Колонки

Составляем эффективный дашборд: 3 рекомендации

Колонки
Павел Лихницкий
Павел Лихницкий

Генеральный директор DIS Group, эксперт в области управления данными и решений BI

Анастасия Удальцова

Умение анализировать и визуализировать данные с помощью дашбордов становится таким же важным навыком, как умение создавать презентации в PowerPoint. Учиться эффективно разрабатывать дашборды сейчас должны не только аналитики и специалисты по данным (data scientists), но и сотрудники отделов маркетинга, продаж, HR и других бизнес-подразделений. Павел Лихницкий, генеральный директор DIS Group, эксперт в области управления данными и решений BI, подготовил рекомендации по созданию работающих дашбордов. 

Составляем эффективный дашборд: 3 рекомендации

Разработайте понятную структуру 

К стандартной структуре отчетов и презентаций мы все давно привыкли. А вот привыкнуть к дашбордам многим только предстоит. Неподготовленную аудиторию нелинейная структура дашборда или слабо связанные друг с другом показатели могут только запутать или настроить против вас и вашего проекта. 

Поэтому тщательно продумайте, что именно вы хотите донести до коллег, и какая структура дашборда подойдёт для этого.  Постарайтесь оценить и уровень занятости, и уровень экспертизы, и личностные качества потенциальной аудитории. Оптимально заранее провести небольшой опрос потенциальных пользователей: на дашборде должна быть не только информация, которую вы хотите показать, но и та, которую потенциально захотят увидеть. 

Важно, чтобы было очевидно, в каком порядке должны читаться элементы вашего дашборда (виджеты). Это можно сделать, например, разделив пространство дашборда, на несколько горизонтальных секций, выделив цветом однотипные показатели или маршрут, по которому будет двигаться читатель. 

Постарайтесь не использовать более шести-восьми виджетов, чтобы не перегружать дашборд. Если вы всё-таки используете много виджетов, оставьте по возможности побольше пустого места между ними, так информацию будет проще понять. 

Правило верхнего левого угла никто не отменял: пользователь вашего дашборда скорее всего в первую очередь посмотрит именно туда. Оптимально разместить там заголовок и основной показатель, к которому вы хотите привлечь внимание. 

В начале дашборда оптимально разместить верхнеуровневые показатели, ниже – контекст для них. Простой пример: для digital-аналитики сначала лучше дать общее количество часов, которое пользователи проводят на странице сайта, и только потом – разбивку пользователей по возрасту и полу.

Для разных бизнес-сценариев подходят разные типы визуализации данных. Где-то нужно показать вероятность обнаружения признака. Например, если вам нужно понять, сколько штук товара покупает большинство ваших клиентов, установить зависимость между ценой товара и числом покупок. 

Создаешь Open Source стартап? Не пропусти возможность запитчить на ROS Summit 1 октября

  • Где-то – сравнить несколько показателей (например, чтобы проиллюстрировать, что в этом году заработали больше, чем в прошлом). 
  • Где-то – визуализировать долю частей в целом (например, долю посетителей сайта, которые сделали покупки). 
  • Где-то – показать отношения между объектами (например, зависимость прибыли с клиента от размеров бизнеса этого клиента). 

Структура эффективного дашборда для просмотра с мобильных устройств отличается от структуры для десктопа. Для мобильных устройств подойдет длинный вертикальный дашборд (не более двух колонок в ширину). 

Постарайтесь разместить на нём только ключевые показатели, при нажатии на которые может всплывать контекст.

 

Тщательно выбирайте данные для дашборда

Узнайте в ИТ-отделе, есть ли в вашей компании супермаркет данных или каталог данных (во многих крупных компаниях они уже давно есть, иногда их называют «фабрикой данных»). В супермаркете или каталоге можно проверить, насколько те или иные данные надежные и качественные, кто за них отвечает. 

Там же можно узнать, на основе каких данных считаются те или иные показатели отчетности. Если ни того, ни другого нет, постарайтесь пообщаться с тем, кто владеет данными, которые вы собираетесь использовать. 

Это поможет избежать казусов с использованием неактуальных или ненадежных данных, которые сделают ваш дашборд бессмысленным. 

При настройке передачи данных в дашборд учитывайте скорость загрузки данных. Обновление в реальном времени может помочь получить инсайты в моменте, которые вы могли бы не заметить, если бы дашборд обновлялся раз в день или раз в час. 

Однако, если данных много, BI-решение может не успевать вовремя подгружать и обрабатывать данные. Есть риск, что в нужный момент вы просто не сможете воспользоваться своим дашбордом совсем – данные не будут готовы.

Помните, дашборд – больше, чем отчёт или презентация. 

Его легко встроить в любое другое ИТ-приложение. Так, маркетинговый дашборд с анализом воронки продаж с сайта можно встроить сразу в CRM. Это позволит коллегам из департамента продаж в реальном времени видеть, как и откуда приходят клиенты. 

Можно встроить аналитику напрямую в сайт и показывать клиентам, сколько других людей купило тот же товар (это хорошо реализовано на сайте многих магазинов одежды, например на сайте Lamoda). 

Кроме того, дашборды служат не только для визуализации данных, но и для их более глубокого анализа: поиска в данных неочевидных корреляций и зависимостей. 

Поэкспериментируйте при составлении дашборда, это может помочь найти интересные инсайты даже без знания Python и data science.

 

Боритесь с информационным шумом: кастомизируйте дашборды

При составлении презентаций мы не только используем сухие графики, но и стараемся зацепить внимание аудитории яркими и интересными картинками. Так почему бы не делать это и при составлении дашбордов?  

Оригинальные картинки позволят нагляднее показать многие данные и избежать переизбытка текста. Так, например, если вы оцениваете выполнение сотрудником KPI, можно поместить в дашборд его фотографию. 

Показываете зависимость продуктивности сотрудников на производстве от температуры в цеху? Поставьте термометры вместо столбцов графика. 

Дашборд можно сделать более официальным: оформить его в соответствии с корпоративным бренд-буком или неформальным, например, сделать фоном общую фотографию с коллегами. 

Составление дашбордов может показаться не очень простым занятием. Но это только на первый взгляд. Современные BI-решения интуитивно понятны и обладают очень широкими возможностями и для реализации вашего творческого потенциала, и для глубоких аналитических исследований. 

Если вы всё ещё думаете, стоит ли вам осваивать искусство составление дашбордов, напомню, во многих компаниях этот навык уже стал обязательным для многих специалистов и руководителей. 

Скорее всего, уже через несколько лет без этого навыка станет сложно оставаться конкурентоспособным на рынке труда.

Фото на обложке: Andrii Yalanskyi/Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Надо быть готовым, что всё пойдёт не по плану»: топ-5 ошибок при выводе b2b-стартапа на международный уровень
  2. 2 MindMap: полезный инструмент в email-маркетинге, который поможет собрать вместе все идеи
  3. 3 Технологии в разработке: на смену макетам пришли VR-прототипы
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти