Top.Mail.Ru
Колонки

Как поднять спрос после праздников: что поможет вернуть клиентов в магазины

Колонки
Андрей Обухов
Андрей Обухов

Директор по развитию сервиса «СберТаргет»

Александр Сенников

Январь — это традиционный период спада потребительской активности. Аудитории не хватает новых скидок или конкурсов. Учитывая, что ее бюджет стал меньше, они ищут способы сэкономить. Также снижается количество эмоциональных трат на волне праздников. Необходимо найти пути преодоления «потребительского выгорания».

Андрей Обухов, директор по развитию сервиса «СберТаргет» ООО «Сбер Бизнес Софт» рассказал, какие компании больше других «страдают» после новогодних праздников, и как эффективно стимулировать спрос в период январского спада.

Как поднять спрос после праздников: что поможет вернуть клиентов в магазины
  1. Колонки

 

Вызовы января

Резкое падение спроса в январе вполне очевидно и обусловлено рядом факторов:

  • конец года сопровождается подготовкой к многочисленным праздникам и событиям, которые приводят к резкому увеличению потребительских трат;
  • покупатели стремятся «закрыть» крупные покупки до конца года, чтобы «начать новый год с чистого листа»;
  • после насыщенного покупками к праздникам декабря наступает период так называемого «потребительского выгорания», когда у людей снижается мотивация к тратам, а потребности кажутся временно удовлетворёнными.

 

Для микро и малого бизнеса это время проверки на прочность – пройдут ее те, кто знают своего клиента и внедряют эффективные маркетинговые инструменты.

Мы проанализировали данные покупательской активности более 100 млн физических лиц по всей России с использованием искусственного интеллекта. Также применили нейромаркетинг – поведенческой разметки по более чем 17 000 параметрам. Так мы выявили категории товаров, где наблюдается существенное падение спроса в начале года, и выделили топ категорий, у которых наблюдается снижение количества клиентов в январе.

 

Освободите время и зарабатывайте больше с помощью ИИ! Пройдите курс и получите в подарок лучшие промты для решения бизнес-задач.
Категория Динамика
Изделия из стекла и хрусталя -48%
Мужская одежда -43%
Часы и ювелирные изделия -42%
Подарки и сувениры -42%
Женские аксессуары -41%
Чистка ковров и мебели -41%
Сумки/чемоданы, товары из кожи -39%
Детская одежда и аксессуары -38%
Материалы для шитья, рукоделия -33%
Покраска автомобилей -31%

 

Наибольшее снижение спроса наблюдается в сегментах, связанных с подарками, сезонными товарами и с высоким чеком. Магазины подарков и сувениров сильно теряют в продажах, поскольку клиенты исчерпали бюджеты на праздники. 

Похожая ситуация наблюдается у ювелирных изделий и часов, где снижение достигает тех же значений. Покупатели переключаются на более рациональные траты, откладывая эмоциональные покупки до лучших времен.

Происходит падение спроса и на детскую одежду, несмотря на ее довольно высокую востребованность в повседневной жизни. Основные покупатели, родители, сосредотачиваются на планировании расходов. 

Категория изделий из стекла и хрусталя показывает самое заметное падение — 48%. Товары в этой нише чаще приобретаются как праздничные атрибуты, вроде подарочных наборов посуды, а в январе спрос на них практически исчезает.

Для каждой из этих категорий можно подобрать свои инструменты, которые помогут удержать спрос и минимизировать убытки.

 

Маркетинговые инструменты стимулирования спроса

Для преодоления спада потребительской активности и стимулирования спроса в январе, компании применяют различные маркетинговые стратегии. Среди них:

  • Сезонные скидки

Акции с ограниченным сроком действия мотивируют клиентов не откладывать покупки «на потом».

  • Пакетные предложения, комплекты 

Сбор товаров в тематические наборы, которые легко купить в качестве подарка, что упрощает выбор для клиентов и увеличивает средний чек. 

  • Подарочные сертификаты при покупке на определенную сумму 

Продажа сертификатов до Нового года создает резерв будущих покупок. Клиенты возвращаются, чтобы использовать их в январе, обеспечивая дополнительный поток доходов в низкий сезон.

  • Конкурсы и розыгрыши

Проведение розыгрышей с товарами из ассортимента или купонами на скидку, в том числе в социальных сетях, не только привлекает новых подписчиков, но и увеличивает посещаемость офлайн-точек. В магазинах можно создать интерактивные зоны для участия, а в социальных сетях — дополнить акцию вирусными элементами для охвата широкой аудитории.

  • Бонусы и бесплатные подарки за ранний заказ 

Мелкий сувенир вместе с товаром помогает удерживать клиентов и создавать позитивный пользовательский опыт.

  • Партнерские программы

Сотрудничество с другими бизнесами, чья активность увеличивается в январе, расширяет охват и привлекает новых клиентов. Это могут быть кинотеатры, океанариумы, дельфинарии, спортивные лагеря и кемпинги, цифровые товары, туризм, аттракционы и парки развлечений, спортивные клубы, боулинг-клубы. 

Например, магазин детской одежды может сотрудничать с парком аттракционов или дельфинарием и предлагать взаимные скидки; магазин сувениров — предложить скидку посетителям кинотеатра (тем более, если они находятся в одном торговом центре); покупатели часов и ювелирных изделий вполне могут являться также клиентами спортивного или фитнес-клуба.

  • Специальные условия в рамках программы лояльности 

Дополнительные баллы/бонусы на карты клиентов или повышенное вознаграждение за покупки именно в январе создают стимул для повторных покупок и укрепляют эмоциональную связь с брендом.

  • Тематический контент

Вроде рассылки по электронной почте или посты в ваших группах в соцсетях — отличный повод напомнить о себе и выгодных предложениях.

Однако, чтобы эти инструменты работали максимально эффективно, важно учитывать особенности вашей аудитории. Проверенные стратегии приносят наилучший результат, если они адаптированы к специфике поведения и потребностям клиентов. Рассмотрим, как детальное понимание своей целевой аудитории позволяет добиться ощутимых результатов даже в сложные периоды.

 

Найти подход к каждому

Для каждого бизнеса можно подобрать свои методы стимулирования продаж и удержания среднего чека даже в период постновогоднего затишья. Для этого нужно детально изучить своих клиентов и понять, какие предложения мотивируют их к покупкам.

Рассмотрим категорию товаров, которая находится на втором месте по уровню падения спроса – мужская одежда. Мы знаем, что ядро аудитории – мужчины, однако, чем старше покупатели, тем больше среди них преобладает доля женщин. 

То есть, если на покупателей в возрастной категории 18-24 лет приходится 39% женщин и 61% мужчин, то в категории от 45 лет женщин становится больше (53% в 45-54, 56% в 55-64 лет и 60% в 65+). Не забывайте учитывать эту особенность при настройке рекламной кампании.

Помимо возраста важно знать интересы и психотип. В нашем примере среди интересов покупателей мужской одежды – бизнес, инвестиции, IT-продукты, путешествия, развлечения, спорт, досуг, товары для хобби. По психотипу они чаще «конструкторы», для которых реклама – это прежде всего информация, а затем эмоции. 

Именно поэтому в рекламе для них нужны простые и четкие формулировки, отражающие свойства товара. Они любят и ценят функциональность, принимают решения, исходя из логики и фактов.

Понимая эти характеристики, мы можем запланировать следующие активности в январе:

  • Дать рекламу в группах и каналах, где собирается ваша аудитория, использовать рекламу в приложениях, которыми пользуются клиенты.
  • Договориться о взаимной акции, например, с барбершопом, салоном мужских стрижек или фитнес-клубом — они могут раздать своим посетителям листовки или визитки с нашим предложением.
  • Предложить скидки на сезонную коллекцию или акцию, например, «три товара по цене двух» или при покупке делового костюма можно предложить скидку на ремни, галстуки и другие аксессуары.

 

Другой пример — покупатели магазинов подарков. Это чаще женщины (66% против 34% мужчин), 29% женщин возраста 35-44. То есть в основном поколение Y, или миллениалы. Они много времени проводят в интернете, активно читают новости и ленты соцсетей. Ценят свое время, в покупках ищут практическую выгоду. Среди интересов — развлекательные мероприятия, походы по магазинам, товары для хобби, активный досуг, дополнительное образование. 

Что можно использовать для стимулирования продаж:

  • Распродажа новогодних подарков и сувениров со значительными скидками. Их с удовольствием купят те, кто не успел вовремя поздравить всех знакомых и родственников.
  • Дополнения к подаркам: предложите возможность купить упаковку, открытку или другой сопутствующий товар с небольшой скидкой.
  • Купоны и промокоды на следующую покупку — покупатели будут возвращаться к вам за покупками на следующие праздники (14 и 23 февраля, 8 марта, дни рождения).
  • Организуйте мастер-класс, например, по профессиональной упаковке подарков.
  • Договоритесь о совместной акции с похожими магазинами – например, торгующими цветами или сладостями.
  • Используйте в рекламе яркие изображения и фото. Добавьте метафоры: например, что вы продаете не просто подарки, а эмоции и впечатления.

Миллениалы предпочитают интернет другим каналам, для них будет эффективная реклама в соцсетях (таргетированная в ВКонтакте, посты в телеграм-каналах).

 

Выводы

Успех стимулирования спроса напрямую зависит от детального понимания аудитории, включая ее интересы, поведение и каналы потребления информации. Январь — это время, когда нужно действовать прицельно и точно. Мы видим, что клиенты уже не так активно реагируют на массовые акции, поэтому важно выбирать инструменты, отталкиваясь от поведенческих данных вашей целевой аудитории. 

Так, представители поколения Х склонны к офлайн-покупкам, им важно живое общение, однако они также активно осваивают интернет-пространство. Миллениалы, наоборот, предпочитают онлайн-шоппинг, их часто можно встретить на маркетплейсах и в социальных сетях, где они проводят значительную часть своего времени.

Периоды затишья пользовательского поведения — это шанс переосмыслить стратегии и укрепить свои позиции на рынке. Успех в январе зависит от того, насколько глубоко бизнес понимает свою аудиторию и умеет адаптироваться к её потребностям.

Фото на обложке: Sorbis / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться