Колонки

Решили приобрести готовый бизнес? Вот что нужно сделать перед покупкой

Колонки
Андрей Голощапов
Андрей Голощапов

Генеральный директор «ЕЮС»

Ирина Печёрская

Многие не хотят начинать свое дело с нуля и выбирают покупку готового бизнеса. Андрей Голощапов, генеральный директор «ЕЮС», принимает непосредственное участие в решении об инвестировании средств компании в новые бизнесы. Он рассказал, какие параметры нужно проверить и учесть при покупке бизнеса и как правильно оформить приобретение.

Решили приобрести готовый бизнес? Вот что нужно сделать перед покупкой
Присоединиться
Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Почитать отзывы

Первый шаг самый простой: найдите в интернете отзывы на бизнес, который планируете приобрести. Сделать это легко: существует множество сайтов («2Гис», «Яндекс.Карты», «Отзовик» и прочие), где свое мнение высказывают не только покупатели, но и сотрудники компании. Также отзывы можно найти на маркетплейсах (Ozon, Wildberries), если формат бизнеса это предполагает. 

Конечно, не всем мнениям можно доверять, но обилие негатива должно заставить задуматься: стоит ли покупать бизнес, если так много клиентов ругают услуги или товары?

 

Проверить основные параметры бизнеса

Обязательно проверьте основные параметры бизнеса через открытые государственные сервисы. Во-первых, запросите выписку из единого государственного реестра юридических лиц: оформлен ли вообще бизнес официально.

Во-вторых, найдите информацию о налогах, проверьте отсутствие задолженности. В этом поможет сервис «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС. Для поиска нужно знать название компании, Ф.И.О. ИП или ИНН.

В-третьих, узнайте часто ли фирма судится и по каким вопросам: вдруг идут разбирательства, или у вашего будущего  приобретения есть задолженности. Поможет картотека дел — нужно лишь вбить компанию или ИП. 

Все это даст хоть какую-то гарантию чистоты ИП или ООО. При этом вы можете это сделать в любой момент и самостоятельно. А если «секретные материалы» откроются уже на данном этапе, проверять что-либо дальше не имеет смысла.

 

Запросить финансовую отчетность

Важно изучить всю бухгалтерскую отчетность. Это касается расходов, доходов, накладных, налоговых деклараций. Однако будем честны: сделать это неподготовленному человеку без специального образования очень сложно. Но это не значит, что нужно пускать все на самотек и безоговорочно верить бухгалтеру компании. 

Выхода два. Первый — нанять бухгалтера для точечной проверки отчетности.
Второй — пойти дальше и заказать полноценную процедуру проверки всего бизнеса — due diligence

Этим занимаются специальные компании и берут в среднем от 100 тыс. рублей. Но это вложение окупится в любом случае: или вы купите выгодный бизнес, или избежите обмана со стороны продавца на более крупные суммы. 

В рамках due diligence специалисты предоставят отчет о доходах и расходах, уплате налогов, законности всех документов, наличию или отсутствию обременений и долгов, официальном или «сером» формате выплаты зарплат, а также дадут общую оценку эффективности бизнеса и его перспективах на рынке.

 

Поговорить с сотрудниками

Если вы удостоверились, что все сотрудники трудоустроены официально, а долгов по выплате зарплат нет, стоит обязательно лично с ними встретиться. Хотя бы с сотрудниками, занимающими ключевые позиции: директором, руководителями отделов и подразделений.

Это позволит узнать, как они относятся к продаже бизнеса, не планируют ли уходить из компании, есть ли у них вопросы и пожелания. Обратите внимание на то, как они видят дальнейшее сотрудничество, лояльно ли они настроены работать под новым руководством. Все это играет большую роль, ведь одно дело покупать функционирующий бизнес, и совсем другое — набирать команду с нуля.

 

Решить вопрос с арендой

Если владелец бизнеса снимает офис или производственное помещение, стоит познакомиться с арендодателем. Зачем? Чтобы узнать планирует ли он и дальше сдавать площадь, не собирается ли поднимать цену или менять условия оплаты и прочее. Возможно, арендодатель захочет заработать на вас и поднимет стоимость на 30-50% в надежде, что вы согласитесь и не захотите искать новое помещение. 

Также вы имеете право самостоятельно проверить, является ли лицо настоящим собственником. Для этого можно заказать выписку из ЕГРН. Выписки из ЕГРН организациям и физлицам предоставляются за плату. Исключение составляет выписка о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Она предоставляется бесплатно (ч. 2, 4 ст. 63 Закона о госрегистрации недвижимости).

Учитывайте, что представитель организации может подать запрос от своего имени как физлицо. В этом случае плата за предоставление сведений будет меньше. Выписку из ЕГРН вам выдадут тем способом, который вы указали в запросе.

Все это — очень важные моменты, которые напрямую влияют на функционирование бизнеса.

 

Оформить отношения по всем правилам

Если все вышеперечисленные пункты не заставили вас усомниться в решении купить конкретный готовый бизнес, остался последний шаг — непосредственно сделка. Советую нанять для прохождения этого этапа юриста, чтобы быть уверенным в правильности оформления всех документов. 

В зависимости от того, как оформлен бизнес — ИП или ООО — переоформлять его на нового владельца нужно по-разному. Так, если бизнес принадлежит ИП, вы приобретаете активы. Ведь ИП — это статус конкретного человека. Что же вам нужно сделать?

Для начала оформите ИП на свое имя, выбрав вид экономической деятельности из общероссийского классификатора. Затем перед подписанием договора купли-продажи активов обязательно возьмите у собственника бизнеса справку об отсутствии претензий со стороны супруга или супруги. В этом случае вы будете защищены, и сделку не смогут оспорить, признав недействительной. 

Следующий шаг — подписание договора о переуступке прав аренды, его оформление с арендодателем. Затем — подписание договоров с клиентами и поставщиками. Стоит внимательно следить, чтобы новые условия сотрудничества не ставили вас в невыгодное положение. 

Конечно, последнее правило работает и при покупке фирмы. В этом случае приобретение бизнеса может происходить по двум сценариям. Первый — создание нового ООО или АО. Далее старый владелец передает все активы новому. Но стоит учитывать, что поставщики или арендодатель могут не захотеть заключать договор с новым юридическим лицом (и они имеют на это право). Поэтому необходимо заранее узнать изменятся ли условия сотрудничества.

Второй вариант — покупка долей учредителей. Плюс в том, что это минимизирует возможные проблемы с партнерами и клиентами. Но есть и минус: если проверка бизнеса была проведена некачественно, отвечать за долги и иные проблемы будете уже вы, став новым владельцем.

Поэтому в любом случае обязательно досконально и без спешки проверяйте бизнес перед покупкой от и до. И делайте это в команде с юристом: решив сэкономить на услугах специалиста, вы можете потерять гораздо больше.

Фото на обложке: fizkes / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как написать коммерческое предложение
  2. 2 Что включает в себя фонд оплаты труда и как рассчитывается
  3. 3 Бизнес в интернете с минимальными вложениями
  4. 4 Как открыть бизнес с нуля
  5. 5 Дропшиппинг: что это такое и как на этом зарабатывать
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!