PnL — форма отчета по финансовым результатам операционной деятельности предприятия. Он составляется на финансовый период от месяца до года. С помощью такого отчета собственник может проанализировать, сколько денег тратится на каждую статью производства, размер дивидендов и самые прибыльные направления деятельности или товаров.
Ирина Смирнова, Основатель «Центра Защиты Бизнеса Ирины Смирновой», рассказала, как составить отчет PnL, что это такое в бизнесе, чем он отличается от выручки и операционной прибыли и обязательно ли вести отчет PnL.
Содержание
- Что такое отчет PnL
- Зачем нужен отчет PnL
- Чем отличается PnL от выручки и операционной прибыли
- Как считать PnL: формула
- Структура PnL-отчета
- Как составить PnL-отчет
- Что учесть при создании PnL-отчета
- Итог/Главные мысли
Что такое отчет PnL
Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) или PnL (Profit and Loss) не равно бухгалтерский отчет. Задача ОПиУ предоставить предпринимателю полную картину, необходимую для принятия важных стратегических решений. Также его предоставляют инвесторам. В отчете видно, как предприятие отработало в определенный период времени.
PnL используется чаще для внутреннего анализа, поэтому не имеет унифицированной формы.
Особенность ведения такого вида отчета в том, что все поступления и затраты отражаются в момент совершения фактической сделки, а не в момент получения денежных средств на расчетный счет.
Зачем нужен отчет PnL
Данные PnL-отчета формируют для инвесторов и высшего менеджмента картину, сколько заработала и потратила компания.
Финансовые показатели, которые можно проконтролировать в отчете:
- какие товары являются флагманскими и реализуются с наибольшим успехом;
- наличие бизнес-процессов, которые требуют оптимизации ввиду большого расхода;
- самые затратные статьи расходов в производстве;
- значения EBIT и EBITDA;
- размер чистой прибыли.
Когда чистая прибыль в отрицательном значении, производство работает в минус и не приносит никакого дохода владельцу.
Все эти данные помогают оценить, как бизнесу найти золотую середину между расходами и доходами, какую прибыль получит инвестор и какие управленческие решения нужно принять для достижения наилучшего денежного состояния.
Чем отличается PnL от выручки и операционной прибыли
Вначале разберем каждое определение на примере.
Выручкой называют все денежные средства, полученные за время ведения деятельности.
К примеру, за 1 день торговая точка продала товары на 50 тыс. рублей. Ее выручка составит 50 тыс. рублей.
Операционная прибыль — это выручка за вычетом расходов, которые пошли на организацию деятельности.
На предыдущем примере: торговая точка выплатила аренду — 15 тыс. рублей, зарплату — 10 тыс. рублей, тогда ее операционная прибыль равна:
50 тыс. руб. - (15 тыс. + 10 тыс.) = 25 тыс. рублей.
PnL — это совокупная разность всех поступлений и затрат.
У той же торговой точки есть плата от франчайзи — 15 тыс.рублей, а кроме расходов на осуществление деятельности, есть налоги — 5 тыс. рублей и кредитные обязательства — 20 тыс. рублей.
PnL = 50 тыс. + 15 тыс. - (5 тыс. + 20 тыс.) = 45 тыс. рублей
Получается, поступления и обязательства компании в полном объеме отражаются только в отчете о прибылях и убытках. PnL дает полное представление о финансовых результатах компании. Важно учитывать также особенности учета НДС в PnL-отчете, чтобы правильно отразить все доходы и расходы.
НДС не включается в выручку, поскольку это налог, который компания собирает для государства. Рассмотрим основные аспекты:
- Выручка без НДС. В отчете указывается сумма продаж без учета НДС.
- Расходы. Включают стоимость товаров и услуг без НДС.
- НДС к возмещению. Налог, который компания может вернуть от государства, показывается отдельно.
- Чистая прибыль. Вычисляется после учета всех расходов и НДС.
Например, магазин продал товары на 1 млн рублей, включая НДС 20%. В PnL-отчете выручка составит 833,3 тыс. рублей без НДС.
Вот несколько ключевых особенностей:
- Сумма продаж в отчете указывается без НДС, поскольку НДС — это налог, который компания собирает и передает государству. Например, если вы продали товаров на 1 миллион рублей с НДС 20%, то в PnL-отчете указывается 833,3 тыс. рублей (1 000 000 / 1,2);
- Все расходы, такие как закупка материалов, аренда, зарплата, также указываются без учета НДС. Например, предприниматель купил материалы на 240 тыс. рублей с НДС 20%, то в PnL-отчете указывается 200 тыс. рублей (240 000 / 1,2);
- НДС, который компания заплатила при покупке товаров и услуг, может быть возмещен. Этот налог отражается отдельно в балансе и не влияет на чистую прибыль;
- Разница между НДС, собранным с продаж, и НДС, уплаченным при закупках, — это сумма, которую компания должна заплатить государству. Этот показатель также не включается в расчет чистой прибыли;
- Рассчитывается после учета всех доходов и расходов, без НДС. Например, если выручка без НДС составляет 833,3 тыс. рублей, а расходы без НДС — 600 тыс. рублей, то операционная прибыль составит 233,3 тыс. рублей.
Учет НДС в PnL-отчете помогает получить точное представление о финансовых результатах компании, исключая влияние налога, который компания собирает для государства.
Как считать PnL: формула
PnL = все полученные доходы за период - все расходы за тот же период.
Для расчета этого показателя нужно знать выручку и себестоимость товаров или услуг. Иногда для глубокого анализа также нужны показатели валовой прибыли и амортизации.
Структура PnL-отчета
Чаще всего PnL-отчет о прибылях и убытках базируется на пяти основных показателях. На какие конкретно ориентироваться при принятии управленческих решений, зависит от вида деятельности и отрасли.
По теме. Какую отчетность сдавать ООО в 2024 году?
PnL-отчет состоит из:
- значения по выручке;
- размера операционной прибыли;
- размера налоговых обязательств;
- амортизации;
- рентабельности.
Как составить PnL-отчет
PnL-отчет о прибылях и убытках составляется в виде стандартной таблицы, в которой собраны все доходы и расходы компании. В крупных организациях все это автоматизировано с помощью специализированных сервисов. Небольшим предприятиям приходится собирать данные вручную и вносить в таблицу.
Рассмотрим пример маленького производства чехлов ручной работы для телефонов, которым занимается самозанятый гражданин. Бизнес приносит ему 70 тыс. рублей ежемесячно. Материалов было куплено на 30 тыс. рублей, 3 тыс. ушли на налоги, еще 5 тыс. — на маркетинг. Рассмотрим шаги, которые помогут правильно составить PnL-отчет.
Шаг 1. Находим выручку. Выручка включает в себя все денежные средства, полученные от реализации продукта. В примере выше это 70 тыс. руб.
Шаг 2. Вычисляем переменные расходы. К ним относятся траты на доставку, закупку сырья и оборудования. Предприниматель потратил 30 тыс. рублей на материалы (величина его переменного расхода). Рассчитываем показатель маржинальной прибыли.
Маржинальная прибыль = выручка - переменные расходы.
70 тыс. – 30 тыс. = 40 тыс. рублей.
Шаг 3. Определяем постоянные расходы. Они не зависят от полученной выручки. Например, аренда, коммунальные платежи, заработная плата. В приведенном примере нет постоянных расходов. У самозанятого не может быть сотрудников, чехлы он производит дома (нет аренды).
Шаг 4. Ищем валовую прибыль. Валовая прибыль = маржинальная прибыль - постоянные расходы.
40 тыс. - 0 = 40 тыс. рублей.
Шаг 5. Находим величину коммерческих и административных расходов. Коммерческие затраты — это расходы на продвижение бизнеса. У нас это маркетинговые расходы — 5 тыс. рублей. Административные расходы включают в себя зарплату консультантов, банковские комиссии. То есть это расходы, которые не влияют прямо на процессы производства.
У предпринимателя таковых нет.
Шаг 6. Рассчитываем EBITDA EBITDA или операционная прибыль показывает какую прибыль получит бизнес до погашения обязательств по кредитам, налоговым платежам и амортизации.
EBITDA = валовая прибыль – коммерческие и административные расходы.
Из нашего примера: 40 тыс. - 5 тыс. - 0 = 35 тыс. рублей.
Шаг 7. Вычисляем амортизацию. Амортизация — это процесс переноса стоимости средств и активов на себестоимость продукции. Если бы наш предприниматель в своем производстве использовал, например, принтер для печати изображений. Нам для нахождения амортизации понадобилась бы его стоимость и срок эксплуатации.
Рассчитываем EBIT. EBIT = EBITDA – амортизация. Расчет выглядит следующим образом:
35 тыс. - 0 = 35 тыс. рублей.
Шаг 8. Устанавливаем, какие налоговые затраты и затраты на погашение процентов по кредитным обязательствам. У самозанятого нет кредитов, но есть налоговое бремя — 3 тыс. руб. Размер налоговых платежей будет зависеть от выбранной системы налогообложения. Ежемесячные проценты по кредиту можно найти в графике платежей по долгу.
Шаг 9. Находим чистую прибыль. Из всех доходов вычитаем все расходы, которые есть.
35 тыс. - 3 тыс. = 32 тыс. рублей.
Предприниматель ежемесячно «чистыми» получает 32 тыс. рублей.
По теме. Выручка и оборот — это одно и то же? Разбираемся в финансовых показателях компании
Если показатель будет в отрицательном значении, то бизнес работает в убыток.
Для ведения отчета PnL в России доступны несколько программ, которые упрощают этот процесс. Рассмотрим программы, в которых реализовано ведение отчета PnL:
- «1С:Бухгалтерия». Широко используемая программа, позволяющая автоматизировать учет и создавать PnL-отчеты;
- «Мое дело». Онлайн-сервис для малого бизнеса с функцией автоматического ведения отчетов;
- Контур.Бухгалтерия. Удобное решение для бухгалтерского учета и составления отчетов PnL;
- Эльба. Онлайн-бухгалтерия для предпринимателей, позволяющая легко вести учет доходов и расходов;
- Excel. Простая и доступная программа, позволяющая создавать кастомные PnL-отчеты.
Что учесть при создании PnL-отчета
Формирование PnL-отчета содержит в себе несколько ключевых нюансов:
- Поступления и выручка должны быть расположены в начале отчета, чтобы четко отразить общую динамику финансовой деятельности.
- Административные и торговые расходы следует отнести к накладным, чтобы правильно структурировать затраты.
- Необходимо прописать все суммы налогообложения и другие финансовые обязательства.
- Налоги могут быть указаны как в процентах от прибыли, так и в виде общей суммы, важно выбрать наиболее подходящий способ представления данной информации.
- В последнем блоке PnL-отчета важно четко зафиксировать результат – чистую прибыль или убыток, чтобы предоставить полную информацию о финансовом состоянии компании.
Итог/Главные мысли
PnL-отчет действительно дает полную картину о финансовом состоянии бизнеса, помогая определить, растут ли доходы и прибыльность компании или же она находится в убытке.
Интеграция всех доходов и расходов компании в PnL-отчет позволяет принимать эффективные стратегические решения.
Тем не менее, PnL-отчет — не единственный индикатор, на который стоит обращать внимание. EBITDA (прибыль до вычета налогов, расходов на амортизацию и платежей по кредитам) также представляет собой важный показатель. EBITDA позволяет глубоко проанализировать место компании среди конкурентов, и наиболее точно определять ее финансовую эффективность и устойчивость.
Таким образом, анализ сразу нескольких ключевых бизнес-показателей, включая PnL и EBITDA, поможет понять финансовое положение бизнеса и принимать обоснованные управленческие решения.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter