Деньги любят тишину

Черных Максим

Управляющий партнер в Агентстве поиска проектов и привлечения инвестиций Project Hunting

Расскажите друзьям
Черных Максим
Черных Максим

Деньги любят тишину - старое выражение не лишенное смысла. Чтобы получить хорошие инвестиции не нужно разбрасывать в разные стороны презентации и предложения инвесторам. Поверьте, если проект не находит в течение какого-то времени инвестиции, то с каждым следующим днем фонды или бизнес-ангелы будут настороженно относиться к Вашему проекту.

Вот несколько основных причин, по которым на Ваш проект не обращают внимание инвесторы:

  • он действительно никому не нужен, бывает и такое;
  • не понятна инновационная составляющая, чем проект интересен и что он даст владельцам;
  • не ясны рынки, на которые будет ориентирован продукт проекта;
  • финансово не интересен, большие расходы при призрачном доходе;
  • представлен не тем инвесторам, например у инвестора нет столько денег, сколько Вы просите;
  • не правильно донесен проект, тот кого Вы ищете оперирует деньгами, а не техническими терминами;
  • уже всем известен — то, что Вы безрезультатно ищите инвестиции знают уже все.

Поговорим о последнем пункте. Если Ваш проект действительно хорош, и Вы уверены в его перспективности, то может быть сразу выбрать другую стратегию поиска инвестора? Давайте начнем с аналогии. Знаете как работает успешный антикварный бизнес?

Все мы знаем, что антиквариат стоит больших денег. Но не любой антиквариат. Почему? Те предметы, которые Вы увидите на витрине или на стенах антикварного магазина конечно имеют ценность, но такие предметы как правило предназначены для интерьера, либо для несведующих людей. Основные продажи в антиквариате совершаются в закрытой комнате. Антикварный предмет продают конкретному покупателю. На достойный предмет есть максимум 3-4 покупателя, готовых заплатить очень хорошие деньги. И антиквар, зная своих покупателей, обеспечивает поиск таких предметов.

Возможно у кого-то когда-нибудь была срочная необходимость в деньгах. Первое, что приходит на ум — продать что-нибудь. Квартира и автомобиль (если они есть) долго реализуемы. Можно что-нибудь заложить в ломбард, но это как правило дешево, и под большие проценты. Быстро и подороже — это продать какой-нибудь старинный предмет. Если у Вас нет знакомых антикваров — первая мысль — Арбат. На Арбате первый же оценщик спросит, увидев хороший предмет — «еще кому-нибудь показывали?». Конечно, цены которые предлагают оценщики — максимально занижены, но они точно назовут не засвеченному предмету цену чуть выше. Многие не соглашаются и идут к другим оценщикам, которые дают цену ниже первого — предмет-то уже засвечен. И вот человек возвращается к первому оценщику, который дал наиболее интересную цену первоначально. Как Вы думаете купит ли антиквар по первоначальной цене? Правильно. Нет.

Судьба не засвеченного предмета проста — антиквар, видя предмет, уже точно знает кому из своих клиентов он его продаст. И если Вы соглашаетесь на первоначальные условия, то как правило уже через несколько часов уже не Ваш предмет будет продан по совершенно другой цене.
Если же Вы обратитесь к знакомому антиквару, то он и сам заработает при продаже предмета, и Вас не обидит.

Ситуация с поиском инвестора очень похожа. Для того, чтобы не засветить проект (конечно если у Вас нет цели параллельно пропиариться), стоит выбирать другую стратегию поиска. Обращание в фонды, это примерно как обращение к оценщику. Чем больше людей знают о Вашем проекте, тем меньше егоценность.

Публичный пиар уникальной идеи — это способ для других людей взять Вашу идею и, трансформировав, приподнести ее бизнес-ангелам или фондам посевных инвестиций. Если у плагиатора есть бизнес-ангел, то как минимум Вы родите себе конкурента, который стартанет раньше Вас, да еще и с деньгами.

Стартапные сессии и различные мероприятия для стартаперов — это отличное место где можно набраться хороших чужих идей. Лишь немногие проекты на таких сессиях получают инвестиции, и как правило это посевные в несколько десятков тысяч долларов, иногда в сотню-две. Обратите внимание на списки участников таких мероприятий — профессиональных инвесторов там либо нет, либо очень мало, возможно один-два, пробиться к которым даже в перерыве нереально.

У Вашего проекта шансы привлечь инвестиции увеличиваются, если реализовать его самостоятельно до какой-то рабочей стадии (желательно до прототипа), досконально проработать модель монетизации, сформировать команду единомышленников и правильно выбрать стратегию поиска инвестиций.



Комментарии

  • Miiix 18:40, 2.07.2013
    0
    Было бы странно прочитать что-то другое от человека, зарабатывающего на продаже проекта инвесторам :)
  • Miiix Max Chernykh 05:33, 3.07.2013
    0
    Речь о выборе стратегии поведения стартапа при поиске инвестиций. А какую выберет стартап - ему решать.
  • Max Chernykh Miiix 06:34, 3.07.2013
    0
    Ах да, невнимательно прочитал последний абзац, вероятно Вы имели в виду, что бессмысленно бегать везде светить свою идею, если у вас нет работающего прототипа. Простите, но о каком подъеме болше, чем "сотню-две" под голую идею в российских реалиях идет речь?
  • Miiix Max Chernykh 07:12, 3.07.2013
    0
    Простите, не понял вопроса.
  • Max Chernykh Miiix 08:06, 3.07.2013
    0
    Ну Вы в посте говорите, что на стартап мероприятиях нереально найти денег больше, чем пара сотен, при этом Вы говорите о возможности украсть уникальную идею на этих мероприятиях, то есть что светить ее не стоит. Вот я и пытаюсь понять по посту получается, что Вы не рекомендуете людям бегать с голой идеей по разным мероприятиям? Это понятно, под идею денег не поднять не только здесь у нас, но и в большинстве случаев на Западе. Но чем плох засвет с работающим прототипом, которому обычно как раз надо несколько сотен в раунде и который спокойно показывает свой трэкшен и все фонды про него знают, следят, как он развивается и т.д? Если Вам в течение полугода никто не дал денег - это не смутит ни один фонд, потому что в российских реалиях - это норма, зато если вы за эти полгода продвинулись вперед еще на полкорпуса, привлекли больше клиентов, может вышли на самоокупаемость, то фонды будут только рады и вот тогда уже сами пойдут на встречу.
  • Miiix Max Chernykh 08:54, 3.07.2013
    0
    Вы прекрасно все поняли - именно об этом я и говорю. Только дополню, если стартап продвинулся до продажи услуги клиентам, то нужен ли инвестиционный раунд вообще? В определенных случаях можно обойтись банковскими деньгами, а то и вообще развиваться самостоятельно.На каждом этапе у любого коммерческого предприятия (извините, не люблю слово "стартап") вырабатывается своя стратегия, но считаю что фокус всегда должен быть смещен в сторону самостоятельного развития, а не заработка благодаря инвестициям.Опустим сейчас рассуждения о необходимости и важности использования инвестиционного капитала в развитии предприятия, замечу, что участие стартапа в разных мероприятиях должно носить только pr-оттенок, точнее, должно использоваться для хорошего нетворкинга, а не для целенаправленного поиска инвестора. Многие стартапы это забывают, и в случае неудач со своим проектом (закрылся, не дотянули, поссорились) всегда их будут вспоминать со словами "а как они пели".Поверьте, в хорошо работающее предприятие всегда можно привлечь деньги с различными характеристиками.
  • Gleb Tertychny 15:22, 8.07.2013
    0
    А можно услышать про реальный кейс, когда у человека украли идею на стартап-сессии и изрядно на ней нажились? Это общая паранойя, но хотелось бы знать, есть ли для неё основания.
  • Идеймейкер Вадим Прокопчук 23:41, 15.07.2013
    0
    1. Мой личный опыт показывает, что чем больше я кричал об идее в Интернете, тем громче был провал. При этом, ничего не украли. Просто толпа сопливых "экспертов" обкакивала идею своими комментами. И никто из богатеев дальше уже не хотел брать в свои чистые инвестиционные руки обкаканную идею.Поэтому заявляю, что проблема кражи идей при их обнародовании преувеличена. Многократно опаснее информационное обкакивание идей "экспертами", отпугивающее покупателя, инвестора.2. Использую следующую защиту от обкакивания идей:а) Делаю идею тихонько, и под конкретного покупателя, который еще не знает про это.в) Нахально предлагаю покупателю купить идею. Вероятность, что этот покупатель пошлёт/купит примерно 50/50. Нормальный венчур!с) Идея делается в 2-х вариантах. Первый вариант предлагаю покупателю сразу. А второй вариант обещаю передать конкурентам бесплатно, если покупатель меня кинет. Как минимум, украденная идея будет коммерчески нейтрализована конкурентами.Если покупатель будет честен, то обязуюсь бесплатно отдать ему и второй вариант идеи, как премию за честность. Часто именно второй вариант идеи сильнее, и именно он используется покупателем.Но, два варианта идеи делать тяжко и дорого. И если идею не покупают, это бьёт по тебе вдвойне.....
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase