном значении, производство работает в минус и не приносит никакого дохода владельцу.

Все эти данные помогают оценить, как бизнесу найти золотую середину между расходами и доходами, какую прибыль получит инвестор и какие управленческие решения нужно принять для достижения наилучшего денежного состояния.

 

Чем отличается PnL от выручки и операционной прибыли

Вначале разберем каждое определение на примере.

Выручкой называют все денежные средства, полученные за время ведения деятельности.

К примеру, за 1 день торговая точка продала товары на 50 тыс. рублей. Ее выручка составит 50 тыс. рублей.

Операционная прибыль — это выручка за вычетом расходов, которые пошли на организацию деятельности.

На предыдущем примере: торговая точка выплатила аренду — 15 тыс. рублей, зарплату — 10 тыс. рублей, тогда ее операционная прибыль равна:

50 тыс. руб. - (15 тыс. + 10 тыс.) = 25 тыс. рублей.

PnL — это совокупная разность всех поступлений и затрат.

У той же торговой точки есть плата от франчайзи — 15 тыс.рублей, а кроме расходов на осуществление деятельности, есть налоги — 5 тыс. рублей и кредитные обязательства — 20 тыс. рублей.

PnL = 50 тыс. + 15 тыс. - (5 тыс. + 20 тыс.) = 45 тыс. рублей

Получается, поступления и обязательства компании в полном объеме отражаются только в отчете о прибылях и убытках. PnL дает полное представление о финансовых результатах компании. Важно учитывать также особенности учета НДС в PnL-отчете, чтобы правильно отразить все доходы и расходы.

НДС не включается в выручку, поскольку это налог, который компания собирает для государства. Рассмотрим основные аспекты:

  1. Выручка без НДС. В отчете указывается сумма продаж без учета НДС.
  2. Расходы. Включают стоимость товаров и услуг без НДС.
  3. НДС к возмещению. Налог, который компания может вернуть от государства, показывается отдельно.
  4. Чистая прибыль. Вычисляется после учета всех расходов и НДС.

Например, магазин продал товары на 1 млн рублей, включая НДС 20%. В PnL-отчете выручка составит 833,3 тыс. рублей без НДС.

Вот несколько ключевых особенностей:

  • Сумма продаж в отчете указывается без НДС, поскольку НДС — это налог, который компания собирает и передает государству. Например, если вы продали товаров на 1 миллион рублей с НДС 20%, то в PnL-отчете указывается 833,3 тыс. рублей (1 000 000 / 1,2);
  • Все расходы, такие как закупка материалов, аренда, зарплата, также указываются без учета НДС. Например, предприниматель купил материалы на 240 тыс. рублей с НДС 20%, то в PnL-отчете указывается 200 тыс. рублей (240 000 / 1,2);
  • НДС, который компания заплатила при покупке товаров и услуг, может быть возмещен. Этот налог отражается отдельно в балансе и не влияет на чистую прибыль;
  • Разница между НДС, собранным с продаж, и НДС, уплаченным при закупках, — это сумма, которую компания должна заплатить государству. Этот показатель также не включается в расчет чистой прибыли;
  • Рассчитывается после учета всех доходов и расходов, без НДС. Например, если выручка без НДС составляет 833,3 тыс. рублей, а расходы без НДС — 600 тыс. рублей, то операционная прибыль составит 233,3 тыс. рублей.

Учет НДС в PnL-отчете помогает получить точное представление о финансовых результатах компании, исключая влияние налога, который компания собирает для государства.

 

Как считать PnL: формула

PnL = все полученные доходы за период - все расходы за тот же период.

Для расчета этого показателя нужно знать выручку и себестоимость товаров или услуг. Иногда для глубокого анализа также нужны показатели валовой прибыли и амортизации.

 

Структура PnL-отчета

Чаще всего PnL-отчет о прибылях и убытках базируется на пяти основных показателях. На какие конкретно ориентироваться при принятии управленческих решений, зависит от вида деятельности и отрасли.


По теме. Какую отчетность сдавать ООО в 2024 году?


PnL-отчет состоит из:

  • значения по выручке;
  • размера операционной прибыли;
  • размера налоговых обязательств;
  • амортизации;
  • рентабельности.

 

Как составить PnL-отчет

PnL-отчет о прибылях и убытках составляется в виде стандартной таблицы, в которой собраны все доходы и расходы компании. В крупных организациях все это автоматизировано с помощью специализированных сервисов. Небольшим предприятиям приходится собирать данные вручную и вносить в таблицу.

Рассмотрим пример маленького производства чехлов ручной работы для телефонов, которым занимается самозанятый гражданин. Бизнес приносит ему 70 тыс. рублей ежемесячно. Материалов было куплено на 30 тыс. рублей, 3 тыс. ушли на налоги, еще 5 тыс. — на маркетинг. Рассмотрим шаги, которые помогут правильно составить PnL-отчет.

Шаг 1. Находим выручку. Выручка включает в себя все денежные средства, полученные от реализации продукта. В примере выше это 70 тыс. руб.

Шаг 2. Вычисляем переменные расходы. К ним относятся траты на доставку, закупку сырья и оборудования. Предприниматель потратил 30 тыс. рублей на материалы (величина его переменного расхода). Рассчитываем показатель маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль = выручка - переменные расходы.

70 тыс. – 30 тыс. = 40 тыс. рублей.

Шаг 3. Определяем постоянные расходы. Они не зависят от полученной выручки. Например, аренда, коммунальные платежи, заработная плата. В приведенном примере нет постоянных расходов. У самозанятого не может быть сотрудников, чехлы он производит дома (нет аренды).

Шаг 4. Ищем валовую прибыль. Валовая прибыль = маржинальная прибыль - постоянные расходы.

40 тыс. - 0 = 40 тыс. рублей.

Шаг 5. Находим величину коммерческих и административных расходов. Коммерческие затраты — это расходы на продвижение бизнеса. У нас это маркетинговые расходы — 5 тыс. рублей. Административные расходы включают в себя зарплату консультантов, банковские комиссии. То есть это расходы, которые не влияют прямо на процессы производства.

У предпринимателя таковых нет.

Шаг 6. Рассчитываем EBITDA EBITDA или операционная прибыль показывает какую прибыль получит бизнес до погашения обязательств по кредитам, налоговым платежам и амортизации.

EBITDA = валовая прибыль – коммерческие и административные расходы.

Из нашего примера: 40 тыс. - 5 тыс. - 0 = 35 тыс. рублей.

Шаг 7. Вычисляем амортизацию. Амортизация — это процесс переноса стоимости средств и активов на себестоимость продукции. Если бы наш предприниматель в своем производстве использовал, например, принтер для печати изображений. Нам для нахождения амортизации понадобилась бы его стоимость и срок эксплуатации.

Рассчитываем EBIT. EBIT = EBITDA – амортизация. Расчет выглядит следующим образом:

35 тыс. - 0 = 35 тыс. рублей.

Шаг 8. Устанавливаем, какие налоговые затраты и затраты на погашение процентов по кредитным обязательствам. У самозанятого нет кредитов, но есть налоговое бремя — 3 тыс. руб. Размер налоговых платежей будет зависеть от выбранной системы налогообложения. Ежемесячные проценты по кредиту можно найти в графике платежей по долгу.

Шаг 9. Находим чистую прибыль. Из всех доходов вычитаем все расходы, которые есть.

35 тыс. - 3 тыс. = 32 тыс. рублей.

Предприниматель ежемесячно «чистыми» получает 32 тыс. рублей.


По теме. Выручка и оборот — это одно и то же? Разбираемся в финансовых показателях компании


Если показатель будет в отрицательном значении, то бизнес работает в убыток.

Для ведения отчета PnL в России доступны несколько программ, которые упрощают этот процесс. Рассмотрим программы, в которых реализовано ведение отчета PnL:

  • «1С:Бухгалтерия». Широко используемая программа, позволяющая автоматизировать учет и создавать PnL-отчеты;
  • «Мое дело». Онлайн-сервис для малого бизнеса с функцией автоматического ведения отчетов;
  • Контур.Бухгалтерия. Удобное решение для бухгалтерского учета и составления отчетов PnL;
  • Эльба. Онлайн-бухгалтерия для предпринимателей, позволяющая легко вести учет доходов и расходов;
  • Excel. Простая и доступная программа, позволяющая создавать кастомные PnL-отчеты.

 

Что учесть при создании PnL-отчета

Формирование PnL-отчета содержит в себе несколько ключевых нюансов:

  1. Поступления и выручка должны быть расположены в начале отчета, чтобы четко отразить общую динамику финансовой деятельности.
  2. Административные и торговые расходы следует отнести к накладным, чтобы правильно структурировать затраты.
  3. Необходимо прописать все суммы налогообложения и другие финансовые обязательства.
  4. Налоги могут быть указаны как в процентах от прибыли, так и в виде общей суммы, важно выбрать наиболее подходящий способ представления данной информации.
  5. В последнем блоке PnL-отчета важно четко зафиксировать результат – чистую прибыль или убыток, чтобы предоставить полную информацию о финансовом состоянии компании.

 

Итог/Главные мысли

PnL-отчет действительно дает полную картину о финансовом состоянии бизнеса, помогая определить, растут ли доходы и прибыльность компании или же она находится в убытке.

Интеграция всех доходов и расходов компании в PnL-отчет позволяет принимать эффективные стратегические решения.

Тем не менее, PnL-отчет — не единственный индикатор, на который стоит обращать внимание. EBITDA (прибыль до вычета налогов, расходов на амортизацию и платежей по кредитам) также представляет собой важный показатель. EBITDA позволяет глубоко проанализировать место компании среди конкурентов, и наиболее точно определять ее финансовую эффективность и устойчивость.

Таким образом, анализ сразу нескольких ключевых бизнес-показателей, включая PnL и EBITDA, поможет понять финансовое положение бизнеса и принимать обоснованные управленческие решения.

Фото на обложке: Freepik

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Валютные операции: виды, отчетность
  2. 2 Отказ банка в открытии расчетного счета ИП и ООО
  3. 3 Как использовать наличные в бизнесе, чтобы не было проблем с законом
  4. 4 Учет операций по расчетному счету
  5. 5 Налоговый маневр в IT: кто может претендовать на льготы
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти