«Моим главным инструментом в продажах стала искренность. И это сработало»

Анна Либер
Анна Либер

Основатель арт- и веб-студии Liberann

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Могут ли творческие люди действительно хорошо зарабатывать на своих проектах? Анна Либер, основатель арт- и веб-студии Liberann, рассказывает, через что ей пришлось пройти, чтобы начать продавать свои картины и что нужно предпринять художникам, чтобы монетизировать свой труд.  

Почему художники должны уметь продавать свои работы

В России еще долго не будут верить в то, что художник – серьезная профессия. И я не верила, пока в 16 лет, живя в сравнительно небольшом городе Гомеле,  не заработала целых 600 долларов, разработав образы 12 драконов для игры. Заказ поступил от знакомого из социальных сетей. До последнего момента пока не получила деньги, думала, что это шутка. Но это был мой первый реальный заказ, который дал понять: творческая профессия может быть денежной, главное, быть отличным продажником.

Конечно, у нас еще долго будет сохраняться стереотип, что творческие люди не умеют продавать. И это не нужно, ведь главная задача – творить, созидать, делать трогательные посты об искусстве в Instagram. Но рано или поздно приходишь к пониманию реальной картины мира: продюсер, агент или инвестор не приведут клиентов, когда у тебя нет имени. И тогда Instagram об искусстве разумно сделать еще и продающим с точки зрения маркетинга.

Как все начиналось

Я рисовала, сколько себя помню. Бегала в библиотеку и смотрела диснеевские журналы, а придя домой – делала наброски персонажей из «Короля Льва», мультфильмов о Микки Маусе и других.

Со временем меня отдали в вечернюю художественную школу Гомеля для подготовки к обучению. Когда мне было 8 или 9 лет, меня туда не взяли. Не смогла сдать экзамен на первый курс. Как сейчас помню, преподаватели сказали, что мне нужен индивидуальный подход. В итоге в 12 лет меня отдали в художественно-театральную школу на другом конце города.

Мне было тяжело, одноклассники учились всему с первого класса, а я нет, я была самоучкой. Но догнала их достаточно быстро. Вот только после школы десять лет не рисовала. Художники же бедные. Я верила в этот стереотип.

Почему я ушла в маркетинг

Поэтому я пошла в маркетинг, продажи, куда угодно, лишь бы не творчество. Кроме того, я успела поработать фотомоделью, журналистом, организатором клубных концертов, менеджером по продажам с ростом до начальника отдела продаж в глянцевом журнале бесплатного распространения.

Но мне все равно было тесно, я не могла развиваться. Гомель — не мой город, душа требовала Москву.

Когда все поменялось

Мне повезло. Я не сразу ушла с головой в искусство. Когда я переехала в Москву, мне пришлось работать менеджером по холодным звонкам. На самом деле, это адская работа, но у меня не было другого выхода. Я хваталась за каждого клиента, потому что, по сути, именно от него зависело, смогу ли я оплатить аренду квартиры в этом месяце или нет.

Я помню, когда заканчивала разговор с клиентом, выходила в коридор и материлась, громко, чуть ли не до слез. А потом возвращалась в офис и набирала следующий номер. После работы приползала домой и просто лежала. Лежала пока не усну, а с утра все повторялось.

Находясь в таких условиях, я поняла: если у меня получается продать чайник, почему бы мне не продавать свои картины и холсты других талантливых художников?

Так я пришла к пониманию, что меня откровенно тошнит от работы в найме. Я выросла как продажник и маркетолог – могла упаковать любой продукт. Начала тестировать как канал продаж личную страничку в Facebook, просто выкладывала свои работы. Моим главным инструментом в продажах стала искренность. И это сработало: мне начали писать клиенты и заказывать роспись чемоданов, просто картины… Так сформировалось бизнес-предложение: ручная роспись на всех поверхностях.

Мне не хватало рук: я наняла smm-специалиста, который продвигал мои работы и работы других художников в нашей официальной группе. К нам стали обращаться крупные юридические компании, а мои личные картины продавались мгновенно. Без инвесторов и кредитов я, художница, ставшая от безысходности менеджером по холодным звонкам, смогла монетизировать свой труд.

Через что мне пришлось пройти

Это странно, но я совсем не искала клиентов. Они пришли сами. В друзьях в Facebook у меня была бизнес-тусовка. Я просто начала выкладывать фото своих работ – и клиенты сами обращались с просьбами  что-либо расписать или продать картину.

За полмесяца до Нового года я заработала больше, чем получала в месяц на позиции исполнительного директора.

Но наступил январь, потом февраль – и поступила лишь пара мелких заказов, но они позволили только несколько раз сходить в магазин. И тут мне пришлось выбирать: идти работать по найму или продолжать строить бизнес.

Я пошла устраиваться на работу. Меня почти сразу взяли в компанию. Но возникли проблемы с оформлением. И тут я поняла, что нужно остановиться и не делать то, что мне не нравится. Мы сели с супругом поговорить, и он сказал: «Если тебе это нравится, делай, я поддержу». И это было не про деньги. В то время у них прошли сокращения на работе, зарплаты урезали. Денег нам хватало только на оплату квартиры, продукты и проезд. И это в экономном режиме.

Первое время было тяжело. Но мы справились. Открыли ИП на супруга, так как у меня белорусский паспорт и по законодательству просто юридически не могу это сделать.

И начали творить.

Как мы используем соцсети

Посты в социальные сети я писала сама, а супруг обрабатывал фото. У нас были группы в трех соцсетях – ВК, Facebook и Instagram. Но клиенты приходили только из Facebook. Еще они обращались с заказами через мой личный профиль. Поэтому впоследствии я приостановила работу группы в ВК.

Сейчас у нас два аккаунта. Один — от студии дизайна и живописи Liberann, где мы  пишем не только о себе, но и о мировом искусстве. Второй — личный блог «Художник в бизнесе Анна Либер», где я рассказываю о своем опыте в бизнесе.

Также мы используем контекстную рекламу по низкочастотным запросам. Для этого каждые две недели пишем уникальные тексты, рассказываем интересные подробности с мастер-классов, про сам процесс росписи…

О взаимодействии с партнерами

Взаимный пиар — сильная штука. Как пример, перформанс на Международной выставке декоративного и технического освещения, электротехники и автоматизации зданий. Мы совместно с салоном светильников сделали настоящее шоу.

Наша команда вручную расписала 30 светильников для компании-партнера. Потом мы открыли точку росписи в магазине и организовали совместную выставку.

Возможностей для партнерства может быть очень много. Достаточно рассказать о своей идее в любой группе для предпринимателей – и ваш партнер обязательно найдется.

Кстати, изначально в команде был только мой супруг, я и дизайнер. Со временем я начала привлекать людей. От многих приходилось отказываться. Сейчас у меня сильная команда. В нее входит дизайнер, иллюстратор, пиарщица, ассистентка, а также супруг, который является моим заместителем и ведет несколько крупных проектов.

Как художнику зарабатывать на своих проектах

Ты можешь очень круто писать картины, но если у тебя нет имени – ты никому не нужен. Чем оно известнее, тем ты дороже. Еще важна легенда. Если у картины и художника нет легенды – это плохо. В свои работы я вкладываю силу и эмоции. К примеру, на одном из моих холстов изображен носорог: он символизирует необузданную силу, удачу, напористость. И купил его человек, которому все это действительно было нужно.

Конечно, можно продаваться через выставки. Но это путь для тех, кто пишет один холст в день/неделю. У меня же на одну картину уходит до пяти месяцев. Не из-за сложности – я должна осмыслить ее, прочувствовать, а это занимает время.

Еще бытует мнение, что если работу купил коллекционер, после этого художник получает известность. И это действительно так. Поэтому надо обязательно использовать такую возможность.

Что могу посоветовать творческим людям?

  • Начать с построения своего личного бренда и никогда не сдаваться. Падения бывают, к этому нужно относиться спокойно. Кстати, однажды мне сказали на одной выставке: быть просто талантливым художником – это полдела, важно быть самой как картина – достойной, элегантной, приятной, искренней и настоящей. Такой, чтобы клиенты тянулись к тебе и покупали именно ТВОИ картины.

  • Постоянно напоминать аудитории о себе в соцсетях, выставлять посты системно, а не когда вам захочется.

Со временем ваша ценность на рынке повысится. Так, раньше моя картина стоила примерно от 15 до 23 тысяч рублей. Сейчас – от 43 до 70 тысяч. Известность меряется людьми. Когда твое имя на слуху, приходят клиенты, которые способны покупать произведения искусства и платить за них действительно большие деньги.


Материалы по теме:

17 методов мозгового штурма, которые способствуют креативному мышлению

Пять признаков, которые выдают в вас инноватора (и как этим пользоваться)

Как развить нестандартное мышление и креативность, которые живут в каждом из нас

Как научить мозг выдавать свежие идеи: 16 техник для прокачки

Мозговой штурм не работает – вот что действительно приносит результат


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase