Опрос ассоциации «Национальные системы управления», в котором участвовали компании-грузоперевозчики не из числа лидеров рынка, в январе 2024 года показал, что цифровизация пока слабо коснулась бизнеса. Около 70% респондентов до сих пор ведут учет в Excel-таблицах, а коммуникация с отправителями грузов идет через мессенджеры.
Какие цифровые инструменты уже сегодня готовы делать логистику эффективнее, почему бизнес не готов пока отказаться от более консервативных методик управления и когда он перейдет к технологическому будущему, рассказал Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали».
Содержание
Какие технологии сегодня доступны российской логистике
Электронный документооборот (ЭДО) тестируется с 2022 года в сфере грузоперевозок. ЭДО ускоряет расчеты с контрагентами, обеспечивает простое и безопасное хранение данных, высокий уровень защиты информации, экономит время и деньги: на бумагу и курьерские услуги для передачи документов.
«Деловые Линии» благодаря ЭДО с контрагентами сократили себестоимость перевозок за счет снижения холостых пробегов транспорта на 5%, а «Почта России» благодаря отказу от бумаги экономит до 250 млн рублей в год.
Государственная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Через неё можно оформлять электронные транспортные накладные, сопроводительные ведомости, заказ-наряд. Сейчас ГИС ЭПД затрагивает только автомобильные перевозки. В перспективе она должна будет охватить и остальные сегменты: железнодорожные, воздушные, водные, а также мультимодальные.
ЭДО и ГИС ЭДП — важные инициативы для транспортно-логистической сферы, но далеко не единственные цифровые проекты, которые могут повысить эффективность, безопасность и качество перевозок. Бизнесу доступны другие инструменты и ИТ-решения.
Платформы и сервисы для организации перевозок, которые помогают грузоотправителям находить экспедиторов и логистов. Компания формирует заявки на отправление груза и выбирает исполнителя задачи, сравнивая между доступными предложениями по большому набору критериев: наглядно, быстро и в одном месте.
Такие сервисы повышают прозрачность рынка, снижают риск попасть на недобросовестного перевозчика, упрощают обмен данными. Некоторые платформы заточены под работу с узкими отраслями: например, Smartseeds сфокусирована на агропромышленном комплексе.
Системы управления транспортом — TMS, которые оптимизируют затраты на перевозки, помогают планировать рейсы с учетом расстояния, особенностей дороги и ее загруженности, условий обращения с товаром. Также через них можно управлять работой водителя, контролировать транспорт и документацию. Применение TMS особенно важно для сложных мультимодальных перевозок. Известные российские системы: «Маппа: Монитор логиста», «Мегалогист TMS».
YMS или системы управления транспортом на территории. Их отличие от TMS в том, что такие продукты помогают оптимизировать перевозку от КПП компании до склада. Это актуально для крупного бизнеса с большими территориями, где происходит погрузка и разгрузка. При помощи YMS можно, например, сократить задержки фур на КПП. Такой продукт есть у Axelot и «Корус».
Системы управления складом — WMS. Они помогают автоматизировать процессы складской логистики: приемку товара, его размещение, инвентаризацию, отгрузку. Благодаря RFID-меткам происходит точный контроль в режиме реального времени. Системы управления складом в первую очередь повышают эффективность логистики ретейлеров и маркетплейсов. То есть тех компаний, у которых высокий объем оборачиваемого товара. Подобные продукты есть у Axelot, 1С и других вендоров.
Применение «1С:WMS Логистика. Управление складом» помогло Чусовскому металлургическому заводу сократить расходы на содержание склада на 40%, а также ускорить обработку заказов в среднем на 25%. Другой успешный кейс — у «Сибагро». В новом логистическом центре компания интегрировала WMS-систему с транспортером и полностью автоматизировала склад. За счет этого удалось избавиться от ошибок по весу и пересортице, нарастить производительность в два раза.
По теме. Бизнес на грузоперевозках: стоит ли начинать, во сколько обойдётся и что учесть
Почему внедрение технологий происходит медленно
Недостатка инструментов и решений российская транспортно-логистическая отрасль не испытывает. Отечественные компании совершенствуют свои продукты и выпускают новые, современные. Проблема медленного перехода на «цифровые рельсы» и приверженности таблицам в Excel кроется в других факторах.
Неосведомленность участников логистической сферы о том, какие решения им доступны, а также какие инициативы реализуют власти и отраслевые организации. Так, в опросе ассоциации «Национальные системы управления» больше 40% грузоперевозчиков сказали, что не знают о планах на обязательное внедрение ГИС ЭПД.
Более того, до 2022 года во многих отраслях популярностью пользовались в первую очередь иностранные ИТ-продукты, и на отечественные системы бизнес начал обращать внимание не так давно. Рынку не хватает глубокой информированности о существующих предложениях, их возможностях, особенностях. Доверие к отечественным продуктам тоже находится в стадии формирования, поэтому тесты осторожные.
Неготовность или страх перед крупными расходами. Если переход на ЭДО или подключение платформы для управления логистикой еще выглядит недорогим мероприятием, то внедрение многоуровневых систем автоматизации уже требует больших бюджетов. В таких условиях руководителям может казаться, что таблицы в Excel и другие консервативные методы обходятся им дешевле, помогают экономить бюджет компании.
Но объем расходов только увеличивается, если инфраструктура компании не готова к новым технологиям в логистике. Это достаточно частая проблема при внедрении решений на базе ИИ, как показал опрос «К2 НейроТех». Бизнесу нужно увеличивать вычислительные мощности. Вместе с этим обостряются вопросы безопасности и необходимость выделять дополнительные ресурсы на системы информационной защиты.
Неготовность сотрудников к новому. Очень часто сопротивление встречают системы, которые связаны с ИИ и нейросетями: отношение к ним постепенно улучшается, но консерваторов все еще немало. Почти 20% респондентов опроса, выполненного по заказу ВТБ, испытывают опасение и беспокойство перед современным ИИ. Люди боятся, что технологии их заменят, хотя ИТ-инструменты внедряются, чтобы помогать логистам, а не забирать у них работу.
Когда таблицы в Excel сменятся автоматизацией
Невозможно однозначно сказать, что к условному 2026 году большинство логистических компаний в России оставят консервативные убеждения и освоят цифровые продукты для организации и повышения эффективности перевозок. На то, как быстро произойдет этот переход, влияет огромное количество факторов, вплоть до общей экономической ситуации.
Однако, если анализировать сегодняшнюю динамику в отрасли, в ближайшие годы можно ожидать активную цифровую трансформацию российской логистики. В первую очередь этому будут способствовать инициативы властей: и в отношении уже упомянутой ГИС ЭПД, которую могут масштабировать и сделать обязательной, и в отношении других проектов.
Например, 1 августа 2024 года начался эксперимент по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП). Она разрабатывается для отказа от бумажных документов. В число участников эксперимента вошли крупные игроки рынка, как «Евросиб-СПб транспортные системы», FESCO и другие.
Большое количество отраслевых мероприятий, посвященных цифровизации транспортно-логистической отрасли, будут постепенно повышать информированность бизнеса о существующих ИТ-решениях и их возможностях. Среди таких мероприятий стоит выделить форум «Технопром», где в 2024 году на круглом столе обсуждали логистику промышленных предприятий.
Появление в медиапространстве большего количества успешных практик от участников рынка, в первую очередь лидеров отрасли, тоже постепенно будет ускорять динамику общей цифровизации логистики.
Такие компании, как «Почта России», «Деловые Линии», «Грузовичкоф» и другие своим примером уже давно показывают, как информационные технологии повышают эффективность грузоперевозок, уменьшают долю человеческих ошибок и финансовых потерь, снижают пробег автотранспорта и зависимость от кадров, передавая задачи системе.
Сегодня российские логистические компании находятся в ситуации, когда цифровизация — это скорее необходимость, чем прихоть. Растущая нагрузка на грузоперевозки, дефицит квалифицированных кадров, задачи по оптимизации бюджета требуют перестраивать процессы и стратегии развития. На наш взгляд, в ближайшей перспективе динамика цифровизации логистики ускорится, и таблицы Excel больше не понадобятся.
Фото на обложке: urfinguss /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Просто о сложном: первые шаги в бизнесe»
- 1 Бизнес на грузоперевозках: стоит ли начинать, во сколько обойдётся и что учесть
- 2 Как открыть логистическую компанию
- 3 CEO Logitech Брэкен Даррелл покинул компанию после 10 лет работы
- 4 Как выглядели первые логотипы Apple, Amazon и других техгигантов
ВОЗМОЖНОСТИ
03 декабря 2024
03 декабря 2024
04 декабря 2024