Как растущим компаниям сохранить дух стартапа: пять правил

Никита Ариарский
Никита Ариарский

HR-бизнес-партнер в Lamoda Group

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Все крупные IT-корпорации когда-то были небольшими компаниям – группами вдохновленных энтузиастов, влюбленных в свое дело. Во многом благодаря отношению сотрудников к тому, что они делают, маленькие стартапы и превратились в гигантов, имена которых сегодня на слуху у каждого. Никита Ариарский, HR-бизнес-партнер в Lamoda Group, рассказывает о пяти правилах, которым надо следовать, если вы не хотите превратиться в «скучную» корпорацию.

Мы задумались: как не растерять энтузиазм, если маленький проект превратился в серьезный бизнес, и не переключиться из режима «давайте попробуем» в режим «и так сойдет»? В результате сформулировали пять правил, которые мы внедрили и стараемся грамотно применять в собственной практике.

1. Традиции, которые близки всем

Помните, в фильме «Стажер» сотрудники били в гонг, отмечая каждое достижение компании? У вас тоже должны быть свои «фишки», которые сплотят команду. Допустим, это могут быть вечеринки в необычном, креативном формате. Главное, чтобы они проходили постоянно, – а сотрудники ждали их с нетерпением. Само мероприятие должно быть как можно менее формальным и больше походить на встречу старых друзей – долой субординацию, и да здравствует смех, музыка, тосты и веселые разговоры.  

Еще в самом начале развития компании Google (до того как она превратилась в гигантскую транснациональную корпорацию, а все сотрудники умещались в одном офисе), любые достижения было принято отмечать крепким немецким ликером Jägermeister прямо на рабочем месте. А сотрудники Twitter и по сей день регулярно устраивают командные встречи на крыше.

Мы традиционно сообща отмечаем наши большие и маленькие успехи – иногда это просто капкейки и кофе утром. Или традиционные летние встречи на террасе на Fashion Friday: мы любим музыку, вкусно перекусить, выпить коктейль и потусить с друзьями. Немного. До утра!

Фото предоставлено пресс-службой компании

Два раза в год мы проводим крупные корпоративы и каждый раз стараемся удивить новой площадкой и новыми активностями. Есть у нас и еще одна ритуальная пятница. Раз в год, в конце ноября, вся команда собирается вместе и, как трансформер, превращается в единый суперорганизм, чтобы работать 24 часа non-stop – это Black Friday. Этого события ждут не меньше, чем корпоратива: это чистый драйв. Ребята из разных департаментов присоединяются к команде торговых представителей, выезжают на собственных машинах на склад за заказами и сами доставляют заказы клиентам, чтобы справиться с огромным объемами, а также поддержать командный дух.

2. Хочешь повышения – учись

Интерес к своему делу – «батарейка», которая заставляет людей двигаться вперед. Чтобы подзарядить ее, необходимо придумать некий аккумулятор – структуру внутри компании, которая занималась бы обучением сотрудников. Главное, не превратить это дело в добровольно-принудительное занятие и сделать посещение свободным. Лучше заманивайте сотрудником классными спикерами и увлекательными темами – тогда на лекциях будет полный аншлаг.

Фото предоставлено пресс-службой компании

В Apple, например, это таинственный корпоративный университет, основанный Стивом Джобсом, посещение которого не является для сотрудников обязательным, но тем не менее во время занятий яблоку негде упасть (простите за каламбур). Лекции в нем читают знаменитые приглашенные профессора из Йеля, Гарварда, Калифорнийского университета.

Образовательная лаборатория Lalab от Lamoda также предлагает своим сотрудникам лекции от известных спикеров, например, про то, как развить эмоциональный интеллект или улучшить ораторские навыки. Все на добровольной основе – это про культуру самообучения и любопытство.

3. Чужой пример заразителен

Вы наверняка наблюдали такую ситуацию в школе: стоило появиться новичку, который собирал фишки от «чупа-чупса» или играл на гитаре, и весь класс мгновенно подхватывал его увлечение. В работе то же самое – крутой специалист со свежим взглядом может воодушевить всю команду. Поэтому нужно «хантить» лучших из лучших. Привлекайте тех, кто приложил руку к знаменитым стартапам, работал над классными проектами.

Фото предоставлено пресс-службой компании

Такие спецы способны в буквальном смысле совершить перезагрузку вашей компании. И наоборот, облегчайте для новичков процесс вхождения в ваш коллектив и культуру. У нас действует программа Big Brother, Big Sister – это значит, что у каждого нового сотрудника появляется друг в офисе, который помогает не только по рабочим вопросам (для этого есть ментор), но и по «бытовым»: как сориентироваться в офисе, где перекусить, где заняться спортом.

4. Общайтесь с CEO напрямую

Это не нарушение субординации, а нормальная практика. Какими бы «большими» вы ни были, каждый сотрудник должен иметь возможность обратиться к директору напрямую. Некоторые компании идут гораздо дальше: так, нью-йоркский стартап SquareSpace пропагандирует равенство менеджмента и рядовых сотрудников в том, что касается рабочих условий – они работают бок о бок за соседними столами.

Фото предоставлено пресс-службой компании

Схожий подход частично применяется и в Facebook, и в Lamoda – например, наш CEO Флориан Янсен сидит на общем этаже и считает такой дружеский подход и ежедневную коммуникацию с сотрудниками наиболее эффективными способами взаимодействия в компании.

Не так давно мы создали электронный адрес, на который каждый сотрудник Lamoda может отправить вопрос или пожелание и быть уверенным, что его прочитают не только его непосредственные руководители, но и CEO компании Флориан Янсен. Писать при этом необязательно: любой может задать вопрос любому при встрече. У нас все друг с другом на «ты». Это среда открытого диалога, в которой правило «нет» не работает, а отсутствие границ и иерархии ускоряет разработку бизнес-продуктов.

5. Не просто офис, а дом

Создать такой офис, чтобы сотрудникам хотелось приходить на работу. В московском Google для этого сделали капсулы сна, бесплатные закусочные и дизайн в стиле русских сказок. Airbnb в Сан-Франциско пропагандирует домашний уют и устраивает переговорные в виде жилых комнат; Intuit открывает бесплатный спортзал для всех сотрудников.

Фото предоставлено пресс-службой компании


В нашем офисе на протяжении семи лет появлялись дизайнерские и игровые решения, чтобы сделать само пространство мотивирующим и функциональным. У нас опенспейсы, и сотрудники могут организовать свое рабочее место по своему желанию, есть зоны для отдыха, кресла для массажа, кофе-поинты, несколько снекбаров, в том числе со здоровой едой. Сотрудники имеют возможность заниматься спортом – для этого арендуются футбольные, волейбольные и баскетбольные площадки, есть своя «качалка» – для разрядки. Сейчас мы подошли к совершенно другому этапу и достраиваем наш собственный Lamoda Home, в который собираемся въехать перед самым Новым годом, в декабре.


Материалы по теме:

Агротех-стартапы в России: что создавать, кому они интересны и как привлечь инвесторов

Эти 10 факторов покажут, что ваш стартап стал серьезным бизнесом

«Финнам нужен просто хороший продукт и четкое предложение». Что мы поняли, запустив стартап в Хельсинки

«Мы отучились говорить слово "потом"». Как промышленный стартап из Калуги выходит на международный рынок

Как поменялась моя жизнь после ухода из Google в стартап

Фото на обложке предоставлено пресс-службой компании.


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Анна Маслиева
    Анна Маслиева 00:53, 11.09.2018
    0
    Отличная статья, спасибо! Было бы здорово почитать больше о кейсах российских компаний.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Russian Startups Go Global 2018
1 декабря 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase