Top.Mail.Ru
Колонки

Есть ли перспективы у электронной коммерции в России? Сравнение с мировой статистикой

Колонки
Алена Сидоренко
Алена Сидоренко

Генеральный директор компании SmartLeads

Екатерина Алипова

За последние несколько лет e-commerce прочно осела не только на рынке, но и в жизни потребителей. «Она перед сном скролит ленту на вайлдберис, он смотрит машины на авито» – рутина 41,7% россиян (Газета.Ru ссылается на опрос Wazzup). 

Электронная коммерция повсюду. И, как показывает статистика, ее влияние и успех будут только расти. Подробней о развитии e-commerce рассказала Алена Сидоренко, генеральный директор компании по партнерскому маркетингу SmartLeads.

Есть ли перспективы у электронной коммерции в России? Сравнение с мировой статистикой
  1. Колонки

Как сейчас развивается электронная коммерция?

В этом году мировые онлайн-продажи повысятся на 8,8% и составят $6,3 трлн (данные EMARKETER, ранее Insider Intelligence). 

20,1% розничных покупок будут совершаться онлайн, что негативно скажется на оффлайн-предприятиях. Но при этом даст им возможность выйти на новый уровень – расширить круг предложений, увеличить охваты и стать открытыми для пользователей 24/7. 

Для полноценного же онлайн-бизнеса, несмотря на рост мировых продаж до 23% к 2027 году, ситуация будет складываться сложная. E-commerce переживает бум, растет конкуренция. Предпринимателям приходится искать дополнительные точки соприкосновения с пользователем и креативные идеи для удержания внимания.

Особенно это касается электронной коммерции в России. Согласно оценкам Data Insight, если в 2023 году интернет-продажи увеличились на 48%, то по итогам 2024 года вырастут только на 36%, а в 2026 году – на 18%.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Аналитики прогнозируют снижение темпов прироста онлайн-продаж. Пик пришелся на года пандемии, когда в электронной коммерции была острая необходимость и менее конкурентная среда. Сейчас же рынок активно пополняется, поэтому удерживать прежние темпы за счет миграции покупателей из сокращающейся традиционной торговли довольно сложно. Плюс важно учитывать, что более 50% россиян продолжают посещать офлайн-магазины.

Маркетплейсы и их влияние на E-commerce 

Именно на плечи гигантов электронной коммерции будет возложена задача по улучшению показателей продаж.

Поддерживать рост рынка будут крупные маркетплейсы, чья доля увеличится с 60,7% в 2023 году до 75,3% в 2025 году – бизнес-аналитик Михаил Бурмистров.

В России в пятерке лидеров по продажам (по данным Data Insight за 2023-2024 года):

  1. Wildberries – 2 143 700 млн. рублей 
  2. OZON – 1 566 400 млн. рублей
  3. Яндекс Маркет – 370 600 млн. рублей
  4. МегаМаркет – 312 700 млн. рублей
  5. Интернет-магазин DNS – 239 400 млн. рублей

Источник: рейтинг Data Insight 

Что же касается мирового рынка, то лидирующую позицию как по посещаемости, так и по обороту занимает Amazon – 37,6% от всех продаж и 2,8 млрд просмотров в год. Следом за ним Walmart с 6,4% продаж, Apple с 3,6% продаж и eBay с 3% продаж. 

Доступный же нам AliExpress занимает по посещаемости почетное второе место – 952 млн просмотров.

И это довольно показательно, т.к. 52% покупателей в мире совершают покупки за рубежом (по данным Statista). Таким образом, наличие международной доставки может стать реальным способом увеличения продаж.

Для российского же рынка остается актуальной доставка по стране. Покупателям предпочтительнее заказать товар на местных маркетплейсах и получить его в течение 1-3 дней, чем оформить аналогичный заказ на AliExpress и ждать месяц. 


Читать по теме: Глобальные тенденции e-com в 2025 году, за которыми стоит следить


Что же может пойти не так? Статистика поведения покупателей 

Как мы уже выяснили, количество пользователей онлайн-магазинов как в России, так и в мире активно растет. 

Однако более 70% покупателей в мире отказываются от своей корзины (по данным Statista)

И причиной тому стали:

  • Стоимость доставки
  • Создание учетной записи
  • Наличие сервисного сбора
  • Медленные сроки доставки
  • Недоверие к сайту в вопросе конфиденциальности 
  • Длительный/сложный процесс оформления заказа

Во избежание потери клиентов необходимо учесть следующие моменты:

  1. Свободная регистрация на сайте, т.е. покупатель может оформить заказ без создания учетной записи 
  2. Оптимизация процесса доставки и снижение ее стоимости
  3. Подключение рассылки e-mail как маркетингового инструмента для побуждения к действию 
  4. Добавление в корзину поля ввода промокода   

Последний пункт хочется выделить отдельно, так как сейчас наличие выгодных предложений в электронной коммерции особенно благоприятно сказывается на продажах.

Например, за последние 5 лет динамика пользовательского запроса «промокод» по данным Google Trends выросла вдвое.

Источник: поисковой запрос в Google Trends 

Положительный прирост также наблюдается и среди самих промокодных сайтов (данные из Яндекс.Метрики).

Источник: данные из Яндекс.Метрики для promokodus.com

Но это лишь один пример из десятка вариантов выгодных предложений. Самым перспективным для российских покупателей оказалась бесплатная доставка.

Еще один инструмент для успешного развития электронной коммерции – работа с социальными сетями. 


Читать по теме: 67% российских eCommerce-компаний используют в работе генеративный ИИ


Востребованность social commerce 

С каждым годом интернет все активней втягивает пользователей в свою паутину. Более 103 млн россиян старше 12 лет заходят в сеть хотя бы раз в месяц (по данным Mediascope за 2024 год).

Мировой же показатель составляет 5,44 млрд, из которых 2,71 млрд (почти 50%) пользователей совершают покупки онлайн. В России этот показатель равен 49,66 млн, что составляет 48% от общего числа российских пользователей (данные за 2023 год).

Если брать во внимание тот факт, что к концу 2023 года российский рынок инфлюенс-маркетинга вырос на целую треть (данные исследования WildJam, которое цитирует Adindex), то можно сделать вывод, что объем продаж в социальных сетях растет. 

Это подтверждается и исследованиями от Statista: «Ожидается, что к 2030 году торговля в социальных сетях достигнет $8,5 трлн».

Сотрудничество с блогерами и маркетинговые стратегии благоприятно влияют на этот показатель, несмотря на ограниченный доступ к некоторым площадкам.

Кто бы мог подумать, что тот самый магазин на диване переродится и захватит мировой рынок? 

Будущее электронной коммерции 

Сила онлайн-продаж велика. Цифровизация продолжает набирать обороты, проникая в жизнь каждого человека. Уже сейчас 91% пользователей зависят от своего телефона, используя его для покупок (по данным PewResearch). Вырастет ли этот показатель до 100%? Покажет время. И эволюция, которую мы можем наблюдать в e-commerce уже сейчас.

AR-технологии стали новым витком развития электронной коммерции. Аналитики прогнозируют глобальный экономический рост – на $1,5 трлн к 2030 году за счет возможностей AR и VR (данные консалтинговой компании PwC).

Российский же рынок отстает от мирового всего на год-полтора, но уже сейчас мы можем наблюдать активное внедрение дополненной реальности в онлайн-продажи. Например, виртуальная примерка одежды от Lamoda. Отличная возможность закрыть боли покупателей и подтолкнуть их к действию.

Как итог – рынок e-commerce в России ждет перспективное будущее. За последний год вклад интернета в экономику страны вырос на 35% до 16,4 трлн рублей. По словам директора РАЭК Сергея Гребенникова, 94% из этой суммы пришлись на электронную коммерцию. C естественной сменой поколений этот процент и онлайн-продажи будут только расти.


Читать по теме: Сервисы e-grocery в России увеличили выручку на 34,6%


Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Wildberries вернет продавцам 900 млн рублей штрафов
  2. 2 Спрос стал массовым: в России зафиксирован 50-кратный рост продаж товаров для квадроберов
  3. 3 Ozon предложил сделать часть пунктов выдачи заказов pet-friendly
  4. 4 Совет Федерации рекомендовал внести в Госдуму законопроекты о маркетплейсах до конца года
  5. 5 Бакальчук не смог доказать, что уведомил жену об иске на 350 млрд рублей
7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться

ВОЗМОЖНОСТИ

14 октября 2024

14 октября 2024