Грузоперевозки — отрасль логистики, которая занимается транспортировкой товаров от одного пункта к другому. Она включает в себя планирование, организацию и управление перемещением грузов. Это важно для любого бизнеса, деятельность которого связана с созданием или продажей товаров.
Как запустить логистическую компанию и что надо учесть на старте, рассказали основатель и генеральный директор компании Any Roads Николай Соловьев, а также сооснователь и операционный директор компании Any Roads Марина Богатырева.
Содержание:
- Характеристика рынка логистики в России
- Как начать бизнес в логистике без офиса, машин и склада
- Регистрация компании, работа с самозанятыми и перевозка опасных грузов
- Компании-экспедиторы
- Коды ОКВЭД
- Оборудование
- Наем сотрудников и создание парка автомобилей
- Основные статьи расходов
- Реклама
- План расходов и прибыль организации
- Итоги
Чтобы запустить логистический бизнес, надо иметь не только стартовый капитал, но и четкое понимание потребностей целевого рынка, наработанную базу перевозчиков и партнеров, ключевых клиентов.
Логистические компании:
- обеспечивают оптимальную организацию и координацию транспортировки грузов от производства до конечного потребителя;
- знают правовые нормы, в том числе международные (если занимаются импортом и экспортом продукции), и соблюдают их, чтобы снизить риски и избежать правовых проблем;
- работают в высоконкурентной среде: клиенты выбирают тех, кто может обеспечить скорость и надежность доставки;
- вынуждены адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации в условиях антироссийских санкций, нарушивших цепи поставок.
Характеристика рынка логистики в России
В 2024 году российские логистические компании столкнулись с вызовами, повлекшими увеличение затрат на хранение и доставку товаров. Также наблюдается дефицит складских помещений, нехватка персонала, увеличение транспортного плеча — расстояния или времени, связанных с перемещением товара от производителя к потребителю. Это ведет к росту себестоимости услуг, что сказывается на бизнесе и конечной стоимости товаров.
Уход из России крупных международных гигантов, которые диктовали условия остальным игрокам, перераспределил объемы среди российских перевозчиков. Это позволило выйти на рынок мелким игрокам — например, компаниям, арендующим небольшое количество судов.
За первый квартал 2024 года экспорт товаров из России сократился на 2,3% в годовом выражении, импорт — на 9,9%. При этом экспорт из Китая в Россию только в июне вырос на 5% в годовом выражении. Из-за этого в РФ скапливается много контейнеров, а в КНР, наоборот, наблюдается дефицит.
Несмотря на то, что железнодорожные перевозки контейнеров в первом полугодии выросли на 8,9%, РЖД снижает объемы доставки коммерческих грузов в сезон транспортировки угля на экспорт. В итоге для бизнеса снижается доступность контейнерных перевозок в восточном направлении.
По этой причине:
- растут ставки;
- увеличиваются сроки доставки;
- перегружаются порты и сухопутные погранпереходы;
- возникают сложности с отправками по железной дороге.
Вместе с этим в 2024 году отечественная отрасль продолжает адаптироваться к изменившимся реалиям. Основное внимание уделяется построению новых цепей поставок. Продолжилась переориентация международных грузопотоков на южное и восточное направления — Турцию, Иран, Индию, Китай, с которым увеличивается товарооборот.
В ближайшей перспективе грузоперевозки всеми видами транспорта в России могут вырасти на 1—3%, но спрос на такие услуги превысит возможности инфраструктуры.
По теме. Таможенное оформление и его этапы
Как начать бизнес в логистике без офиса, машин и склада
Для открытия бизнеса в этой сфере не нужно иметь офис, транспортные средства и складские помещения. Общаться с персоналом, партнерами и клиентами можно:
- в виртуальном офисе, так как большинство вопросов решается дистанционно;
- в небольшом арендованном офисе;
- в переговорной в современном деловом центре.
Если нет собственного автопарка, важно иметь надежных партнеров с парком машин и логистов, которые станут координировать процессы грузоперевозок.
Приобретать складские помещения тоже не обязательно: их можно арендовать — как пустые, так и оборудованные под склад.
Но необходимо иметь грамотно выстроенную инфраструктуру, чтобы открыть филиалы за границей — это позволит эффективно работать на международном рынке.
Регистрация компании, работа с самозанятыми и перевозка опасных грузов
Варианты регистрации:
- открыть ИП — на старте позволит сэкономить на налогах;
- зарегистрировать ООО, если планируется рост, наем водителей, запуск филиалов, в том числе за рубежом.
Это можно сделать, посетив ФНС или онлайн. Такие услуги предоставляют некоторые банки.
Работа с самозанятыми
Логистика чаще других привлекает к сотрудничеству самозанятых (29%). При работе с таким сотрудником необходимы три закрывающих документа:
- договор оказания услуг (или выполненных работ);
- акт оказанных услуг (или выполненных работ);
- чек от плательщика НПД.
Чтобы избежать проблем, надо грамотно составить договор, проверить статус самозанятых при выплатах и своевременно собирать чеки.
Транспортировка опасных грузов
По физико-химическим свойствам и требованиям к транспортировке опасные грузы делятся на девять классов. Опасными считаются те, которые могут нанести ущерб здоровью людей, имуществу, окружающей среде или требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения — например, химическая продукция, взрывчатые вещества, топливо.
За нарушение требований по транспортировке опасных грузов грозит административная и уголовная ответственность. Также необходимо соблюдать требования, которые включают ограничения по видам транспорта, условиям хранения и т. д.
По теме. Тренд на эффективные коммуникации в логистике: почему важно держать клиента в курсе доставки
Компании-экспедиторы
Эти организации занимаются управлением и координацией грузоперевозок, обеспечивая транспортировку товаров по оптимальным маршрутам с учетом всех нюансов.
Компании, предоставляющих международные транспортно-экспедиторские услуги и таможенное сопровождение для предприятий:
- занимаются оформлением накладных, таможенных деклараций;
- координируют работу между перевозчиками, клиентами и таможенными органами;
- выбирают оптимальный маршрут (море, железные дороги, авто, авиа) в зависимости от сроков, бюджета и типа грузов;
- оценивают риски при перевозке и обеспечивают страхование грузов;
- следят за изменениями в международных и местных законах, касающихся перевозок и таможни.
Коды ОКВЭД
ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Код указывается в заявлении при регистрации юридического лица или ИП. Он нужен для налоговой и Росстата.
Общие групповые коды для оказания услуг в сфере «транспортный бизнес и логистика»:
- автомобильные перевозки — 49;
- воздушный транспорт — 51.21;
- водный транспорт — 50.40;
- морской транспорт — 50.20.
Оборудование
Организация логистического бизнеса потребует оборудования. Это инструменты и машины, которые помогают эффективно управлять процессами доставки товаров.
Например, транспорт для погрузки, системы для учета, складское оборудование, платформы для отслеживания этапов доставки и контрольные системы для проверки состояния грузов (температурные датчики).
По теме. Что делать бизнесу для преодоления логистического коллапса? Опыт компании
Наем сотрудников, создание парка автомобилей
На старте можно обойтись небольшим штатом, наняв менеджера по продажам и логистов, а остальных сотрудников — бухгалтера и ИТ-специалиста — привлекать в рамках аутсорсинга.
Первые автомобили стоит арендовать. Когда бизнес логистическая компания начнет развиваться, их можно будет взять в лизинг. Это даст возможность сократить затраты и сроки окупаемости. Что учесть:
- вероятен наем неопытных водителей из-за дефицита кадров;
- необходимо иметь гаражи и автостоянки;
- придется вкладывать средства в обслуживание транспортных средств.
При таких условиях более успешно работает принцип: 30% — собственный парк, 70% — наемный. Можно привлекать к сотрудничеству транспортные организации, арендовать контейнеры и оборудование.
Основные статьи расходов
Они зависят от того, планируется ли создание автопарка, аренда офиса и т. д. Если нет, в обязательные расходы входят:
- заработная плата сотрудников;
- налоговые отчисления;
- разработка ИТ;
- создание и обслуживание сайтов;
- рекламный бюджет;
- обслуживание зарубежных организаций;
- переменные затраты.
Реклама
Бизнес грузоперевозки — высококонкурентная отрасль, поэтому минимальные вложения в рекламный бюджет составят 500 тыс. — 1 млн руб. В эту сумму входят:
- SEO-оптимизация;
- контекстная реклама;
- работа с ТГ-каналами;
- работа в соцсетях;
- СММ;
- ведение соцсетей.
План расходов и прибыль организации
Из-за роста ключевой ставки оптимальный вариант на старте — иметь собственные оборотные средства либо искать инвесторов для запуска.
Минимальные вложения (без учета расходов на рекламу и прочее): первоначальные инвестиции в сегменте международных мультимодальных перевозок — от 5 000 000 рублей, включая оборотные средства, затраты на открытие компании, ФОТ, банковское обслуживание, аренда офиса, ПО.
Рентабельность: 25—30%.
Срок окупаемости: до трех лет.
Прибыль в год: около 1 500 000 рублей.
Чаще всего с молодыми компаниями заключается договор на условиях постоплаты, поэтому необходим соответствующий уровень оборотных средств. Даже если брать по минимуму, нужны несколько сотрудников: менеджер по продажам, логист, аутсорсинг бухгалтерии и юристов, ПО, аренда офиса. Если в планах есть создание собственного автопарка, статей расходов станет больше.
По теме. Что такое параллельный импорт и как работает
Расходы
Бывают они такими:
- Транспортные: топливо, техобслуживание и ремонт транспортных средств, страхование автомобилей.
- Заработная плата сотрудников.
- Операционные: на лицензирование и разрешения, налоги и сборы, коммунальные услуги (свет, вода, интернет).
- Складские: аренда или содержание помещений, оборудование для хранения и обработки грузов.
- Маркетинговые: реклама и продвижение услуг, участие в выставках и конференциях.
- Непредвиденные: резерв на случай ДТП, задержек или порчи грузов.
Доходы
Бывают такими:
- Оплата за доставку грузов.
- Дополнительные услуги: упаковка, экспедирование.
Важно прогнозировать валовую прибыль: она показывает эффективность продаж. При грамотном подходе бизнес сможет выйти в ноль примерно за 6 месяцев, потом компания начнет приносить чистый доход.
Итог
Логистика сегодня переживает непростой период: санкции усложняют цепи поставок из-за чего увеличиваются стоимость и сроки доставки. Внешнеполитическая ситуация и необходимость действовать в условиях высокой конкуренции требуют от экспертов умения быстро адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям.
Предприятие, занимающееся предоставлением услуг по перевозке различных грузов, можно создать без офиса, машин и склада. Но чтобы добиться успеха, важно иметь релевантный опыт уже на старте. Если его нет, стоит окончить курсы или пройти стажировку в успешной компании.
Несмотря на объективные сложности, сегодня это перспективное направление: растет товарооборот со многими странами, активно развиваются маркетплейсы и электронная коммерция, что также влияет на спрос на грузоперевозки.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как попасть в топ поисковой выдачи Ozon»
- 1 Wildberries построит 11 новых складов по всей России
- 2 Цифровой вопрос: когда технологии в логистике придут на смену блокнотам и таблицам в Excel
- 3 Бизнес на грузоперевозках: стоит ли начинать, во сколько обойдётся и что учесть
- 4 CEO Logitech Брэкен Даррелл покинул компанию после 10 лет работы
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025