AI Community в рамках проекта AI Heroes регулярно проводит вебинары с ведущими экспертами в области Data Science.
4 февраля прошел вебинар с Павлом Мягких — Head of Data Science в Tele2. Также Павел — Director of Data Science в Commercial Lab и организатор Data Fest в ODS.ai. На его счету работа с проектами MediaMarkt, Adidas, Reebok, Concept Club, Acoola, Tupperware, University of Liverpool.
Павел рассказал о нюансах создания успешного проекта: какие люди должны быть в составе команды и как следует выстроить архитектуру отделов.
Почему состав команды так важен?
Предприниматели хотят создавать качественные продукты, приносящие прибыль. Для этого нужна сбалансированная команда с четким распределением обязанностей, которая создаст систему и комплексные решения.
Идеальная схема выглядит так: мы создаем один автоматизированный продукт. По завершении мы над ним не работаем, а он приносит деньги. Переходим к созданию второго продукта и так далее.
В случае несбалансированной командной работы, мы создаем ad-hoc’и, которые трудно масштабировать. Ценность нашего бизнеса либо не растет, либо растет линейно — хотим больше зарабатывать, больше работаем, нанимаем больше людей, люди дорогие. В итоге дело закончится провалом.
Чтобы избежать провала, читайте о грамотном распределении ролей в команде.
Роли data-boys и data-girls
Data Analyst
Начнем с дата-аналитиков — эти люди находятся на передовой обработки данных.
Аналитики данных знают вашу базу данных лучше других специалистов, знают, где и какие данные взять, быстро их находят, сводят и считают. Четко отвечают на поставленные вопросы и правильно их задают.
Любопытный дата-аналитик самостоятельно работает с данными и понимает, в чем их польза для бизнеса.
Требования:
Hard skills:
- SQL
- Немного Python
- Визуализация данных
- Понимание структур данных
Soft skills:
- Коммуникация результатов
-
Умение разбираться в бизнес-задаче
Data Scientist
Дата-сайентисты — математики.
Главная цель их работы — сделать точно.
Перед ними стоят два типа задач:
- Построение любых математических моделей
- Декомпозиция бизнес-задач на эту математическую модель
Требования:
Hard skills:
- Python/R
- SQL
- Алгоритмы машинного обучения
- Теория вероятности
- Мат. статистика
Soft skills:
- Коммуникация с заказчиком
- Умение превратить бизнес-задачу в математическую постановку
Data Engineer
Дата-инженеры — люди с системным складом ума.
Они создают пайплайн данных — данные от вашего кассового аппарата через длинную цепочку систем складываются в data lake. Также дата-инженеры работают с моделями, которые разработали дата-сайентисты. Они обвязывают модели текстами, структурами, мониторингом и доводят до готового продукта.
Требования:
Hard skills:
- SQL
- Hadoop
- Spark
- Python
- Kubernetes
- Docker
Soft skills:
- Умение работать в команде
Product Owner
Продакт-оунер — мини-CEO продукта.
Он общается с командой и ставит задачи, знает потребности заказчика, обладает полной картиной развития продукта. На его плечах ответственность за итоговый продукт и его масштабирование.
Требования:
- Внешние и внутренние коммуникации
- Владение PnL продукта
- Разработка стратегии продукта
- Умение организовывать процесс разработки и добывать ресурсы
Business Analyst
Бизнес-аналитики требуются не во всех проектах.
К их помощи прибегают, когда продукт сложный и комплексный. А также если внедрение продукта требует изменения бизнес-процессов.
Бизнес аналитик знает, как сейчас работает бизнес и как он будет работать после внедрения продукта. Благодаря этим людям вы можете быть уверены, что работа принесет результат.
Пример работы без бизнес-аналитика
В компании разработали модель, которая прогнозирует реакции людей на маркетинговые акции на неделю вперед. В конце работы показали модель маркетологам. Оказалось, что маркетологи работают двухнедельными циклами. Контент-план расписан на две недели вперед.
Итог: модель работает, но не применима. Команда работала 2–3 месяца впустую.
Требования:
Hard skills:
- Методология описания бизнес-процессов
- SQL
- Опыт оптимизации бизнес-процессов
Soft skills:
- Коммуникации с внешними и внутренними коллегами
Проекты Data Science состоят из разных компонентов и для них подходят разные люди. Чтобы создавать качественный продукт, очевидно, нужна продуктовая команда. Если не делать этого, то ваш Data Science станет фабрикой ad-hoc’ов
Архитектура data science-отделов
Люди думают, что большинство компаний выстроено таким образом: в разных отделах есть инициативы по Data Science.
На самом деле все гораздо хуже.
Между S&OP (планирование продаж и операций) и Back-office (торговая система компании) — соревнование в духе корпоративных игр. S&OP хотят, чтобы все обязанности от Back-office перешли к ним.
Между Marketing и другими отделами — китайская стена. Эта система ненадежна, работа не структурирована. Люди дублируют процессы, базы данных и делают двойную работу.
Работающая система выстроена следующим образом
В компании создан единый центр Data Science, в котором собираются все компетенции по DS. Они аккумулируются, дата-сайентисты разрабатывают модели. Связующий элемент — product owner’ы. Их задача — соединять бизнес с центром компетенций. Они передают информацию, инициативы, проекты.
Существует устойчивое убеждение, что 2020–2021 гг. — период трансформации функции анализа данных в крупных компаниях. Как будет построена работа?
Центр компетенций — место концентрации наибольшего количества знаний и навыков. Оттуда информация передается в отделы, к которым она относится. Задача — передавать наилучшие технологии и опыт в функции в структурированном формате.
Все это нужно, чтобы создать business partnership — среду делового партнерства — без конкурентной гонки.
Выводы
Перед предпринимателями стоят следующие цели:
- Создать новый продукт
- Сделать улучшенную версию существующих аналогов
- Масштабировать бизнес
- Создать сплоченную команду, вдохновленную одной идеей
- Увеличение прибыли
Все это возможно в среде делового партнерства, где люди понимают ценности компании, понимают свои задачи и стараются ради общего дела.
Как получить максимум
Ответьте для себя на следующие вопросы:
- Чего вы хотите достичь?
- Каков ваш идеальный состав команды?
- Достаточно ли у вас сейчас сотрудников?
- Правильное ли у вас распределение обязанностей?
- Разделяет ли ваш коллектив ценности компании?
Подумайте о трансформации архитектуры ваших отделов и создании сбалансированной команды.
В результате прибыль вашего бизнеса вырастет.
Фото на обложке: Shutterstock / foxaon1987
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025