Top.Mail.Ru
Колонки

Как дизайн интерьера решает задачи бизнеса — на примере магазина одежды

Колонки
Кристина Дмитрова
Кристина Дмитрова

Основательница студии дизайна интерьеров Enviso

Дарья Мызникова

Дизайн интерьера — это не только про вкус и красоту. Любой дизайн (графический, промышленный, интерьерный) — про решение задач человека или бизнеса, а уже потом — про эстетику. Кристина Дмитрова, основательница студии дизайна интерьеров Enviso, рассказывает, на что важно обратить внимание при оформлении офлайн-магазина.

Как дизайн интерьера решает задачи бизнеса — на примере магазина одежды
  1. Колонки

Дизайн интерьера зависит от бизнес-модели магазина

Дизайн интерьера должен работать на выручку магазина. Поэтому дизайнер должен узнать все нюансы вашего бизнеса, так что готовьтесь проработать следующие вопросы.

Концепция магазина

Может, вы открываете магазин в дешевом сегменте и ваши покупатели — те люди, которые смотрят только на скидки и акции. В таком случае дизайн-проект вторичен. Даже небольшой беспорядок в таком случае будет идти на пользу, потому что наваленные в кучу вещи как бы говорят людям: «Здесь большой ажиотаж и много скидок».

Задача дизайнера — подобрать для такого магазина недорогие, но износостойкие материалы и конструкции и сделать удобные проходы между стеллажами.

Если ваш магазин находится в торговом центре и зарабатывает за счет большой проходимости, то интерьер должен выступать удачным фоном для одежды. Здесь дизайнер будет руководствоваться брендбуком, а еще разрабатывать такие решения, которые можно легко повторить в любом торговом центре. 

Бывают независимые концептуальные магазины, они сочетают коммерцию и культурную идею. В таком случае владелец магазина должен вместе с дизайнером продумать, какой должна быть атмосфера. Здесь интерьер — это не только фон, но и самостоятельный арт-объект.

photo

Хочешь открыть свой магазин одежды, научиться работать с поставщиками и общаться с клиентами? У нас есть курс как раз про это.

Бывший директор Берлинского музея промышленного дизайна Museum der Dinge Андреас Муркудис открыл магазин, где продаются вещи, которые он отбирает лично. Магазин оставляет впечатление музея современного искусства. Источник: andreasmurkudis

photo

Магазин Shoebaloo в Маастрихте (Нидерланды). Перед дизайнером стояла задача создать эффектный интерьер, но при этом скрыть его снаружи, чтобы не нарушать общий вид средневековой улицы, на которой находится магазин. Источник: shoebaloo.nl

Зонирование

Часто в продуктовых магазинах молоко находится в самой дальней зоне от входа, чтобы по пути за молоком покупатель совершил как можно больше импульсивных покупок. Зонирование магазина одежды тоже можно сделать эффективным с точки зрения бизнеса. Например, разместить около кассы зону «маленьких недорогих товаров»: это побуждает покупателей импульсивно добавить один или два предмета к покупке.

Другой пример — так называемая зона декомпрессии. Площадь размером 2х2 метра прямо напротив входа в магазин — это переходное пространство. Здесь человек осматривается, а мозг занят составлением общего впечатления о магазине, так что покупатель, скорее всего, не заметит предметы, размещенные в этой зоне. Не кладите сюда товары, пользующиеся большим спросом.

photo

Пример зоны декомпрессии — магазин Dolce & Gabbana в Милане. Источник изображения: world.dolcegabbana

Еще один лайфхак от американских исследователей: большинство покупателей начинают обход магазина с правой стороны. А значит, самые маржинальные товары лучше разместить в правой части. 

Планировка

Главное — убедиться, что людям достаточно места и они не толкают друг друга в проходах. Большинство покупателей будут избегать узких проходов, даже если им нравится одежда, которая там лежит. Дизайнер работает еще над тем, как, куда и с какой скоростью направить покупателя.

Взгляните на картинку:

photoИсточник: Pinterest

Кажется, что мебель в магазине расставлена хаотично. Но если присмотреться, можно заметить, что тут есть цель: оставить покупателю только один путь — вдоль стеллажей вокруг всего магазина.

Планировка зависит от того, за чем именно люди приходят в ваш магазин — за конкретными вещами? За новыми впечатлениями и досугом? Они хотят быстро найти то, что нужно, или прогуляться между стеллажами?

Некоторые джинсовые бренды относятся к «практическим» товарам: человек хочет быстро найти подходящую пару и уйти. Такие магазины должны быть похожи на продуктовый супермаркет: все товары на виду и разложены по категориям, чтобы покупатель издалека видел нужный товар.

photo

Магазин Nudie Jeans в Брисбене с сетчатой планировкой: все товары распределены по категориям. Источник: Pinterest.

Но есть и другая категория — магазины для неспешного просмотра. Там обычно более свободная планировка. Покупатель не видит все товары сразу, а совершает небольшие открытия за каждым новым поворотом.

photo

Магазин The Corner в Берлине использует планировку free-flow (свободный поток): покупатель гуляет между отдельными островками с товарами по своему усмотрению. Источник: Pinterest.


Проходимость

Дизайнер постарается предусмотреть как можно больше примерочных, чтобы не создавать очередей. Такой магазин будет похож на конвейер: выставочный зал — ряды примерочных — касса.

photoИсточник: Getty Images

А если в ваш магазин обычно заходит максимум 20 гостей в день (зато с очень высоким средним чеком), то и интерьер должен быть соответствующим: немного интимная обстановка, широкие примерочные.

photo

Бутик Gabriela Hearst в Нью-Йорке. Теплое дерево, нейтральные тона и обитый кашемиром диван создают эффект шопинга из гостиной. Источник изображения: gabrielahearst.

Бренд

Как правило, покупатель составляет представление о бренде мгновенно, как только краем глаза увидел магазин, потому что интерьер транслирует стиль бренда. Вывески, освещение, стеллажи, декор и даже проходы должны быть согласованы с брендбуком и соответствовать единому стилю. 

Вы не пойдете за удобной обувью в магазин, похожий на ночной клуб. И не пойдете выбирать кеды для скейтбординга в магазин из фильма Kingsman. Так называемый стритвир (одежда в уличном стиле) будет продаваться в соответствующем интерьере: с кирпичными стенами, граффити или постерами. 

photoВ магазине Vans в Лос-Анджелесе все напоминает о том, на кого ориентирован бренд. Источник: shop-eat-surf.

Есть бренды, которые позиционируют себя как «вечную классику»: консервативный и лаконичный крой, сдержанные цвета. Такая же палитра и геометрия, с четкими прямыми линиями, будет использована в интерьере. Пример — магазины Hugo Boss.

photoИсточник: architizer

А вот магазин Shiprock черпает вдохновение в традициях коренного населения Юго-Запада Америки. В интерьере используется соответствующий декор с орнаментами, отражающий ассортимент магазина.

photoИсточник: Pinterest

Магазин Centre Commercial в Париже построен на идее социальной и экологической сознательности. Поэтому в дизайне использованы простые открытые стены и деревянные полы, а еще — винтажные предметы как символ многоразового потребления:

photoИсточник: Pinterest


Если ваш бренд давно проработан, то у вас наверняка есть гайдлайны и брендбуки, которые дизайнер обязательно изучит. Если нет – пора их сделать и поделиться всей информацией с ним. При этом уделите внимание двум важным факторам:

  1. Интересы целевой аудитории. Чтобы магазин оставил самое лучшее впечатление, интерьер должен отвечать ожиданиям покупателей. Дизайнер должен знать, чем живет ваша целевая аудитория, к чьему мнению прислушивается, какие книги читает, какие фильмы смотрит.
  2. Ценовая категория. Интерьер всегда должен соответствовать ценовой категории ваших товаров! Люди, которые идут в магазин за недорогой одеждой, не будут заходить в магазин с помпезным интерьером. А покупатели, готовые покупать одежду категории люкс, захотят видеть респектабельное пространство. Для них поход в магазин — это статусное мероприятие, такое же, как посещение дорогого ресторана. Кстати, статусный интерьер — это вовсе не про золото или стены из оникса, намного важнее качественная отделка и материалы.

Конструкции. Есть бренды, которые работают в сегменте fast fashion — быстрой моды. Они каждый сезон меняют экспозицию, а вместе с ней и интерьер. Дизайнер должен предусмотреть, чтобы в таком магазине конструкции можно было легко заменять, переставлять, модифицировать, как в Bershka или Stradivarius.

Проектируя полки и стеллажи, дизайнер должен понимать, какие вещи там будут лежать. Одежда не должна падать или свисать по бокам полок.

А еще полки и стеллажи должны быть удобными для покупателей, чтобы им не приходилось тянуться или вставать на цыпочки, чтобы достать нужную вещь.

Полки должны выступать красивым фоном для товаров.Часто используемый прием — сделать закрытые по бокам полки, чтобы покупатели полностью сосредотачивались на одежде, не отвлекаясь на окружающий интерьер и людей. 

Кражи. Казалось бы, при чем здесь дизайн? Но именно дизайнер решает, какие зоны магазина должны лучше подсвечиваться, а какие будут хорошо видны со всех сторон сотрудникам. И он может подсказать администраторам, как лучше расставить камеры видеонаблюдения.

Дьявол в деталях

Наверное, каждый сталкивался с тем, что заходит в примерочную и не может закрыть штору, потому что она еле двигается на люверсах. А конец шторы тем временем волочится по полу, собирая грязь и пыль.

Когда концепция и первые макеты дизайна согласованы, дизайнеру важно еще раз проследить весь путь клиента, чтобы проработать нюансы. Удобно ли брать одежду с полок? Удобно ли вешать одежду в примерочной? Куда поставить сумку, пока примеряешь одежду? 

В некоторых примерочных хочется сделать селфи, а из других  поскорее выбраться и постараться забыть свое отражение. Свет может подчеркнуть достоинства так, что человеку захочется остаться в выбранной одежде, а может подсветить все недостатки. Подходящее освещение — это одна из самых важных задач дизайна и прорабатывается отдельно. Если какой-то угол вашего магазина плохо освещен, то, считайте, этот квадратный метр практически потерян. К сожалению, такие проблемы встречаются в большинстве магазинов.

С чем дизайнер интерьера не сможет помочь

Если в вашем магазине неприятный запах, то люди к вам не вернутся, какими бы замечательными не были интерьер, бренд, ассортимент и удобство. То же самое касается чистоты. Есть типы магазинов, например, продуктовые супермаркеты, где значение имеет только чистота и отсутствие неприятного запаха — все остальное, включая дизайн, вторично и не влияет на продажи.

А вот с чем поможет

  • Авторский надзор. Большинство дизайнеров не просто разрабатывают проекты, а полностью контролируют ремонт, установку конструкций и элементов декора. В этом случае дизайнер выступает менеджером всех подрядчиков, участвующих в проекте, снимая эту головную боль с клиента. Сюда же входит составление бюджета, закупка материалов и соблюдение всех нормативных требований.
  • Выбор помещения. Опытный дизайнер интерьеров для ретейла может подсказать, какой тип помещений стоит искать и оценить потенциал выбранного вами места. Дизайнер часто сотрудничает с брокерами по коммерческой недвижимости и может помочь контактами и переговорами. 
  • Экономия. Как правило, у дизайнеров интерьеров есть свои поставщики, с которыми они регулярно работают, а значит могут получать скидки на материалы и мебель.
  • Корректировки после сдачи проекта. С дизайнером можно договориться, что после открытия магазина вы проведете небольшое исследование и проверите реакцию посетителей на интерьер и освещение. Возможно, понадобится что-то подкорректировать в дизайн-проекте — например, для открытия второго магазина.

Даже с учетом того, что коммерция уходит в онлайн, ваш физический магазин все еще помогает клиенту составить первое впечатление. И от того, какой опыт получит человек в магазине, зависит, вернется ли он за покупками — неважно, в другой ваш магазин, на сайт, на страницу в соцсетях или куда-то еще. И интерьер — это такая же часть ретейл-бизнеса, которая влияет на продажи не меньше, чем ценовая политика, работа персонала или рекламные кампании.

Как достичь максимума

  1. Изучите портфолио дизайнера: с какими магазинами и другими типами коммерческих помещений он работал.
  2. Выбирайте дизайнера со своим пулом поставщиков – это позволит сэкономить. Доверяя, — проверяйте, что специалист действительно сотрудничает с поставщиками по более выгодным ценам.
  3. Предоставьте ему подробную информацию о концепции магазина.
  4. Подробно расскажите о бизнес-модели магазина, в том числе нюансы: когда приходят покупатели и сколько их, какие товары продаются лучше, как контролируется работа сотрудников.
  5. Предоставьте ему подробный брендбук.


Фото на обложке: Shutterstock/Creative Lab
Изображения в тексте предоставлены автором

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!