Как спланировать экзит, чтобы компания не распалась после ухода фаундера
Вначале 2022 года платежная система QIWI купила у Александра Мерзликина SaaS-платформу «Таксиагрегатор» за 700 млн рублей. Тогда он оставил за собой 20% компании и позицию CEO.
Через год он продал оставшуюся часть и вышел из проекта окончательно, запустив сервис для здорового сна Sleeptery, которым управляет по сей день.
Эксперт рассказал, как спланировать экзит, если пришло время покорять новые бизнес-вершины, но оставлять команду без страховки не хочется.
Содержание
Сначала разберитесь, хотите вы реально уйти или просто устали
Прежде чем ступить на маршрут экзита, честно ответьте себе на вопрос: в чем ваша роль как основателя проекта? Для меня она заключается в поиске новых масштабов. Но не просто ради увеличения числа в графе «годовой оборот». А для понимания того, каким образом основатель может улучшить инструментарий сервиса, чтобы положительно повлиять на жизнь пользователя. Если вы осознаете, что больше не можете создавать вау-эффект на рынке и строить компании трамплин для скачка на следующий уровень, из бизнеса стоит выходить.
Иногда за мечтами об экзите кроется выгорание. Исследование Sifted, например, показывает, что из около полусотни основателей 61% раздумывали об уходе, а еще 41% от общего их числа хочет реализовать такой план в течение года. В причинах все опрошенные отметили стресс и тревогу на рабочем месте.
Обязательным пунктом перед принятием окончательного решения становится отпуск. Отличным вариантом будет полное отключение от всех рабочих дел. Дополнить каникулы можно диджитал-детоксом.
Надеюсь, к этому абзацу вы вернулись с пляжей Черного моря или горного ретрита на Алтае. Если желание выходить из бизнеса за это время приняло в вашей голове более структурную форму, то, вероятно, теперь вы задаетесь вопросом, сможет ли команда продержаться без вас.
Хорошая новость в том, что эту проблему, скорее всего, уже отработал отпуск, из которого вы только что вернулись. Процессы не полетели, пробивая нижнюю планку целевых показателей, продажи идут, и клиентов не становится меньше? Значит, у вас отличный топ-менеджмент, который справится и после вашего ухода.
Иногда решение бывает проблематично принять из-за неясности выгоды. Такое часто случается, когда основатель думает об уходе из проекта на стадии роста: тяготеют мысли об упущенных возможностях. Когда дело в финансах, лучше подумать о других сценариях, а не экзите: вы хотите выйти из бизнеса и двинуться дальше или все-таки выйти из операционных процессов и получать дивиденды?
Вспомните о первоначальной причине вашего желания уйти: есть ли что-то, что можно сделать сейчас для кратного роста бизнеса? Есть ли на это энергия? Готовы остаться ради этого подольше? Если нет — планируйте передачу дел. Решение «переждать ради лучшей цены» не самое удачное: обстоятельства на рынке или в стране могут резко поменяться. А чем выше стоимость, тем больше сужается круг покупателей и сама вероятность выхода.
Для тех, кто хочет выйти из роли фаундера, но и бросать проект на произвол судьбы не готов, всегда есть вариант остаться на альтернативной роли. Например, на позиции CEO. Другая опция для тех, кто не готов передавать свое дело в руки незнакомому покупателю, — продажа в течение нескольких лет по формуле, например, пут-опцион. Схема делится на четыре года, в каждый из которых вы можете продавать по 25% компании. В конце каждого периода можно решать: оставляете еще часть или нет.
Для того чтобы лучше понять, переждать на горной вершине или дать добраться до нее кому-то еще, советую выделить время на рефлексию. Отдохните, абстрагируйтесь от эмоций и подумайте, видите ли себя еще проводником команды. Например, фонд Y Combinator задает фаундерам такие вопросы:
- Какие идеи по росту стартапа вы еще можете предложить?
- Какую прибыль, по вашим подсчетам, могут принести эти идеи?
- Вы хотите работать в стартапе, который двигается по этому курсу?
Если из ответов вы поняли, что можете (а главное, хотите) дать новый толчок своему бизнесу — оставайтесь. Если же все еще не уверены, но топливо на преодоление дальнейшего пути внутри проекта еще есть, попробуйте продать бо́льшую долю, оставив за собой какую-то часть процентов и позицию руководителя. Кстати, в случае с моим стартапом я так и поступил.
По теме. Словарь предпринимателя: экзит
Почему экзит становится провальным для фаундеров
Большинство основателей недовольны тем, как сложилась их судьба после выхода. Так заявляет автор книги Finish Big. Он провел интервью с 150 владельцами бизнес-проектов через 20 лет после их экзитов и обнаружил, что лишь 7% радуются тому, что покинули компании. В своей книге Бо Берлингем рассказал, что не устраивало остальные 93%, а я попробую объяснить, как не попасть в их число.
Стоимость компании оказалась несоизмеримой с количеством вложенных усилий
При планировании продажи нужно сопоставлять оценку стартапа с ожиданиями. Можно задать вопросы: хватит ли этих денег на запуск нового проекта? Стану ли я продавать компанию за меньшую сумму, чем рассчитывал? Ответ на последний вопрос можно считать дополнительным маркером решения «уходить или не уходить». Если ответ «да», значит, энергии уже остается немного, и основатель точно не готов вкладываться в проект и не сможет его лидировать еще дольше.
Однако это не обязывает соглашаться на первое поступившее предложение: даже если сейчас кажется, что лучше сдать все дела как можно скорее за любую стоимость, то потом, с оглядкой на этот момент, будете недовольны своей поспешностью. Нужно решить, что можно скорректировать в цене и условиях для покупателей в соответствии с собственными планами на жизнь.
Бизнес не принес очевидной пользы обществу
«Счастливые» фаундеры в книге Берлингема отметили: они гордятся тем, что подарил пользователям их проект. Даже если импакт-бизнес — не основная миссия основателя, лучше проанализировать, как еще можно улучшить стартап прямо сейчас, пока уход только на горизонте. Какую инновацию внедрить? каких партнеров привлечь? А может, вы уже задумали создать новый проект с нематериальными ценностями? У моего проекта, например, была своя миссия: сделать вывод средств для водителей моментальным. Ведь раньше они ждали от таксопарков расчеты по итогам месяца, а платить за аренду автомобиля и бензин нужно было постоянно.
Основатель не придумал, что делать дальше
Многие фаундеры покидают компанию и, даже имея ликвид на руках, не знают, какой проект и зачем они хотят делать следующим. Эта проблема более распространена, чем кажется на первый взгляд. В инвестиционном клубе Tiger 21 разработали целую программу поддержки экс-владельцев бизнесов, которые не определили дальнейший вектор личного развития.
В исследовании, проведенным частным банком, 36% респондентов отметили, что построение дальнейшей жизненной стратегии после выхода из стартапа далось им гораздо тяжелее, чем они ожидали. Поэтому так важно продумать план действий и выбрать дальнейший фокус. Например, я покидал стартап с горящими глазами, потому что уже с головой был в другой идее — сервисе для здорового сна.
Самые перспективные сотрудники перестали расти после ухода фаундера
Перед финальной сделкой по передаче компании стоит расспросить топ-менеджеров о том, что именно их мотивирует и какие дальнейшие точки роста они видят для бизнеса. Ваша заинтересованность поможет руководителям понять, зачем им оставаться с этим проектом в сложные моменты и как еще они могут перестроить его стратегию.
После экзита я убедился в профессионализме оставшейся команды, когда увидел, как они действуют в кризис. QIWI, купив «Таксиагрегатор», оставался его единственным платежным партнером. В начале 2024 года банк неожиданно лишился лицензии. Так у сервиса моментальных выплат эти самые выплаты остановились.
Можно было всё списать на внешние обстоятельства, а можно сотворить невозможное. Команда выбрала второе — сгруппировалась и разработала интеграцию с новым банком за 46 часов. Кто сталкивался с глубоким включением в банковские процессы, тот знает, что при хорошем раскладе это занимает 2-3 недели, при плохом — до бесконечности.
Проект «свернулся»
Скорее всего, причиной послужила некорректная передача процессов в новые руки. Возможно, выход был слишком поспешным или команда рассыпалась, не справившись с трудностями. Поэтому важно правильно и постепенно передать дела новому лидеру — об этом отдельный блок.
Что делать, когда решение принято
Первым делом внимание стоит обратить на сроки проведения сделки. Рассчитайте, сколько времени займет продажа вместе с вашим выходом после нее. В среднем подобный процесс длится от года и увеличивается в зависимости от масштабов проекта. В моем случае прошло 24 месяца с момента продажи первой части доли до окончательного экзита — ухода с позиции CEO в уже купленной компании.
Если вы продаете стартап большой организации, запаситесь терпением, потому что все процессы корпорации покажутся вам очень медленными. Лучшим решением станет ведение подготовки к уходу параллельно переговорам: найдите гипотезы для роста, приведите в порядок финансы и документы.
Помните, что на протяжении всего этого времени бизнес должен приносить прибыль и развиваться. Чтобы компания работала в штатном режиме, не позволяйте распространяться слухам о вашем уходе, будьте честными с командой.
Сплетни могут подорвать доверие сотрудников, а избежать их появления поможет откровенный разговор: объясните причину своего решения, покажите, как проект разовьется без вас и какие еще точки роста у него есть.
Если вы уже нашли покупателя, то можете познакомить его с командой. Так люди поймут, что изменится во внутренних процессах, кто теперь будет ставить задачи и какую политику влияния на процессы выберет.
Кстати о покупателе: идеально, если выберете стратегов и подготовитесь к финальным переговорам заранее. Время даст вам возможность узнать, какие у будущего владельца ценности и внутренняя культура, насколько сильна необходимость в вашем проекте, какой интеграцию с вашей компанией видит топ-менеджмент корпорации в будущем.
Подготовка снизит страх неизвестности и даст понимание, что ждет ваше детище. Конечно, риски снижаются, если второй стороной в грядущей сделке будет человек, которого вы знаете и которому доверяете. Это может быть ваш бывший партнер, инвестор или даже клиент, если речь идет о B2B-сфере.
Еще один важный пункт в планировании — выделение бюджета. Стоит заранее задуматься о той сумме, которую вы готовы потратить на юристов и бухгалтеров, консультантов и брокеров, сопровождающих сделку.
Помните, что вас ждет решение огромного количества бюрократических вопросов. Я совершал сделку в конце 2021 года, и деньги, выделенные на высококлассных специалистов, помогли мне чувствовать себя защищенным в плане рисков и не сойти с ума от самостоятельного изучения документов.
Одним из последних шагов, пока еще вы находитесь на территории вашего стартапа, станет назначение нового CEO, который поведет команду вперед. При выборе сделайте ревью талантов, поговорите с топ-менеджментом, оцените их сильные и слабые стороны, определите склонность каждого к лидерству. Узнайте, каким они видят свое профессиональное развитие в компании, какие идеи хотят реализовать и насколько значимый вклад в команду хотят сделать.
В случае с моим стартапом новым лидером стал CPO. Он хорошо понимал, как сервису дальше расти. А увидеть помогут те же вопросы от Y Combinator, которые можно задать себе на этапе принятия решения об уходе.
Наконец, перед экзитом подготовьте мануал по рискам для новых CEO и владельца. Проведите оценку и поделитесь с ними результатами. Проработайте несколько сценариев того, что в ближайшее время после вашего ухода может пойти не так, и расскажите, как бы вы решили эти проблемы.
Вы можете остаться консультантом или просто организовать регулярные встречи с командой после экзита: расскажите о том, что будете на связи. Я, например, первое время после выхода регулярно встречался с CEO: узнавал, чем дышит проект, какие дальнейшие риски для него видятся.
По теме. Как в 25 лет продать компанию за $16,5 млн
Жизнь после
Мне повезло — уже на этапе выхода я знал, чем буду заниматься дальше и горел идеей нового проекта. Я начал создавать сервис, направленный на улучшение сна пользователей.
Самое главное для меня — тот огромный заряд энергии, который удалось не растерять во время трудоемкого процесса экзита. Чтобы и у вас получилось сохранить огонь в глазах для новых бизнес-свершений, не забывайте обдумывать каждый этап выхода из дел компании, подготовьте команду и передавайте своих сотрудников в надежные руки.
Фото на обложке: Andersen Ross /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как заработать на продажaх»
- 1 Сбербанк вышел из капитала платформы для мусульман PayZakat финансиста Бехнама Гурбанзаде Доля была возвращена основателю 09 апреля 11:58
- 2 Сооснователь «Кухни на районе» повторно объявил о выходе из проекта Олег Козырев владел 6,19% в компании 26 декабря 15:20
- 3 Фонд Iskra Ventures продал долю в разработчике ИИ-решений для бронирования отелей Hotellab Сумма сделки и имя покупателя не раскрываются 01 ноября 13:08
- 4 Владелец «Шоколадницы» избавился от бывших китайских ресторанов Panda Express За время существования сети в России ее успели переименовать в Monkey Express 14 августа 11:13