Дарья Дуденкова окончила специалитет Московского городского педагогического университета и поехала в США изучать педагогический дизайн в магистратуре Колумбийского Университета Нью-Йорка. Она рассказала, почему в американском вузе перестала бояться сдавать экзамены, задавать вопросы и сидеть на полу во время лекции.
«Нам неважно, что вы знаете наизусть». Чем американское высшее образование отличается от российского
https://rb.ru/opinion/difference-american-russian-edu/
-
Колонки
Автор: Дарья Дуденкова
https://rb.ru/author/dariadudenkova/
Cтань частью российского бизнес-сообщества — подай заявку до 18 августа!
Экзамены
Привычных российским студентам устных и письменных экзаменов в Америке я не сдавала никогда. Раньше я всегда очень нервничала из-за такого формата проверки знаний. Мы живем в XXI веке, вся информация доступна в интернете – зачем что-то заучивать? Что с этой информацией делать – совершенно другой вопрос. Как ее применять, чтобы достигнуть поставленных задач? Как вычленять главное и отсекать ненужное? Как понять, какие компоненты все еще релевантны, а какие окончательно устарели? Все это навыки работы с информацией, которые куда ценнее, чем зазубренное определение из учебника.
В Колумбийском университете Нью-Йорка экзамены заменили на проекты. За пару месяцев до окончания курса, когда студенты ознакомились с историей и теорией предмета, они собираются в группы и презентуют преподавателю тему своего проекта. Она может корректироваться в зависимости от интереса студентов, их навыков и уместности темы. В остальной части курса вы проходите темы, которые помогают развить и завершить ваш проект. Если выполнять все задания по мере поступления – к концу курса проект уже будет готов. Останется только его отшлифовать и оформить библиографию. Такой формат заметно смягчает давление на студента, а информация лучше усваивается, потому что сразу применяется на практике. Никаких полуночных зубрежек.
Другой формат экзамена, с которым я впервые познакомилась в США, – «Открытая книга». У тебя есть задания и временное ограничение, но ты можешь пользоваться любыми ресурсами. Принцип такой: неважно, что ты знаешь наизусть, важно, как ты со свободным доступом к информации решаешь конкретную проблему.
Нетворкинг
В Америке активно пользуются нетворкингом – налаживают связи с другими специалистами в своей сфере деятельности. В магистратуре к нам два года почти каждые две недели приходили бывшие студенты нашей программы. Они рассказывали, где они работают, чем занимаются, какие навыки им пригодились, а какие – нет, какие профессиональные инструменты сейчас популярны в нашей профессии, а какие – моветон, и почему. Без таких встреч я бы до сих пор думала, что могу работать педдизайнером только в вузе или школе, а других вариантов нет. Оказалось, что с навыками, которые мы получали в магистратуре, можно запросто идти в продакшн, анимацию и коммуникации. Мы живем в быстро меняющемся мире: одни профессии отмирают, другие возникают. Что происходит на рынке на самом деле, лучше всего расскажет человек, который уже работает в сфере. Выпускники нашей программы также активно делились вакансиями на стажировки и контактами нанимающих менеджеров. Это было бесценно.
Отношение преподавателей к студентам
На моем бакалавриате в России декан факультета долго не мог запомнить имена студентов. Поэтому первые месяца два он звал нас по «бросающимся в глаза отличиям». Он вполне мог обратиться в формате «молодой человек с сальными волосами во втором ряду», «вы, полная блондинка в голубой кофточке» или использовать другие, еще менее лестные эпитеты. В США такого не было никогда. Никто никогда не посмеет комментировать твою внешность, во что ты одет и как причесался.
А еще в современном мире никто не знает всех ответов – он слишком быстро меняется. В такой парадигме слова преподавателя не являются истиной в последней инстанции. Поэтому в США студентам совершенно нормально задавать вопросы, а преподавателям – не знать на них ответы. Совершенно нормально вместе составлять концепцию происходящего в профессии, опираясь на новые исследования и технологии. Мы все постоянно учимся друг у друга.
Правила поведения
В моем американском вузе можно было опоздать, принести на пару целую пиццу и есть ее, сидеть на полу, рисовать, по факту можно делать все, что угодно, что не мешает людям вокруг вас. Профессор никогда не встает в позицию власти и не критикует за такое поведение. Да и зачем? Мы все люди. Студенты опаздывают, профессора опаздывают, часы опаздывают. Зачем устраивать шум из ничего.
Ты, например, работаешь весь день, прибежал на пару с рабочего места, по пути взял пиццу, она горячая. Если тебе эта пицца поможет прийти в себя, заставит работать твой мозг и лучше усваивать материал – на здоровье. Какой от тебя толк на паре, если ты голодный, как собака, и думаешь только о еде. У меня, например, часто бывают мигрени. Когда такое происходит, мне гораздо легче, если моя голова на что-то опирается. Поэтому я на парах часто сидела на полу, оперевшись головой об стену. Никто никогда не просил меня «сесть нормально». Многие ребята сидели на полу, потому что в нем были розетки, и так было удобнее заряжать ноутбуки.
Дорогая Дарья, с интересом прочитал Ваш текст. Дело в том, что у меня есть своя Школа (Школа А. Репьева: маркетинг и реклама) На ее знамени начертаны слова И Канта "Учить не мыслям, а МЫСЛИТЬ".
Своим слушателям, среди прочего, я привожу слова русского физика Лебедева "Мой книжный шкаф знает больше меня, но он не физик, а я физик".
Маленькое замечание. Вы называете свою должность "педагогический дизайнер". Боюсь, что Вы неправильно перевели с английского. В английском слова design и designer скорее относятся к планированию, проектированию, конструированию. Так, design engineer это инженер-конструктор. Сказать "he did that by DESIGN" означает "он сделал это ПРЕДНАМЕРЕННО".
В русском это заимствование чаще всего означает нечто, связанное с графикой и рисованием. Так, "рекламный дизайнер" в русском языке -- это человек, занимающийся ЭСТЕТИКОЙ рекламы.
Александр Репьев
Наша система образования самая лучшая в мире! Ковырять Google умеет каждый и для этого вовсе не нужно поступать в ВУЗ. Знания в голове отличают образованного человека от продавца шашлыка со смартфоном в руках!!!
Dryuaa Onco
Ничего не понял.
Александр Репьев
Для того, чтобы поставить точный "диагноз", надо пожить в Америке. Но то, что приходилось слышать - читать об американском образовании, даёт пищу для кое-каких мыслей.
Люди сегодня не знают и не понимают, когда им объясняешь... но кора головного мозга - это не один большой орган.
Кора формировалась миллионы лет. Самая молодая её часть - лобные доли.
А как быть с той корой, которая постарше?
Так вот, русская педагогика поставлена на работу с лобными долями и произвольным вниманием. Что там ещё есть в мозге кроме лобных долей, не интересует ни педагогов, ни психологов.
А американская педагогика, судя по описаниям, базируется на психике именно на тех частей коры большого мозга, которые русскими специалистами игнорируются.
(Довольно часто можно услышать, что американцы - это большие дети. Первый признак доминирования сенсорной коры.
Это не значит, что американские учёные хорошо разбираются в психике сенсорной и лимбической систем.
Скорее, у них это происходит интуитивно и частично.
Т.е. Русская педагогика поставлена на работу с лобной корой и произвольным вниманием. Заучивание.
А американская опирается на сенсорную и лимбическую системы. И на непроизвольное внимание. Игровой подход.
Какой путь правильный?
Оба порочны.
По опыту знаю: Если с детьми заниматься творческими играми... им будет очень интересно. Но если попытаешься начать с ними серьёзную, творческую работу... они быстро потеряют интерес. Работы не будет.
Лобная кора не подключена.
Органичное развитие - это совместная работа всех систем коры...
И двух видов внимания - произвольного и непроизвольного.
А однобокое развитие мозга - и есть однобокое. Т.е. ущербное.
Не случайно в девяностые на Запад вывезли весь советский физмат.
Хорошая была школа. Органичные мозги развивала.
Можно привести наглядный пример: Русская педагогика - это когда пианист старательно работает над техникой, грамотно барабаня по клавишам.
А американская - игра без техники. Нажимай на клавиши, получай удовольствие от своего музицирования.
Только, музыки не будет ни в том, ни в другом случае.
Музыка - гармония - это работа сенсорной коры, а ноты - лобной.
На уроках сольфеджио - происходит совмещение звука и его условного названия - ноты.
Гармонию надо чувствовать. А ноты - выучить. Это работа разных разделов коры.
Татьяна Морозова
Впечатляет. А МариВанна, преподаватель из Кружопинска, имеет ли представления об этих красивых теориях?
Александр Репьев
Кора мозга образовывалась в три этапа:
Древняя - лимбическая система.
Мозг млекопитающих - сенсорная кора.
Лобная кора.
Мозг млекопитающих - первая сигнальная система по Павлову. Первый сигнал ОБРАЗ.
Заходила как-то на сайт творческих педагогов. Ну, думаю, раз творческие...
Не... не творческие. Что такое образ не знают.
Ах, образ Татьяны, образ Онегина...
То что педагоги не знают, понятно... их всех учили понемногу...
То, что психологи не изучают психику сенсорной коры - тоже понятно: Им невыгодно.
Но кто меня потрясает, так это лингвисты.
Эти твёрдо знают, что у слова есть форма и содержание.
Правильно работают и с формой, и с содержанием.
И, при этом... понятия не имеют - чем является содержание.
Это какой-то научный феномен.
В нашей стране. Где работали Сеченов, Павлов и Станиславский.
Не знаете, так спросите у творческих педагогов, они вам объяснят.
Смысл слов - ОБРАЗЫ! Мысли - ОБРАЗЫ! Чувства - ОБРАЗЫ.
Правда, в сочетании с эмоциями.
А слово - ИНТЕГРАТОР ОБРАЗОВ. Слово объединяет некое количество однотипных образов под своим началом. У него рефлекторная связь с родными образами.
Если учёные - психологи, педагоги, лингвисты - не понимают... Что можно объяснить МариВанне из Кружопинска?
Татьяна Морозова
Расейское образования по городам и весям -- это армия МариВанн. Если эти труженики образования не могут понять что-то, то зачем пытаться это что-то до них доводить.
Александр Репьев
До МарьВанн доводить бесполезно. Даже если кто-то поймёт, сделать ничего не сможет. Аналогично психологи.
Часть психологов приняла идеи Павлова. А академики не приняли. Идеи Павлова зависли.
У меня нет трибуны Павлова или Станиславского. Поэтому я объясняю простым людям.
Если долго мучиться, что-нибудь получится. А капля камень точит.
Зачем пытаться доводить? Вы, видимо, тоже ни хрена не поняли. Не видите, что народ дебилеет не по дням, а по часам? Что сегодняшнее общество - антинравственно?
Что культура в стране уже, считайте, погибла, а наука погибает? Что сама Россия на грани гибели, распада.
А всё почему? Да, потому что половина мозга у людей развита кое-как. Половина, от которой зависит интеллект, мышление, высшие чувства, творческие способности, таланты.
Сенсорная кора развивается непроизвольно. Мы видим, слышим, что-то понимаем, о чём-то думаем. Но без целенаправленного развития ВЫСШИЕ ФУНКЦИИ мозга не будут развиты.
Материальный объект - его образ в голове - и его название - слово. Это - как дважды два - четыре.
Маленькие дети понимают - МарьИванны - ни в какую.
Зачем объяснять...
Мне Россия дорога. И я не хочу, чтобы она погибла из-за ошибки и высокомерия учёных.
Ладно, они ставят себя выше конкретных людей. Но они поставили свою ущербную науку выше Культуры, искусства, музыки, литературы, которые невозможны без образного развития.
Татьяна Морозова
Согласен с вами полностью. И насчет основателя "Школы маркетинга и рекламы" - он просто не понимает, о чем вы пишете (ибо, маркетинг и реклама - это сенсорная кора, извините за неуверенное владение терминами). И про всеобщую дебилизацию населения.
Александр Ивановский
Да, вы правы. Реклама - это чистейшее образное мышление.
И если критическое мышление у людей не развито, то они поверят любой рекламе.
Я не говорю, что сама по себе реклама плохо. Вопрос - что рекламировать.
Но мне не верится, что основатель школы маркетинга и рекламы не понимает что такое образ и что он значит для мозга.
О сигнальных системах он может не знать... но в работе с образами, собаку съел. И не одну.
Журналисты, вон такие образы создают, не захочешь, прочитаешь: "СЫН съел мать"! Собака с человечьей головой" и т.д.
У слов с образами рефлекторная связь. Сказал слово, активировались образы. Увидел картинку - активировалось слово. Простые, житейские слова жёстко связываются с образами жизни ещё на уровне детского сада. Даже раньше.
Это у взрослых словесные формы начинают доминировать.
Это взрослые понимают жизнь абстрактно - формально.
А дети живут в конкретном мире, где слово обозначает то, что должно обозначать.
Это у взрослых слова могут означать что угодно, только не то, для чего придуманы.
Простое слово - любовь. Сегодня оно перепутано со словом секс. Слово духовность заменилось религиозностью.
А "идеализм" и "материализм" вообще поменялись местами.
Материалистом считают человека, озабоченного материальными благами. И идеалист стал духовной личностью.
Я понимаю ситуацию как безнадежную.
Реальность мы познаём в виде отражений. И именно их понимаем. оцениваем, сравниваем, мысленно изменяем.
Образное мышление это наша реальная жизнь.
Но сегодня всего этого не понимают, прежде всего, на уровне науки. И прошибить эту стену невозможно. Даже силами самой науки.
В своё время столкнулись материалист Павлов и идеалисты психологи. Павлов проиграл. Материалист Станиславский столкнулся с идеалистическим, театральным миром. Ушёл из своего театра.
С идеалистами бороться бесполезно. Они не понимают, не могут понять, что, например, любовь - это высокое чувство... только в этом случае секс не будет "грязным".
Они не умеют любить, поэтому не знают, что это такое. И не объяснишь.
Но без мышления, без духовности - любое дело проигрышно в самом начале.
Сегодня уже можно говорить о надвигающейся гибели современной цивилизации. Мозги современных людей подвергли искусственной мутации. Педагогическим воздействием усилили одну часть коры и затормозили развитие другой. (двух других - сенсорной и лимбической).
Раньше этот процесс тормозился за счёт чтения книг. Искусство было развито. А сегодня противовесов нет.Мир потихоньку сходит с ума. Люди деградируют.
Знаете, что такое ОРГАНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК?
Фильм "День сурка" помните?
В начале фильма мы видим рассудочного, эгоистичного и недалёкого человека.
А в конце он превращается именно в органичного человека. Каким и должен быть по своей природе.
За время фантастических испытаний, у него активизировались сенсорная и лимбическая системы. И уравновесились с лобной корой.
Получилась красивая, духовная, творческая личность.
Умный фильм и интересный.
Татьяна Морозова
"День сурка" - один из моих любимых фильмов, периодически его пересматриваю. Из наших фильмов близкая аналогия - "Зеркало для героя", но он излишне политизирован.
Чтение книг? О чем вы говорите! Под палкой не заставите. У меня младшая дочка отказывалась их читать. Перепробовали всё - не помогает. Тогда мы ей запретили их читать. Из чувства протеста она их читать всё-таки стала...
Мрачное будущее предсказал Уэллс, в книге «Машина времени», выделив "золотой миллиард" в виде элоев, и обслуживающий персонал, в виде морлоков, видимо, воспитанных на "развивающих и обучающих" играх.
Но у меня есть надежда, что до этого всё-таки не дойдет...
Александр Ивановский
Надежда умирает последней, а реальная жизнь вещь слабо предсказуемая. Кто мог предсказать, что могучий СССР рухнет так легко?
Тем не менее, понимая, что собой представляет народ, можно просчитывать какие-то вещи.
К сожалению, мы сейчас народ дураков. Поэтому Россия рухнет первой.
("Дураков" - не ругательное, а оценка умственных способностей).
Мы какими силами собираемся китайцев из Сибири выдворять? Свои рудники у иностранцев отнимать?
Или даже не собираемся? Или русскому народу и дела нет, что творится за пределами его квартиры? И ему плевать, кто будет владеть страной, лишь бы его не трогали?
В Элоях нынче народ ходит.
А Морлоки... ну, вы понимаете.
И те, и другие - психические уродцы.
Пока еще и те, и другие похожи на людей.
Но уйдут настоящие советские поколения... и эти дебилы прогадят всё, что можно.
Мы, кстати, как и Европа, потихоньку замещаемся выходцами из кавказских республик. Они очень уверенно, по хозяйски чувствуют себя в России. Ещё пять лет назад на улицах не было женщин в платочках. Т.е. кавказцы в России не просто работают.. они перевозят сюда свои семьи.
Русские, без сопротивления, сдают свою страну кавказцам, китайцам. А причина, до смешного, проста: Образование нас подвело.
Те, кто нас "захватывает", не больно то образованы. Читать - писать - считать умеют. А что ещё надо?
За-то мы, с нашим -то образованием, такие из себя аристократы.
Учёные ошиблись в своих оценках разума.
А наиболее развитое человечество оказалось заложником научной ошибки.
Я от учёных вообще дурею.
Психологи рассматривают сенсорную кору как неразумную. Но воображение и фантазию считают разумными процессами.
Это как понимать? Здесь разумна, а здесь неразумна?
Лингвисты знают, что у слова есть форма и содержание. При этом, никак не могут решить - чем является содержание.
Это называется учёными?
Филологи, похоже, и не слышали, что у слова есть форма и содержание. Но, их понять можно... они работают со вторыми сигналами, с формами слов.
А какие специалисты работают с содержанием слов?
А Философия? Они нынче как - не материалисты - идеалисты, а что-то среднее? Скрестили слона с черепахой?
И это, ведь, не только наши учёные... это во всём мире.
И не считайте меня самоуверенной особой. Я имею право такое говорить, потому что я от конкурирующей организации. От Советской Культуры.
В моей профессии даже теория работы с образом есть. Всемирно признанная, кстати. Это система Станиславского.
Вот вам ещё один казус: Наука проигнорировала Культуру, которая базируется на работе с образом.
Как это такое может быть - наука отдельно, а культура - искусство, литература, музыка и т.д. отдельно?
Вот такое веселье из серии "Нарочно не придумаешь".
Да, а любовь к чтению зависит именно от развития образного мышления. Если слова не связываются с образами, то они ничего не значат. Смысла в чтении нет. Не интересно.
Здесь надо потихоньку. Прочитала предложение - попросить его объяснить. своими словами.
Короче, это работать надо.
Татьяна Морозова
Ну, и что дальше ? - так и будем огорчатся роняя слезу в ладонь ? Нас уничтожают более умные в угоду своим прихотям или теряем разум мы рассуждающие ...
Леня Квант
В точных науках сидя на полу с пиццей и в гугле получится только пиццу съесть ...
Sergey
Я учился в формально российском, но по сути еще советском :-) техническом ВУЗе. Т.е. это было в начале 90-х, еще по инерции работала советская система. ВУЗ не самый ведущий и новаторский. Так вот. В техническом образовании все описанное в разделе "экзамены" было и у нас. Курсовые проекты были уже со 2-го курса и как правило не один а 3-4 за год по разным предметам. Хотя они и назывались "курсовыми", но в технических вузах немало предметов, которые есть только один семестр. Поэтому получалось что защищали проекты и в зимнюю и в летнюю сессии. На экзаменах по фундаментальным дисциплинам литературой было пользоваться нельзя. НО по более специальным - можно было иметь справочники.
Вячеслав Шляхетский
На некоторых экзаменах и коллоквимах в МИФИ можно было получить тройку даже при отличном (механистическом) знании предмета, если студент не обладал ФИЗИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ.
Александр Репьев
Так и представляю врача:
- Ой, у вас ногу оторвало? Подождите, посмотрю в справочнике, как правильно пришить обратно.
А если серьезно. То не для всего такой подход хорош. Плюсы и минусы образования есть везде, а образование зависит иногда от конкретного педагога.
Лира Лир
сама я в США не училась, но у меня были ученики из американских и канадских универов, в том числе и престижных.
Я им помогала с математикой (в реале летом и по скайпу зимой). С одним общалась довольно тесно - я с ним много лет работала в России, подготовила его к экзаменам.
Контрольные работы и экзамены у них были (письменные), и довольно жесткие, требующие знания формул. Программа по матанализу близка к нашей. Лекции читали не слишком хорошо, но хотя бы на понятном языке.
Но что меня больше всего удивило - почти у всех семинары вели китайцы, плохо говорящие по-английски, они со студентами не понимали друг друга.
А мой приятель из США рассказывал, как страдали у них в универе студенты, когда лекции читал грузин, который толком не знал английского и упорно говорил "игрек" вместо "уай" - и ни какие жалобы не помогли. Это было давно, но, как видно, лучше не стало.
Елена Попова
Нужно понимать принципиальную разницу. Американская система даёт умения, российская — знания. Если тебя спросить, какая столица Болгарии, ты вряд ли ответишь, если тебя не заставляли это зубрить. Да, эта информация тебе точно не пригодится в жизни, но и умения составлять проекты вряд ли тебе как-то поможет, если ты не живёшь в стране, где в бизнесе сплошь применяется такой подход. В России многое ещё происходит по старинке и бизнес-проекты ещё не очень популярны.
Александр Константинов